Современная геополитическая картина мира

В мире за период последнего десятилетия ХХ-го и первого десятилетия ХХI века произошли события, оказавшие большое влияние на глобальную геополитическую картину, изменившие складывавшийся в течение полувека стратегический баланс сил и способствующие возникновению новых вызовов и угроз, в том числе и в первую очередь для России. К числу событий такого рода следует отнести следующие:

Расширение зоны оперативной ответственности НАТО за пределы границ, изначально определённых Североатлантическим договором. На страны Балтии, Восточной Европы и Балкан, прямое участие вооружённых контингентов стран-участниц НАТО в военных операциях далеко за пределами границ ответственности блока – Балканы, Афганистан, Ирак, Северная Африка, Ближний Восток. Завершение формирования и начало распада Евросоюза, претендовавшего на всё более серьёзную геополитическую и экономическую роль на Европейском континенте и в мире в целом.

НАТО по существу явочным порядком вышла непосредственно к границам России в страны Балтии, Польшу и Румынию и рассчитывает расширять эти возможности. Планы дальнейшего расширения зоны стратегического влияния НАТО распространяются на бывшее советское Закавказье, Молдову и Украину. Не исключено, что НАТО пойдёт на Ближний Восток и в Африку. Из состава ЕС вышла Великобритания.

Первые шаги по реализации плана размещения элементов стратегической системы противоракетной обороны (ПРО) США на территории некоторых стран Восточной Европы: Польши, Румынии, в недавнем прошлом – Чехии.

Это происходит в непосредственной близости от территории Российской Федерации и позиций её стратегических средств противовоздушной обороны, остающихся сегодня единственным гарантом национальной безопасности. Недавние ссылки Вашингтона на «иранскую ракетно-ядерную угрозу», носившие характер дезинформации Российской Федерации и мирового сообщества, сегодня уже бессмысленны.

История с планами размещения средств стратегической ПРО США в Европе находит своё продолжение в сообщениях о намерениях Пентагона разместить такие средства в других районах мира – в зоне Персидского залива, в Японии, в Южной Корее и в Австралии.

3. Подготовленный десятилетиями внутренних реформ экономический и военно-политический прорыв Китая в сферу глобальной экономики и геополитики.

Китай сумел освоить передовые мировые технологии, быстро нарастить современное промышленное производство, стать «мировой мастерской» и навязать её продукцию всему миру, расширить свои внешние экономические и торговые связи на всех континентах, укрепить и оснастить современной техникой национальные вооружённые силы. Свою экспансию в мире Китай осуществляет одновременно по всем стратегическим направлениям.

Войны, вооружённые конфликты и военно-политические кризисы на Ближнем Востоке и в Северной Африке, вызванные ими крупные изменения в геополитической картине и военно-политической обстановке в этих районах мира. Бурные события 2011 года в арабском мире, получившие название «арабской весны», постепенно приобретают признаки «арабской исламской зимы» из-за захвата политической власти в ряде арабских стран исламскими радикалами.

С 1990-го по 2012 год здесь состоялись две войны в Ираке (1990 – 1991 и 2003 – 2011), война Израиля против Ливана (2006), внутренний вооружённый конфликт в Ливии (2011), региональный вооружённый конфликт с ИГИЛ-ДАИШ на территории Сирии и Ирака (2015 –?) при активном участии Российской Федерации, менее активном США и НАТО.

Ирак фактически оказался разорванным на три части: курдские районы на севере, шиитская часть на юге и суннитский центр. Бывшие самыми мощными в арабском мире вооружённые силы Ирака рассеяны и распущены, а многолетний лидер страны Саддам Хусейн и его семья казнены американцами в лучших восточных традициях. Богатейшие иракские нефтяные ресурсы перешли под контроль западных нефтяных монополий.

В Египте в результате острого внутреннего противостояния между населением и властями произошли неоднократные смены правящих режимов. По состоянию на 2016 год напряжённость политической ситуации в стране несколько снизилась, но не спадает.

В Ливии при военной поддержке США и НАТО уничтожен лидер страны Муаммар Каддафи. Само ливийское государство опустилось до развала государства и вооружённого противоборства между различными кланами и племенами.

В Сирии ИГИЛ-ДАИШ и силы оппозиции, активно поддерживаемые западными странами, Турцией и богатыми проамериканскими арабскими режимами Аравийского полуострова, предприняли попытку вооружённого свержения президента Сирии Башара Асада. Конфликт в этой стране имел все признаки межконфессионального – исламские экстремисты против алавитов, и по этой причине мог стать долгосрочным и кровавым. Если бы не вступление в него военно-космических сил России в качестве стороны, поддержавшей законное правительство и президента.

Ко всем этим событиям причастны Турция и западные страны – США, Великобритания, Франция, оказывающие политическую, дипломатическую, военно-техническую, военную и другие виды поддержки противникам традиционных правящих арабских режимов. Особенно ярко это проявилось в Ливии и Сирии. Этими событиями в названных странах целенаправленно пользуются для расширения своего влияния и захвата политической власти исламские фундаменталисты-салафиты и боевики ИГИЛ-ДАИШ.

Повышение военно-политической напряжённости на Среднем Востоке вокруг Афганистана и Ирана, создающее реальные предпосылки для возникновения опасных очагов военно-политической нестабильности, вооружённых конфликтов и угроз вблизи южных границ России.

Более чем десятилетняя контртеррористическая операция США и НАТО в Афганистане оказалась для Запада безуспешной. Дело идёт к выводу воинских контингентов западных и других стран из афганского театра войны и к возвращению власти талибов в Кабуле. Большинство провинций уже находится под их контролем. Режим президента Афганистана Хамида Карзая самостоятельно вряд ли долго продержится у власти. США будут стремиться в каком-то виде сохранить своё военное присутствие в Афганистане и вокруг него. Для Вашингтона это важно в рамках их геополитики и силового давления на Иран, сдерживания России и стратегического окружения Китая.

Острая военно-политическая ситуация складывалась вокруг Ирана. Иран – ключевая страна на Среднем Востоке с 5 000-летней историей, территорией 1 648 тыс. кв. км., населением более 70 млн. чел., развитой промышленностью, в том числе атомной, и огромными запасами углеводородов: 2-е место среди стран ОПЕК по добыче нефти, 16% мировых запасов природного газа, наличие месторождений урановых руд, угля, меди. Главной особенностью Ирана как страны исламского мира является то, что он – страна мусульман-шиитов, не одну тысячу лет находящихся в оппозиции к суннитам, составляющим подавляющее большинство населения арабского мира. Именно поэтому у Ирана очень мало друзей и много врагов, и он вынужден постоянно крепить свою оборону, развивать свой военный потенциал.

С 1979 года, когда эта страна в результате исламской революции во главе с аятоллой Хомейни выпала из обоймы американских сателлитов на Среднем Востоке, уже шестая по счёту американская администрация пытается свалить правящий режим иранского шиитского духовенства и возвратить эту страну в сферу своего влияния. Сегодня Западом в адрес Ирана выдвигаются обвинения в том, что он развивает военную ракетно-ядерную программу, разрабатывает и производит баллистические ракеты, проводит запуски космических объектов, построил и запустил заводы по обогащению урана. Развязывание вооруженного конфликта против Ирана может иметь самые негативные последствия для противоборствующих сторон.

Сохранение традиционных очагов военно-политической напряженности и межгосударственных противоречий в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР): Корейский полуостров, Китай-Тайвань, Япония и её разногласия с соседями. Начало заката былого влияния и могущества «страны восходящего солнца» – Японии и появление в зоне Азиатско-Тихоокеанского Региона новых динамично развивающихся государств и территорий – Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Вьетнам, Индонезия и др.

Наиболее острой военно-политической проблемой, затрагивающей интересы всех стран региона, являются продолжающиеся усилия Северной Кореи – КНДР по реализации своей ракетно-ядерной программы. Основные силовые линии военно-политической напряжённости и военного противостояния на Корейском полуострове замыкаются на столицах двух корейских государств – Пхеньяне и Сеуле. Обе страны считают своей стратегической и исторической миссией объединение полуострова в составе единого корейского государства. Каждая из сторон выдвигает свои условия объединения, противоречащие друг другу. Поэтому после окончания войны 1950 – 1953 гг. Корейский полуостров так и остаётся разделённым по 38-й параллели.

Геополитическая картина современного мира была бы неполной, если бы в ней не были отражены такие явления и процессы, как рост сепаратизма, реанимация морского пиратства и последовательное наращивание масштабов терроризма, в том числе и государственного.

В течение последних 25 лет терроризм стал для человечества проклятием, унёсшим жизни тысяч и тысяч невинных людей и спровоцировавшим ещё более кровавые события. Терроризм стал проявлением наличия в мире серьёзных очагов и зон острого соперничества и борьбы за территории, власть, ресурсы и навязывание своих идеалов и представлений о том, как должен быть устроен мир и жизнь в нём. Он очень часто проявляет себя на территориях, подвергшихся агрессии со стороны других стран. Террористическими актами часто сопровождается противостояние на идеологической, межнациональной и межконфессиональной почве.

Террор как путь и средство борьбы имеет давнюю историю. Но особого размаха он достиг во второй половине ХХ-го и в начале ХХI века. Зонами проведения террористических актов и насилия стали Ближний Восток (Йемен, Ливан, Израиль, Сирия, Ирак, Турция), Африка (Сомали, Нигерия, Египет и др.), Средний Восток (Ирак, Афганистан), Южная Азия (Пакистан, Индия, Шри-Ланка), ряд стран Юго-Восточной Азии. Масштабные террористические акты в разное время были предприняты в крупнейших городах западного мира: Нью-Йорке, Вашингтоне, Лондоне, Мадриде, Токио, Париже, Брюсселе, Ницце и др.

На территории Российской Федерации акты терроризма на Северном Кавказе, в Москве, Волгограде стали основой тактики мусульманских экстремистов, финансируемых и поддерживаемых из-за рубежа.

8.В 2014 году мировое сообщество стало свидетелем нового отрицательного явления в политике – государственного терроризма. В целом это явление квалифицируется в декларации Женевской конференции по вопросу терроризма 1987 года «The Geneva Declaration on Terrorism», которая определяет как государственный терроризм следующее:

1. Практики полицейского государства, направленные против своих граждан: наблюдение и слежка, разгон собраний, контроль за новостями, избиения, пытки, необоснованные аресты, массовые аресты, фальсифицированные обвинения, показательные суды, убийства.

2. Доставка государством ядерного оружия на территорию других государств, в их территориальные воды или в международные воды.

3. Военные манёвры и учения, проводящиеся вблизи границ другого государства и представляющие угрозу его независимости и территориальной целостности.

4. Атака вооружёнными силами государства целей, которая представляет угрозу для гражданского населения, живущего в другом государстве.

5. Создание и поддержка вооружённых отрядов наёмников с целью уничтожения суверенитета другого государства.

6. Убийства и попытки убийств государственных деятелей других государств или национально-освободительных движений, направляемые государством вне зависимости от того, выполняются ли они с помощью военного удара, специальных операций или найма агентов.

7. Тайные операции разведывательных или других государственных сил, направленные на дестабилизацию или подчинение другого государства, национально-освободительного движения или международного мирного движения.

8. Кампании по дезинформации, направленные на дестабилизацию других государств.

9. Продажа оружия, поддерживающая продолжение региональных войн и задерживающая политическое решение конфликтов.

10. Отмена гражданских прав и свобод, положений конституции и законов под предлогом противодействия терроризму.

11. Разработка, испытание и развертывание ядерного и космического оружия, повышающего вероятность геноцида и экоцида, обрекающее бедных на продолжающуюся нищету и всё человечество на постоянный страх.

Исходя из этой декларации по большинству её пунктов как государственный терроризм, отягощённый геноцидом, могут быть признаны действия Республики Молдова в Приднестровье (1992), Грузии в Абхазии (1992 – 1993) и Южной Осетии (2008), Украины по отношению к народу Донбасса, а с 11 апреля 2014 года – по отношению к Донецкой и Луганской народным республикам. При этом очевидно, что пп. 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 напрямую характеризуют действия Вооружённых Сил Украины и националистических батальонов как государственный терроризм.

На Украине он начался со времени объявления так называемой Антитеррористической операции (АТО). Датой её начала считается 7 апреля 2014 года, когда и. о. президента Украины Александр Турчинов в связи с захватами административных зданий в Харькове, Донецке и Луганске и провозглашением Харьковской и Донецкой народных республик, объявил о создании антикризисного штаба и о том, что «против тех, кто взял в руки оружие, будут проводиться антитеррористические мероприятия». 14 апреля на сайте президента Украины был размещён текст указа № 405/2014 о начале антитеррористической операции на востоке Украины: «Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 г. «О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины». Указ вступил в силу со дня опубликования.

Президент Украины Пётр Порошенко неоднократно называл конфликт «Отечественной войной». Пророссийские силы и руководство России действия украинской стороны в данном конфликте называют карательной операцией, а конфликт в целом гражданской войной на Украине.

Политические события, вооруженные конфликты и вызванные ими геополитические изменения и процессы на постсоветском пространстве – страны Балтии, Белоруссия, Украина, Молдова, Южный Кавказ, Центральная Азия.

Это отдельная большая и достаточно изученная тема. Но она постоянно наполняется новым содержанием. Несмотря на то, что Советского Союза нет уже более 20 лет, и он никогда не возродится в своём прежнем формате, в таких странах и регионах, как Прибалтика, Польша, Украина активно культивируется бездоказательный миф о российской угрозе, российской оккупации. На этой почве возрастает русофобия.

Общие геополитические итоги всех перечисленных изменений и событий можно свести к следующему:

– Мировое сообщество ушло от биполярного противостояния, основанного на ядерном паритете и стратегическом балансе сил, достаточно быстро убедилось в опасности однополярной схемы устройства мира во главе с США и НАТО и объективно склоняется к полицентричной схеме мирового порядка. Движение по этому вектору пока неспешное и зигзагообразное. Вашингтон стремится не только удержать, но и закрепить за собой позиции единого полюса силы в мире. Тем не менее, на мировой геополитической сцене в последние годы появились новые игроки: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), группа стран БРИКС, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Формируется Евразийский союз.

– Запад стремится расширить контроль над арабскими странами, составлявшими прежде основу антиизраильского фронта арабского мира. Этот вывод верен даже с учётом того, что сегодня к власти в некоторых арабских странах приходят исламские фундаменталисты. Возникла ситуация, когда для сохранения своих позиций в исламских странах, подпавшими под события «арабской весны», США и их ближайшие союзники вынуждены налаживать связи с лидерами фундаменталистов. Это уже стало привычным для американской дипломатии – действовать по ситуации, не придавая абсолютно никакого значения моральной и идеологической сторонам своих внешнеполитических сделок. Как долго будет продолжаться эта «любовь по расчёту», сегодня сказать невозможно. Но вариантов всего два: или новые, в сильной степени исламизированные режимы, подобно Саудовской Аравии, станут стратегическими партнёрами Запада; или же всё завершится так, как в истории отношений американцев с бен Ладеном. Сначала союз в борьбе против СССР в Афганистане, а затем непримиримая вражда.

– Разрушенная, при неясности перспектив её восстановления, система экономического и военно-технического сотрудничества России с Ираком и Ливией. США и Евросоюз наоборот получили более широкие возможности для наращивания экономического и военно-технического влияния на эти страны, для расширения и закрепления своего доступа к их нефтяным ресурсам, при этом оттеснив от них Россию и Китай.

– Усилились политические и военные позиции проамериканских исламских салафитских режимов (Саудовская Аравия, Катар, Объединённые Арабские Эмираты и др.), возросли их возможности по оказанию влияния на общую ситуацию в исламском мире. По-видимому, с их стороны это будет способствовать и расширению поддержки экстремистским мусульманским группировкам и силам на территории России.

– В целом на Ближнем Востоке существенно возросла активность и агрессивность фундаменталистского ислама, что является предвестником новых столкновений и конфликтов как в этом регионе, так и на территориях Африки, Среднего Востока, Кавказа, Средней и Южной Азии.

– Война в Ираке, не столь успешная для США, как на то рассчитывали в Вашингтоне, показала, что американская военная машина не такая всесильная и несокрушимая, как это представлялось. Иракский опыт, а также зашедшая в тупик контртеррористическая операция США и НАТО в Афганистане заставляют американское военно-политическое руководство проявлять большую осмотрительность при принятии решений на применение своих вооруженных сил. Не случайно такой геополитический теоретик из США, как Збигнев Бжезинский, в своей книге 2013 года «Стратегический взгляд: Америка и кризис глобальной силы» говорит о необходимости выработки американской политической элитой новой стратегии, в соответствии с которой США должны отказаться от прямого военного вмешательства в конфликты в других регионах и основывать свою стратегию на укреплении уже существующих союзнических отношений и создании новых.

С 1999 года американская коалиция разрушила и расчленила 4 государства: Югославия, Ирак, Ливия, Афганистан. В Сирии и на Украине сейчас идёт война, Иран был на очереди. Общее количество убитых, по разным оценкам, доходит до 1,5 млн. человек. Размер военных расходов только США на проводимые военные кампании составил $1,5 трлн. Учитывая необходимость содержать ветеранов и выплачивать проценты по кредитам, данная сумма увеличится в разы даже без учета необходимости поддерживать существующее присутствие.

Такой вот прогноз. Он не лишён логики, хотя не всё так очевидно и просто. Но мировое сообщество должно обращать внимание и на такой анализ, чтобы однажды не оказаться застигнутым врасплох.

В целом стратегическая география как основной компонент геостратегии, воспроизводя геополитическую картину мира, одновременно призвана фиксироватьв ней какрегиональные, так и глобальные трансформации. Трансформации, происходящие в геополитическом пространстве в результате цивилизационного и корпоративного противостояния ряда мировых элит, стран и регионов.

При этом главными объектами геополитического противоборства становятся:

– ключевые и стратегически важные районы мира – Восточная Европа, Балканы, Ближний Восток, Северная Африка, Украина, Сибирь и Дальний Восток;

– стратегические коммуникации – миграционные потоки, транснациональные нефте- и газопроводы, системы энергоснабжения, финансовые потоки, легальные и нелегальные поставки всех видов оружия, добыча и экспорт;

– глобальные ресурсы – питьевая вода, полезные ископаемые, рабочая сила.

Обладание этими объектами и ресурсами во многом будет определять геополитический статус цивилизаций и групп государств, динамику их развития, степень внешней и внутренней безопасности, уровень суверенности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: