Цели и задачи занятия: определение основных категорий, которые позволяют выяснить сущность человека как биопсихосоциальногосущества; выявить основные черты, характеризующие человека, индивида, личность, индивидуальность; сравнить «деятельность» и «активность», охарактеризовать их основные типы и формы, определив отличия и ценностную направленность; осмыслить условия успешного овладения социальных ролей, связь «социальной роли» с «социализацией» и «индивидуализацией»; обосновать экзистенциальный характер категорий людского бытия, значимость «свободы», «ответственности», "любви", "счастья", для реализации человеком смысла своей жизни.
Основные понятия и категории темы: аксиология, активность, альтруизм, ответственность, собственность, гедонизм, деятельность, экстраверт, индивид, индивидуализация, индивидуальность, интерес, интроверт, человек, менталитет, личность, потребность, смысл жизни, свобода, социальная роль, ценностная ориентация.
ПЛАН
1. Проблема человек в истории философии.
2. Природа и сущность человека. Человек как биопсихосоциальное существо.
3. Соотношение понятий "человек-индивид-личность- индивидуальность".
4. Человек и история. Роль личности в истории.
5. Потребность, интерес, ценностная ориентация личности.
6. Смысл жизни человека.
Проблемно-поисковые вопросы
1. В чем заключается сущность человека? Назовите его основные признаки.
2. Обоснуйте, что человек представляет собой биопсихосоциальное единство.
3. В чем заключается основное различие между индивидом и индивидуальностью? Охарактеризуйте условия, при которых индивид может стать индивидуальностью, личностью.
4. Проявите сущность категорий «человек», «индивид», «личность»; Определите их основные отличия.
5. Проанализируйте приведенные определения сущности человека:
а) человек - это существо политическое (Аристотель);
б) человек - это животное, способное производить орудиятруда (Б.Франклин);
в) человек - это не статический центр мира, как он считает,а стержень и вершина эволюции (П. Тейяр де Шарден)?
8. Чем детерминируются потребности? Почему они выступают возбудителем активности?
9. Какие функции выполняют потребности? Приведите типологию потребностей.
10. В чем заключается сущность интереса? Охарактеризуйте его структуру.
12. Почему проблема смысла жизни является одной из «вечных» в философии?
13. В чем заключается сущность свободы? Как она связана сответственностью?
15. Докажите, что собственность является основой развития личности. Выделить ее основные характеристики.
Темы докладов и рефератов
1. Человек как свободное существо. Свобода, выбор, ценности.
2.Человеческое существование и его смысл. Жизненная позиция личности.
3. Социальные нормы как фактор влияния общества на особенность.
4. Духовность как средство и смысл жизнедеятельности человека.
5. Жизнь как проблема человеческой рефлексии.
6. Свобода и разум.
Литература
1. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с.277- 343.
2.Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 412-424.
3. Кохановский В.П. Философия: учебник для высшихучебных заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996, с. 263-297.
4. Несмеянов Е.Е. Философия в вопросах и ответах: Учебноепособие для вузов – М.: Гардарики, 1999, с. 255-262.
5. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с.331 - 342.
6. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с. 666 - 699.
7. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с. 146-506.
8. Табачковський В.Г. Філософія: Світ людини. Курс лекцій: навч.
посібник – К.: Либідь, 2004, с. 200, 207,, 217-218, 22, 230 240, 256-257, 267, 273, 279, 283, 321, 326, 329, 335.
(Образец оформления творческой работы)
ДОНЕЦКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Основы философии
Доклад
Тема: "Категория бытия: смысл и специфика"
2017
ДОНЕЦКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Основы философии
Доклад
Тема: "Категория бытия: смысл и специфика"
Выполнил: Довгань Д.С.-
Студент гр. 1КД-17
Проверил:Чернышова О.П.-
преподаватель высшей категории
Тема: "Категория бытия: смысл и специфика"
План
Введение.
I. Понятие бытия мира, субстанции в качестве исходных категорий......с.18-20
II. Проблема соотношения духа (сознания) и материи........................................с
III. Движение как способ существования материи. Виды движения.................с
IV. Пространство и время - формы бытия материи. Основные свойства..........с
пространства и времени..........................................................................................с
Заключение.............................................................................................................с
Литература................................................................................................................с
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.Губар О.М. Філософія: інтерактивний курс лекцій. -К.: Центр учбової літератури, 2007, с. 15-30.
2.Подольська Є.А. Філософія. Підручник-К: Центр навчальної літератури, 2006, с.82-84.
4. Спиркин А.Г. Философия: учебник, -2-е изд.-М.: Гардарики, 2007, с. 50-53.
Дополнительная:
1. Подольська Є.А. кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігіезнавство. Навчальний посібник. Видання друге, перероблене та доповнене -К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с. 53-56.
Информационные ресурсы:
http://www/tamognia.ru/faq/detail/php?ID=1604743