1. Как соотносятся понятия «бытие», «субстанция», «мир человека»? Чем отличается бытие мира и бытие человека?
2. Как формируются представления о мире?
3. Какие формы имеет человеческое бытие?
4. Какие из определений материи являются философскими:
а) материя - это все то, что имеет массу и энергию;
б) материя - это все то, что состоит из атомов;
в) материя - это вещество, поле, вакуум;
г) материя - это категория для обозначения объективной реальности;
д) материя - это субстанция, первооснова всего, что существует?
5. Почему нельзя отождествлять понятия «материальное» и
«материя»? Покажите, к чему приводит подобное отождествление?
6. Какому философскому направлению соответствует следующие суждение:
а) движение - способ существования материи;
б) движение - это чистая энергия;
в) движение - изменение наших чувств;
г) движение - это перемещение тела в пространстве и времени;
д) движение - это изменения вообще;
е) движение - это развитие идеи как самостоятельной сущности.
7. Назовите философские и физические свойства пространства и времени. Покажите их общие черты и различия. Почему пространство имеет обратимый характер, а время - необратимый?
|
|
Темы докладов и рефератов
1. Категория бытия: смысл и специфика.
2. Проблематичность человеческого бытия.
3. Бытие и небытие. Бытие и сущность.
4. Особенности бытия духовного.
5. Бытие и разум.
6. Виртуальное бытие и его влияние на формирование человека.
Литература
1. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с. 220-237.
2. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 197- 205.
3. Несмеянов Е.Е. Философия в вопросах и ответах: Учебноепособие для вузов – М.: Гардарики, 1999, с. 164-170.
4. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид. 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с.253-286.
5. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с. 418-521.
6. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с. 254-276.
7. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.
8. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.
СЕМИНАР № 5
Тема: Сознание, ее природа, сущность и структура
Цели и задачи занятия: определить соотношение понятий «материя», «сознание», «бытие», «дух»; выявить их методологический потенциал для решения фундаментальных проблем философии; проанализировать развитие форм отражения, его особенности на разных уровнях развития материи; определить философские и естественнонаучные свойства сознания, его структуру и основные факторы развития; обосновать значение, самосознания, охарактеризовать уровни сознания.
|
|
Основные понятия и категории темы: бытие, отражение, ощущения, вульгарный материализм, душа, дух, язык, мозг, органы чувств, раздражительность, психическое, рефлексы, самосознание, сознание, восприятие, представление целей.
ПЛАН
1. Возникновение и природа сознания.
2. Сознание - высшая форма отражения действительности. сущность
и функции сознания.
3. Определяющая роль социальности в эволюции сознания.
4. Творческий характер сознания. Самосознание.
5. Сознание и язык.
Проблемно-поисковые вопросы
1. В чем заключается ошибочность взглядов, вульгарных материалистов на природу и сущность сознания? Обоснуйте свой ответ.
2. Что означает положение о том, что сознание не только отражает мир, но и создаёт его?
3. Как можно обосновать общественно-историческую сущность сознания?
4. Какими качественными признаками отличается психика человека от психики животных?
5. Какие структурные идеальные элементы входят в психику человека?
6. Какую роль в жизни человека играет бессознательное?
7. В чем проявляется «вторичность» сознания и зависимость его от материи?
8. Проанализируйте роль языка в развитии сознания?
9. Можно понять природу человеческого сознания, если изучать только мозг?
10. Как вы понимаете соотношение отражения и сознания?
11. Что из перечисленного входит в философское понимание сознания (ощущения, речь, мышление, биотоки мозга, свобода, представление, темперамент, эмоции, память, понятие, инстинкты, мировоззрение, желание, нервные импульсы, рефлексы)?
12. В чем заключается специфика творческой деятельности? Кого можно считать субъектом творчества?
Темы докладов и рефератов
1. Эволюция философских представлений о сознании, его происхождении и сущности.
2. Проблема «диалога» человека и компьютерных систем.
3. Сознание как необходимое условие восстановления культуры.
4. Сознание и духовный мир человека.
5. Индивидуальное и общественное сознание: общее и отличительное.
6. Сознание, самосознание, подсознание: формы проявления.
Литература
1. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с.63-83.
2. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 283-310.
3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательскаякорпорация Логос, 1998, с. 191-194.
4. Кохановський В.П. Философия: учебник для высшихучебных заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996, с. 162-201.
5. Несмеянова Е.Е. Философия в вопросах и ответах: Учебноепособие для
вузов – М.: Гардарики, 1999, с. 203-219.
6. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с.286-304.
7. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с.445-467.
8. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с.280-294.
9. Табачковський В.Г. Філософія: Світ людини. Курс лекцій: навч.
посібник – К.: Либідь, 2004, с. 281-296.
10. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.
СЕМИНАР № 6
Тема: Диалектика: принципы, законы,категории
Цели и задачи занятия: обосновать мировоззренческое и методологическое значение основных законов диалектики, что позволит раскрывать источник, механизм и направленность изменений всех предметов и явлений материального и духовного мира; выявить взаимосвязь и взаимопереходы законов и категорий диалектики; обосновать непродуктивность софистики, эклектики и метафизики, их несостоятельность; выявлять истинную сущность и взаимообусловленность всех элементов мира; вырабатывать навыки применения диалектического метода в научно-теоретической деятельности и повседневной жизни.
|
|
Основные понятия и категории темы: случайность, диалектика, действительность, эклектика, общее, закон, отрицание, содержание, категория, количество, метафизика, мера, возможность, следствие, необходимость, единичное, особенное, причина, противоположность, противоречие, софистика, преемственность, прыжок, сущность, форма, явление, качество.
ПЛАН
1. Разнообразие способов философствования (диалектика, метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и т.д.).
2. Диалектика и метафизика как основные альтернативные способы
философского осмысления бытия.
3. Общие законы диалектики и их роль в осмыслении процесса развития.
4. Универсальные связи бытия и категории диалектики.