Система управления — совокупность взаимосвязанных элементов, способ реализации технологии управления, предполагающий воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик. Система управления включает следующие основные элементы:
· датчики информации о состоянии объекта управления;
· подсистема сбора и передачи этой информации;
· подсистема обработки и отображения этой информации;
· подсистема выработки управляющих воздействий;
· подсистема передачи управляющих воздействий;
· исполнительные устройства.
Исследования в менеджменте - это комплекс исследований направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации. Основные подходы в системном исследовании: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, инновационный, нормативный, поведенческий.
Метод исследования — это способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование. Метод исследования в менеджменте нацелен на практику организации, социально-экономической системы, и включает как категориальный аппарат исследования, так и эмпирический способ получения знания на основе большого массива данных - количественных и качественных показателей функционирования системы.
Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексные методы.
Первая группа - методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод "Мозговой атаки", метод типа "сценариев", метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа "Дельфи", методы типа "дерева целей", "деловой игры", Морфологические методы и ряд других методов. Вторая группа - методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления (аналитические, статистические, графические и т.д.)
Системный подход – подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.
При использовании системного подхода организация рассматривается как система, состоящая из элементов и подсистем, обособленных между собой, но взаимосвязанных и взаимодействующих.
Процесс исследования ПЭО.
1. Объектом исследования является система управления планово-экономического отдела (ПЭО) – структурного подразделения ОАО «ОКБМ».
2. Целью исследования является определение сущности и методов системы управления ПЭО и особенности системы управления ПЭО.
3. SWOT- анализ ПЭО и экономических служб (бухгалтерии, отдела финансов, отдела по управлению имуществом).
С ильные стороны: мощный трудовой потенциал, желание руководства изменить все к лучшему, работоспособность и оптимизм директора, большой потенциал коллектива, желание руководства применить новые методы решения проблем, большой творческий потенциал специалистов.
С лабые стороны: излишняя централизация в управлении, отсутствие целенаправленной работы, отсутствие четкой программы действий, отсутствие четкой финансовой политики, недостаточная востребованность работников, отсутствие четкой координации действий руководства и финансовых работников, низкий уровень информации, отсутствие точных задач у подчиненных, негибкость реагирования, низкая самостоятельность подразделения, попытки решения проблем старыми методами.
У грозы: устаревание знаний работников, неподготовленность к работе в новых условиях, потери квалифицированных кадров в связи с уходом на пенсию или переводом на работу в Москву.
Б лагоприятные возможности: желание работать и добиваться лучшего.
Девизом ПЭО является – «Делать правильно и надежно», а не «Действия любой ценой».
Используя методы «мозговой атаки» и «дерева целей», ПЭО участвует:
§ в определении миссии предприятия, предусматривающей разработку, изготовление и поставку на внутренний и внешний рынки экологически безопасных реакторных установок различного назначения, оборудования АЭС и сервисных услуг.
§ в реализации политики ОАО «ОКБМ» в области качества;
§ в реализации принципов эффективного управления предприятием;
§ в реализации требований заказчика в научно-технической продукции и услугах;
§ в распространении информации о достигнутых успехах предприятия.
Выводы.
Сложившаяся система управления ПЭО напоминает линейно - функциональную систему с присущими для неё достоинствами и недостатками. Она нацелена на выполнение задач, требующих оперативного принятия решений. ПЭО имеет в своём составе профессионалов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач, конкретные виды деятельности. Некие процедуры, присущие данной структуре управления ПЭО ОАО «ОКБМ», такие как: долгое принятие решений, возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный управляющий ставит свои вопросы на первое место, присутствуют. Это связано с большой численностью коллектива ПЭО ОАО «ОКБМ» (70 человек).
Для оптимизации работы ПЭО и экономических служб (бухгалтерии, финансового отдела, отдела по управлению имуществом) необходимо провести следующие мероприятия:
1. Объединить все экономические службы и подчинить заместителю директора по экономике. Единое руководство будет способствовать координации действий подразделений для достижения общей цели предприятия;
2. Провести ревизию деятельности экономических служб;
3. Осуществить необходимую структурную перестройку;
4. Осуществить комплексную автоматизацию ПЭО и экономических служб.