Методические указания
По оформлению учебных текстовых работ
(рефератов, контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ) для всех специальностей и направлений ИФЭМ
2-е изд., дополненное, версия 041217
Внимание. Метод указания оформлены так, как должны оформлять свои работы студенты и преподаватели. Исключение: каждый раздел должен начинаться с новой страницы.
В Приложениях А и Б даны образцы титульных листовкурсовой
и контрольной (самостоятельной) работ
Калининград
2017
Содержание
Введение | 4 | ||||
1 | Научный стиль изложения | 5 | |||
1.1 | Лексика научного стиля речи | 5 | |||
1.2 | Морфологические особенности научного стиля речи | 5 | |||
1.3 | Синтаксические особенности научного стиля речи | 6 | |||
2 | Государственные стандарты по оформлению работ | 7 | |||
3 | Правила оформления текста работы | 8 | |||
3.1 | Общие требования к оформлению | 8 | |||
3.2 | Правила структурирования работы и заголовки | 8 | |||
3.3 | Правила нумерации страниц, перечислений, написания числовых величин | 9 | |||
3.4 | Правила написания формул
| 11 | |||
3.5 | Правила оформления иллюстраций | 12 | |||
3.6 | Правила оформления таблиц | 14 | |||
4 | Оформление библиографических ссылок и библиографического списка (списка использованных источников) | 17 | |||
4.1 | Оформление библиографических ссылок (БС) | 17 | |||
4.2 | Оформление библиографического списка (списка использованных источников) | 19 | |||
4.3 | Примеры библиографического описания источников | 21 | |||
5 | Правила оформления приложений | 23 | |||
Список использованных источников | 24 | ||||
Приложение А | - Образец титульного листа курсовой работы | 25 | |||
Приложение Б | - Образец титульного листа контрольной работы | 26 |
Введение
Настоящие методические указания являются общими и обязательными к использованию на всех кафедрах для всех специальностей и направлений (для всех трёх ступеней высшего образования) Института финансов, экономики и менеджмента. Они распространяются на все без исключения учебные текстовые работы (УТР) студентов. С их появлением отпадает необходимость включать во вновь создаваемые различные методические указания раздел по оформлению рефератов, контрольных, курсовых, выпускных квалификационных и других работ. В основу правил оформления положены государственные стандарты России [1-5] и особенности учебных текстовых работ.
Работа, содержащая ошибки в оформлении, не допускается до рецензирования (проверки содержания).
В заключение отметим три обстоятельства, которые пользователям настоящей работы следует иметь в виду:
· каждый использованный нами государственный стандарт - это многостраничный текст, рассчитанный на применение в разных областях. Поэтому здесь мы излагаем правила в сокращённом варианте. В спорных случаях следует обращаться к тексту стандартов.
|
|
· сами стандарты несовершенны, поэтому в некоторых случаях мы дополняли их.Например, в стандарте не учтены возможности текстовых редакторов.
· при написании настоящей работы авторы стремились соблюсти все правила оформления, поэтому работу можно рассматривать как образец для подражания (исключение: разделы 1, 2, 3.. должны начинаться с новых страниц).
1Научный стиль изложения
Для написания учебных текстовых работ применяется научный стиль русского языка. Научный стиль — это стильлитературного языка, которому присущи: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Стиль научных работ определяется их содержанием и целями: точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности развития. Логичность, последовательность и ясность – три основных особенности научного стиля.
Лексика научного стиля речи
Ведущая форма научного мышления – понятие. Специальные понятия выражаются с помощью терминов - слов или словосочетаний специальной области знания. Термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии - чувств. Примеры терминов: "планирование", "бюджет", "финансовая устойчивость".
Для терминов характерно употребление в одном определенном значении, реже — в двух значениях. Недопустима лексика бытового характера, например, "огромный", "здорово". Следует с осторожностью применять эмоциональные высказывания и оценки: "блестящие результаты", "никогда".
Морфологические особенности научного стиля речи
Научному стилю присущи свои грамматические особенности. Закон экономии языковых средств приводит к использованию кратких форм: 1) существительных мужского рода вместо женского, например, компонент вместо компонента и т.п., 2) формы единственного числа имен существительных в значении множественного числа, например, организация – основа национальной экономики.
Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации - утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности научного стиля. Поэтому большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся).
Вневременное значение приобретает прошедшее время глагола, например, произведено n опытов, в каждом из которых Х принял определенное значение.
Местоимение мы, кроме употребления в значении авторского мы, часто выражает значение обобщенности в значении "я и аудитория", например: мы приходим к результату. Недопустимо написание работы от 1-го лица единственного числа, например, я исследовал. Но в устном докладе, наоборот, предпочтительно говорить именно от своего лица, например, я исследовал.
Синтаксические особенности научного стиля речи
Для синтаксиса научного стиля характерна тенденция к сложным построениям. Это способствует передаче сложной системы научных понятий - отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательством и выводом. Распространены разные типы сложных предложений, в частности, с использованием составных подчинительных союзов: "вследствие того, что.."; "ввиду того, что..", "в то время как..". Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности, абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания — они почти всегда повествовательные.
|
|