Анализ массовой практики дополнительного образования детей позволяет нам сформулировать несколько основных правил организации процесса детского объединения:
§ не нарушать принцип дополнительного образования – добровольность. Ребенок выбирает, чем и с кем он будет заниматься;
§ педагог не должен включать в содержание занятий то, что дети уже изучили в процессе основного образования, но это не исключает использования полученных ребенком школьных знаний в дополнительном образовании;
§ занятия должны состоять из теоретической и практической частей, причем практическая часть не должна носить только репродуктивный характер (т.е. выполняться по заданию или образцу), необходимо как можно чаще давать ребенку возможность самому что-то придумать и помогать воплотить этот замысел.
Кружковая работа – не единственная форма организации дополнительного образования. Вариантами организации являются: проектная деятельность, научно-исследовательская, творческая и клубная. Рассмотрим каждую из них подробнее.
|
|
Проектная деятельность представляет собой целый комплекс взаимосвязанных действий, дающих учащимся возможность применять на практике полученные в ходе обучения теоретические знания. Результатом является разрушение представлений о том, что изучаемое в школе мало связано с реальной деятельностью.
Начинать работу над проектом нужно с четкого определения его темы, которая была бы понятной ребенку. Основываясь на знаниях, полученных ранее, учитывала актуальные интересы, потребности и особенности современных детей. Сам проект должен обязательно включать теоретическую часть и апробацию предложенной цели.
Научно-исследовательская деятельность предполагает формирование у учащихся необходимых при проведении научного исследования практических умений:
Ø работы с научной литературой,
Ø разработки гипотезы исследования,
Ø разработки программы исследования,
Ø организация практической работы по теме исследования
Ø обработки и оформления результатов исследования
Ø презентации результатов исследования.
Самой сложной в работе с детьми представляется творческая деятельность. Так как научить творчеству невозможно. Поэтому необходимо создавать условия для самостоятельной продуктивной деятельности детей, которая предполагает:
- Свободу выбора ребенком направлений, видов и форм деятельности в условиях единого образовательного пространства.
- Использование современных технологий, способствующих развитию творческих способностей детей.
- Содержательное и организационное разнообразие мероприятий, ориентированных на презентацию возможностей и подготовки каждого ребенка.
|
|
- Наличие системы поддержки детей, проявляющих высокий уровень творческих способностей.
Большое значение для развития творческих способностей школьников имеет содержание образовательного процесса и методика работы с детским объединением дополнительного образования.
1. На каждом занятии объединения педагог должен предлагать детям какую-либо информацию, что будет поддерживать интерес детей и развивать их познавательные потребности.
2. Все, что дети узнают от педагога, они должны применять на практике.
3. Для проверки знаний детей можно проводить игры, викторины, конкурсы.
4. С самого начала занятий педагогу необходимо приучать детей к самостоятельности в работе (при сохранении общего контроля за деятельностью детей), что во многом будет способствовать становлению самостоятельного мышления – еще одной составляющей творческих способностей.
5. Надо приучать детей каждую начатую работу доводить до конца, когда результаты могут быть представлены окружающим.
6. Каждое законченное задание необходимо обсудить не только с ним, но и со всеми учащимися, отмечая положительные стороны, мы создаем ребенку «ситуацию успеха» и формируем уверенность в себе, а выявление недостатков способствует формированию аналитического мышления и самооценки.
Итак, разнообразие содержания и приемов работы – одно из условий развития творческих способностей школьника в процессе дополнительного образования.
Очень важной для развития творческих способностей ребенка является еще и общая творческая атмосфера, создаваемая педагогом на занятиях дополнительного образования.
Средствами создания такой атмосферы являются: позиция самого педагога (увлеченного и творческого человека), моральная и эмоциональная поддержка им любых проявлений самостоятельности и творчества у каждого ребенка, стимулирование у детей потребности добавить в каждую работу что-то свое.
Очень эффективной в развитии творческих способностей воспитанников детского объединения дополнительного образования является методика проблемного обучения. На таких занятиях педагог должен перевести все учебные задания в интересные для детей практические задачи. Такое задание определяет необходимость проведения целого исследования. Учебный процесс должен быть методически очень хорошо обеспечен для создания комплекса условий успешности самостоятельной поисково-творческой деятельности учащихся. А сам педагог готов ответить на все вопросы детей и оперативно помочь в сложной ситуации.
Клубная деятельность может рассматриваться как одна из самых доступных форм дополнительного образования. Клуб может быть средством объединения проектной, творческой, социально актуальной и других названных видов деятельности. Привлекательность клуба для образовательных учреждений всех видов и типов заключается в том, что его деятельность не имеет жестко заданной регламентации учебных занятий: тематику заседаний, направления познавательной, научно-исследовательской и других форм работы клуба определяют его члены, что стимулирует развитие их социальной активности. Свобода членства и участие в мероприятиях клуба делают его очень привлекательным, а каждый школьник может сделать свободный выбор.
Подытоживая анализ проблем и возможностей дополнительного образования можно сделать вывод: правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным процесс основного образования.