Информационное обеспечение деятельности ПЭО ОАО «ОКБМ» как приоритетная инновационная проблема

 

Необходимость действовать в условиях рыночной экономики, все обостряющейся конкуренции товаропроизводителей обуславливает повышенные требования к профессиональным качествам специалистов, ответственности руководителей за результаты и последствия принимаемых решений.

Чрезвычайно актуальными становятся учет временного фактора и организация анализа материальных, товарных, финансовых потоков, поиск обоснованных решений в регулировании производственно-хозяйственных и финансовых ситуаций.

Информационные и коммуникационные технологии проникают в быт и на рабочие места обеспечения деятельности предприятия. Широкое применение персональных компьютеров, средств коммуникаций, облегченный доступ к базам данных и базам знаний, использование интеллектуальных технологий и систем обеспечивают реальные возможности для выполнения аналитических, прогнозных функций, подготовки управленческих решений в современном технологическом режиме обработки информации.

Информационное обеспечение - предназначено формировать в деятельности предприятия практические навыки в области создания, функционирования и применения информационных технологий для решения функциональных задач управления и организации системы поддержки принятия решений, свободно, профессионально использовать информационные технологии в своей области.

Информационная система – это организованная упорядоченная совокупность документов информационных технологий с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (передачу информации) для достижения поставленной цели. Основная среда для информационной технологии – информационные системы.

Инновация – это новшество, используемое в практической деятельности.

Инновационный процесс включает создание новшества и проведение необходимых изменений для его использования.

Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документацией и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации. [18, стр. 123.].

 

Рис. 5. Этапы разработки концепции инновационного проекта.

 

В данной дипломной работе инновационным проектом является организация информационного обеспечения ПЭО и экономических служб ОАО «ОКБМ».

Проблема организации информационного обеспечения ПЭО и экономических служб ОАО «ОКБМ».

Для обеспечения полноценной деятельности ПЭО иэкономических службнеобходима информационная поддержка на основе современных компьютерных технологий. Рынок компьютерных программ представляет собой выбор интегрированных информационных систем управления предприятием, автоматизирующих, в комплексе, все функции управления производством, сбытом, закупками, финансами.

Целесообразно рассмотреть вопрос приобретения и установки подобной информационной системы управления, так как имеющееся программное обеспечение на предприятии морально устарело и не отвечает требованиям времени.

В ПЭО и экономических службах ОАО «ОКБМ» функционирует в промышленном режиме ~150 АРМов[9] собственной разработки, позволяющие решать следующие задачи:

♦ планирование и отчетности подразделений;

♦ бухгалтерского учета и отчетности;

♦ табельного учета;

♦ учета персонала;

♦ межцехового планирования производства;

♦ отчетности в федеральные и региональные органы.

Однако, информационная интеграция АРМов недостаточна.

Информационные технологии не нашли широкого применения в управленческих службах (ПЭО, финансовом отделе, в службе управления персоналом, службе маркетинга, службе качества, службе хранения, транспортирования и контроля спецпродукции).

Функциональные характеристики АРМов бухгалтерского учета не отвечают в полной мере необходимости глобального регулирования бухучета в соответствии с Международной системой финансовой отчетности.

Существующая система канцелярского документооборота предприятия полностью поддерживается традиционными (бумажными) технологиями, учет входящей и исходящей документации и доставка ее адресатам выполняется вручную, компьютерные технологии только начинают внедряться.

Основные направления использования информационных технологий в  ОАО «ОКБМ»:

· проектно-конструкторские работы,

· технологические работы,

· научные и экспериментальные исследования;

· опытное производство;

Основные направления использования информационных технологий в ПЭО и экономических службах ОАО «ОКБМ»:

· планово-экономическая, финансовая, управленческая и маркетинговая деятельность;

· бухгалтерский, налоговый учет и отчетность;

· налоговая и статистическая отчетность;

· управление документооборотом и контроль исполнения мероприятий;

· учет и контроль энергоресурсов.

Информатизация ОАО «ОКБМ» − это внедрение элементов информационной поддержки процессов жизненного цикла изделий (ИПИ), а организация информатизации ПЭО − это создание интегрированной информационной среды (ИИС) с целью организации процессов управления предприятием, процессов проектирования, технологической подготовки производства, изготовления, поставок и эксплуатации продукции предприятия в условиях постоянных изменений внешней среды.

Для реализации этого проекта составляется «План внедрения интегрированной информационной системы управления предприятием», который включает в себя следующие этапы:

Этап 1. А нализ информационных технологий; выбор интегрированной информационной системы управления предприятием.

Этап 2. А нализ деятельности предприятия; разработка стратегии автоматизации.

Этап 3. В недрение интегрированной информационной системы управления предприятием.

Этап 4. О бучение: обучение руководства высшего звена; обучение руководства среднего звена; обучение персонала.

Этап 5. Э ксплуатация: аудит после запуска; контроль.   

 

Этап 1. А нализ информационных технологий; выбор интегрированной информационной системы управления предприятием.

Начинать, необходимо с анализа информационных технологий; разработки и утверждения программы работ по автоматизации управления, определяющей цели работ на каждом этапе, содержание работ, смету затрат, график работ. Движущей силой на этом этапе должен выступать руководитель предприятия. На этом этапе необходимо привлечение специалистов-консультантов. На основе этого анализа осуществляется выбор информационной системы. Для выполнения работ по утвержденной программе на предприятии должна быть создана команда внедрения Заказчика с задачами и правами, определенными в программе работ. Соблюдение этапности работ позволит Заказчику снизить риск нерациональных трат в ходе выполнения работ по программе.

Основные критерии выбора интегрированной информационной системы управления предприятием:

· Соответствие системы информационной модели предприятия.

· Соответствие системы современным технологическим стандартам.

· Гибкость системы.

· Cложность сопровождения и администрирования.

· Адаптация системы к российским условиям.

· Стоимость системы.

· Стратегическое положение системы и её поставщика на российском и мировом рынке.

Общей целью подготовительных работ является создание условий для последующего развития проекта. Именно здесь закладывается основа успеха внедрения интегрированной информационной системы управления предприятием. В рамках этого этапа фазы выполняются подготовительные работы, необходимые для обеспечения процесса внедрения:

· Организация группы внедрения;

· Организация компьютерного класса обучения;

· Экспресс-обследование предприятия;

· Обучение основам интегрированной информационной системы управления предприятием и т.д.

Ответственные: Руководство предприятия, внешние консультанты, обеспечивающие поддержку проекта.

 

Этап 2. А нализ деятельности предприятия; разработка стратегии автоматизации.

Выгоды интегрированной информационной системы управления для предприятия:

• Повышение управляемости.

• Повышение эффективности производства.

• Ускорение оборачиваемости средств.

• Снижение потерь.

Этап 3. В недрение интегрированной информационной системы управления предприятием.

Корректировка стратегии внедрения (выделение первоочередных задач):

«решение задачи обеспечения корректного и оперативного ввода в систему актуальной первичной информации для контроля за всеми финансовыми и материальными потоками (модули «Кадры», «Финансы», «Логистика») (внедрение на 50%);

«решение задачи внедрения модуля «Бухгалтерский учет» с целью минимизации времени поддержания в актуальном состоянии большинства действующих АРМ и скорейшего их вывода из эксплуатации (высвобождение ИТ[10]-специалистов и исключение двойного ввода информации) (внедрение на 80%);

«внедрение системы сертификации конечных пользователей, «адаптация» к системе наибольшего числа пользователей, включая руководителей высшего и среднего звена управления (модуль «Документооборот»).

Концентрация сотрудников ИТ-департамента на решение первоочередных задач в соответствии с откорректированной стратегией внедрения системы.

Осознание необходимости организации основных бизнес-процессов (бюджетирование, управление НИОКР и производством) с выделением их в отдельные подпроекты.

Определение информационных потребностей для высшего и среднего звена управления и реализация механизмов их предоставления для оперативного принятия управленческих решений (внедрение на 100%).

Развитие интегрированной информационной системы управления и оптимизация бизнес-процессов. При правильном подходе внедрение основных модулей интегрированной информационной системы управления может стать мощным рычагом развития предприятия. Внедрение требует активного участия всего управленческого коллектива предприятия и своей грамотной команды внедрения.

Этап 4. О бучение: обучение руководства высшего звена; обучение руководства среднего звена; обучение персонала.

Целью обучения является формирование базовых навыков работы и понимания функциональности системы, достаточных для ее дальнейшего освоения. Обучение происходит в три этапа:

· Обучение руководства высшего звена;

· Обучение руководства среднего звена;

· Обучение персонала.

Под базовым обучением подразумевается набор стандартных учебных курсов, представляемых разработчиком интегрированной информационной системы управления предприятием.

Этап 5. Э ксплуатация: аудит после запуска; контроль.   

Необходимо проводить через месяц - две работы системы в режиме реального времени специальное обследование. Здесь оправданно привлечение внешних консультантов. По результатам обследования составляется отчет, в котором производится сравнение эффективности работы подразделений до и после внедрения, а также разрабатываются рекомендации по дальнейшему повышению достигнутой эффективности.

Контроль результатов может осуществляться следующим образом:

· Приказ по предприятию с требованием о введении соответствующей информации только в интегрированную информационную систему управления предприятием;

· Определение выходных форм (требования на отпуск со склада и т. д.), которые будут приниматься, только если они будут распечатаны из системы;

· Создание отчетов, с помощью которых будут контролироваться точность, своевременность и корректность вводимой пользователями информации;

· Случайные выборочные проверки (инвентаризация запасов, сравнение выполняемых производственных заданий с зафиксированными в системе и т.д.).

Целостность данных критична для эффективного использования интегрированной информационной системы управления предприятием. Поэтому необходимо приложить все усилия для обеспечения корректности информации. Для достижения этой цели оправданы жесткие административные методы.

Попробуем рассчитать затраты на приобретение оборудования для внедрения интегрированной информационной системы ПЭО и экономических служб, с учетом количества Армов (150), исходя из стоимости компьютеров (21 тыс. руб. – 1 шт.).

Сумма затрат составляет: 21 тыс. руб. х 150= 3 млн. 750 тыс. руб.

 

Выводы.

Установлено, что практическая реализация информационного обеспечения управления не только ПЭО, но и предприятия в целом требует обязательного приобретения интегрированной информационной системы управления ОАО «ОКБМ».

Сумма затрат на приобретение оборудования для внедрения информационной системы по подсчетам составила - 3 млн. 750 тыс. руб.

Финансирование мероприятий по информатизации предприятия необходимо осуществлять в рамках финансовых возможностей организации за счет собственных средств, поэтапно.

Приобретение вычислительной техники, расходных материалов, коммуникационного оборудования и программного обеспечения будет производиться в соответствии с ежегодно утверждаемыми “Сводными заявками на потребное количество материалов и покупных изделий” и “Планами технического перевооружения” на основании ежегодно формируемого бюджета предприятия.

 

 

Ролевое значение ПЭО в планировании производства и его технологической подготовке.

 

Управление производством в ОАО «ОКБМ» ведется с целью обеспечения выпуска продукции, требуемого уровня качества с заданными технико-экономичес­кими показателями в установленные сроки. Управление производством включает следующие функции:

§ запуск изделий в производство;

§ планирование производственных процессов и технологическая подготовка производства (ТПП);

§ мероприятия по обеспечению и поддержанию способности производственных подразделений к выполнению определенных производственных процессов;

§ технологическую подготовку производства;

§ изготовление изделий;

§ регулирование производственного процесса.

Главные цели управления производством.

На базе перечисленных основных целей предприятия формируются две главные цели управления производством:

· Удовлетворение потребительского спроса.

· Эффективная переработка ресурсов.

Функции управления производством можно разделить на две группы: создание производственных процессов и обеспечение их функционирования.

Различие состоит в том, что решения, направленные на создание, всегда дают отдаленные во времени результаты, в то время как результаты решений по обеспечению функционирования систем проявляются достаточно быстро. Это позволяет говорить о разделении функций производственного менеджмента соответственно на стратегические и тактические.

Функции управления производством содержат одну или более задач управления.

Запуск изделий в производство.

При выполнении этой функции проводится анализ конструкции изделия, анализ технологических возможностей производственных подразделение предприятия, определяются производственные подразделения-исполнители, подразделения и предприятия-соисполнители. Назначаются сроки запуска и выпуска изделия, сроки выполнения основных задач ТПП[11]. Завершается выполнение задачи выпуском письма-заказа, которое является основанием для запуска изделий в производство и осуществления элементов управления производством.

Планирование производственных процессов и ТПП.

Планирование производства ведется с целью своевременного и полного выполнения договорных обязательств, а также выполнения заданных экономических показателей по производственному подразделению и предприятию в целом. На предприятии принята двухэтапная система планирования производства и ТПП. Годовое и квартальное планирование изготовления и ТПП производственным подразделениям и технологическому отделу ведется ПЭО.

В ПЭО также осуществляет контроль выполнения годовых и квартальных планов и методическое руководство организацией планирования. ПЭО несет ответственность за организацию планирования на предприятии. Планирование работ производственных участков, отделений, кладовых, исполнителей, включая работы по изготовлению технологической оснастки, в производственных подразделениях, ведут производственные подразделения.

Мероприятия по обеспечению и поддержанию способности производственных подразделений к выполнению определенных производственных процессов.Мероприятия по обеспечению и поддержанию способности производственных подразделений к выполнению определенных производственных процессов включают:

♦ обеспечение производственных подразделений материалами, оборудованием, комплектующими и инструментом;

♦ обеспечение производственных подразделений нормативной, конструкторской и технологической документацией;

♦ поддержание нормальных условий труда в производственных подразделениях.

♦ управление кадрами;

♦ управление технологическим оборудованием;

♦ управление технологической оснасткой;

♦ метрологическое обеспечение производства.

Технологическая подготовка производства.

Основной целью ТПП является обеспечение технологической готовности производственных подразделений к выпуску изделий, определенных планами производственных подразделений.

Рис.6.  Схема организации производства на предприятии    

 

 

Выводы.

Выявлено, что годовое и квартальное планирование изготовления и ТПП производственным подразделениям и технологическому отделу ведется ПЭО.

Существующая структура производственного блока ОАО «ОКБМ» близка к известной и описанной в литературе по менеджменту "матричной структуре управления". Матричная структура характеризуется двойным подчинением функциональных подразделений предприятия: по вертикали заместителям директора по функциональным направлениям (функциональное подчинение), по горизонтали - руководителям - главным конструкторам проектов (проектное подчинение). Сейчас руководители направлений фактически совмещают и те, и другие функции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: