Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения нового материала))

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет -

Класс -

 

Тема урока -

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

 

 

Словарь урока:

Ресурсы урока:

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Мотивация

1) Стимулирует интерес учащихся к уроку.

2) Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):

- предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения

- задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

- задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

- дает задание, невыполнимое при имеющемся уровне знаний и умений

- предоставляет дидактический материал

- Вступают в диалог с учителем, выполняют задания, выявляют противоречие – осознают и проговаривают его

 

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний,

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.

2 этап. Актуализация знаний

- задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме);

Здесь и везде используются:

- либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа.

-либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе.

- вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

- вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум);

- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

3 этап. Целеполагание и планирование

Целеполагание – формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Планирование - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач)

4 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

- Организует работу учащихся по поиску и обработке информации.

- Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы.

- Формулирует обобщающие вопросы.

- Демонстрирует готовый алгоритм или организует его составление.

- Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

- Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах.

- Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок.

 

- Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карты, схемы и др.)

- Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи.

- Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие».

- Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

- Оценивают правильность своих выводов, решений.

- Осуществляют самопроверку, самооценкуполученных результатов.

- Работают по алгоритму или составляют план действий – алгоритм и выполняют учебные действия

- Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике.

- Вступают в диалог

- Выполняют задания учителя 

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

5 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

На данном этапе происходит

- повторение и закрепление учебного материала,

- тренировка навыков использования нового знания,

- установление связей между новым и ранее изученным материалом.

Виды деятельности учителя и учащихся совпадают по своему содержанию с видами деятельности на предыдущем этапе.

6 этап. Рефлексия и оценивание

Основные задачи учителя:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока и эмоционального отношения к своей учебной деятельности.

 

- Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- Выставляет и комментирует отметки.

 

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

7 этап. Домашнее задание

Домашнее задание предполагает

- инвариантную часть, соответствующую базовому уровню сложности,

- вариативную часть (учащиеся могут выбирать задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей) – повышенный и высокий уровень.

* Домашнее задание может быть недифференцированным в том случае, если оно носит творческий характер.

             

 

Следует отметить, что ни в одном из нормативных актов, сопровождающих введение ФГОС, не говорится об обязательной замене поурочных планов (конспектов) уроков технологическими картами. Технологическая карта — это лишь один из вариантов развёрнутого поурочного плана урока. Урок также может быть оформлен в форме конспекта, главное, чтобы в нём были соблюдены требования ФГОС.

Ресурсы.

Громова В.И. ФГОС. Настольная книга учителя: учебно-методическое пособие / В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. – 2-е изд., испр. и доп. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2015. – 208 с.

Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода.– М.: Школьные технологии, 2011, № 6.

Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. СПб.: КАРО, 2013.

Поташник М.М, Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. М.: Педагогическое общество России, 2014.

Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие / Е.С. Антонова. – М., 2007.

Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М., 2012.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: