(Урок «открытия» нового знания (изучения нового материала))
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||||
Предмет - | Класс - | |||||
Тема урока - | ||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
|
| |||||
Словарь урока: | ||||||
Ресурсы урока: | ||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
| ||||||
Этап урока (+время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1 этап. Мотивация | 1) Стимулирует интерес учащихся к уроку. 2) Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы): - предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения - задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их. - задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно). - дает задание, невыполнимое при имеющемся уровне знаний и умений - предоставляет дидактический материал | - Вступают в диалог с учителем, выполняют задания, выявляют противоречие – осознают и проговаривают его | ||||
Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока. | ||||||
2 этап. Актуализация знаний | - задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме); Здесь и везде используются: - либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа. -либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. | - вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения; - вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум); - определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть) | ||||
3 этап. Целеполагание и планирование | Целеполагание – формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты). Планирование - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач) | |||||
4 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) | Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление. | |||||
- Организует работу учащихся по поиску и обработке информации. - Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы. - Формулирует обобщающие вопросы. - Демонстрирует готовый алгоритм или организует его составление. - Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. - Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. - Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок.
| - Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карты, схемы и др.) - Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи. - Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие». - Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы. - Оценивают правильность своих выводов, решений. - Осуществляют самопроверку, самооценкуполученных результатов. - Работают по алгоритму или составляют план действий – алгоритм и выполняют учебные действия - Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике. - Вступают в диалог - Выполняют задания учителя - Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. | |||||
5 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | На данном этапе происходит - повторение и закрепление учебного материала, - тренировка навыков использования нового знания, - установление связей между новым и ранее изученным материалом. Виды деятельности учителя и учащихся совпадают по своему содержанию с видами деятельности на предыдущем этапе. | |||||
6 этап. Рефлексия и оценивание | Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока и эмоционального отношения к своей учебной деятельности.
| |||||
- Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. - Выставляет и комментирует отметки.
| - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). | |||||
7 этап. Домашнее задание | Домашнее задание предполагает - инвариантную часть, соответствующую базовому уровню сложности, - вариативную часть (учащиеся могут выбирать задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей) – повышенный и высокий уровень. * Домашнее задание может быть недифференцированным в том случае, если оно носит творческий характер. | |||||
Следует отметить, что ни в одном из нормативных актов, сопровождающих введение ФГОС, не говорится об обязательной замене поурочных планов (конспектов) уроков технологическими картами. Технологическая карта — это лишь один из вариантов развёрнутого поурочного плана урока. Урок также может быть оформлен в форме конспекта, главное, чтобы в нём были соблюдены требования ФГОС.
Ресурсы.
Громова В.И. ФГОС. Настольная книга учителя: учебно-методическое пособие / В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. – 2-е изд., испр. и доп. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2015. – 208 с.
Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода.– М.: Школьные технологии, 2011, № 6.
Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. СПб.: КАРО, 2013.
Поташник М.М, Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. М.: Педагогическое общество России, 2014.
Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие / Е.С. Антонова. – М., 2007.
Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М., 2012.