Форма проведения занятия - семинар

В процессе обсуждения актуальных проблем психологии воспитания студентам предстоит усвоить ряд содержательных моментов.

1. Психология воспитания исследует проблемы формирования личности в учебно-воспитательной ситуации и в условиях семейного воспитания.

Кроме того, психология воспитания изучает основные закономерности и этапы, условия и механизмы формирования личности в онтогенезе.

Известно, что личность приобретает свои качества лишь в системе общественных отношений, находясь в социуме.

2.  Воспитание – это механизм социализации личности, в ходе которого происходит процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать как равноправному члену общества. Воспитание – это искусственно создаваемый институт, объективно вызванный к жизни.

Процесс воспитания – неразрывная связь субъекта, объекта, предмета воспитания. С позиции деятельностного подхода воспитание может быть представлено, как единство двух видов деятельности: воспитателя и воспитуемого. Деятельность воспитуемого рассматривается как средство воспитания в процессе реализации цели воспитательной деятельности.

Согласно В.А. Сухомлинскому, «воспитание, пробуждающее к самовоспитанию, и есть настоящее воспитание».

Цель воспитания - обеспечить индивиду свободу в смысле его самостановления как личности. Есть основание говорить о последующей эмансипации от воспитателя. В результате формируется личность независимая в суждениях, имеющая свою точку зрения.

Главная задача воспитания – формирование единства в структуре личности между ее отдельными элементами: интеллектуальной, эмоциональной, практической, духовно-психологической.

Объект воспитания – отдельно взятая личность, а предмет воспитания – целостная духовно-психологическая структура личности или ее отдельные качества, которые подлежат изменению.

3. Студенты должны знать, что интегрирующей функцией воспитания является - формирующая (формируется социальный тип личности), важными представляются познавательная, корректирующая, просветительская функция.

4. Значимыми механизмами воспитания являются: «сдвиг мотива на цель», «идентификация», «освоение новых социальных ролей».

5. Нравственная воспитанность характеризуется:

– нравственными знаниями (понимание того, что значит быть нравственным);

– отношение к ним, то есть, стали ли эти знания потребностью, мотивами личности, вошли ли они в систему ценностных ориентаций личности;

– нравственным поведением, то есть, в какой степени эти отношения реализуются личностью в действиях, поступках?

Студентам следует знать

Школьный коллектив имеет специфические особенности, существуют определенные требования к коллективу школы. Главной ценностью школьного воспитания должно стать формирование индивидуальности учащегося.

Существуют многочисленные типы нарушений воспитания в семье, мешающие благоприятной социализации личности.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте взаимосвязь понятий «личность» и «деятельность».

2. Назовите механизмы формирования личности.

3. Какие институты воспитания вы знаете? Охарактеризуйте их.

4. Какое влияние оказывает классный коллектив на личность? Укажите положительные и негативные моменты.

5. Что означает «нравственное» воспитание, «нравственные» знания?

6. Для формирования личности необходим сплоченный коллектив?

7. Почему воспитание является механизмом социализации личности?

8. Назовите типы нарушений семейного воспитания.

 

Тема «Психологические характеристики личности педагога»

Цель занятия – психологический анализ структуры личности педагога.

Вопросы для обсуждения

1. Педагог – центральная фигура педагогической деятельности.

2. Психологические характеристики личности педагога.

3. Типы профессиональных деформаций личности педагога.

Форма проведения занятия – семинар.

Основные понятия – педагогическая деятельность, педагогические способности, педагогический такт, педагогическая эмпатия и общительность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: