Коррекционно-воспитательное значение организации объединений дополнительного образования в школе VIII вида

Практика работы школ для детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что рациональная организация объединений дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего эстетического и нравственного воспитания. Занятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества, способствует воспитанию усидчивости, четкости и аккуратности в работе.

Объединения дополнительного образования в школе VIII вида могут быть самыми разнообразными. Однако, прежде всего, следует подумать о создании таких объединений, занятия в которых помогли бы умственно отсталым учащимся подготовленными вступить в самостоятельную жизнь. Сюда относятся объединений, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего физического и эстетического воспитания.

Для учащихся 1-4 классов можно организовать объединения выпиливания, лепки, работы с природным материалом, бумагой и т. п. В них могут принимать участие и мальчики, и девочки. Этот вид деятельности весьма полезен для детей, так как способствует воспитанию усидчивости, четкости и аккуратности в работе Нам представляется, что отдельных детей, которым необходима более глубокая индивидуальная работа для выработки этих навыков, следует специально приглашать в такие кружки, заинтересовывать их работой.

Весьма популярными в последние годы стали объединения по изготовлению мягкой игрушки, персонажей для кукольного театра.

Для более старших учащихся целесообразно организовать объединения на основе тех профессионально-трудовых навыков и знаний, которые они приобрели на уроках труда. Это могут быть объединения художественной резьбы по дереву, различных видов моделирования, инкрустации и других народных промыслов.

Для девочек можно организовать объединения ручного и машинного вязания, художественной вышивки, плетения кружев и других видов прикладного искусства.

Большое значение имеют объединения юннатов. Это уход за растениями огорода, поля, сада, простейшие виды селекционной работы, парниковое хозяйство, выращивание плодов, овощей, цветов, основы рационального ухода за животными, охрана птиц, правила ухода за комнатными растениями, домашними животными и птицами. Ребята должны стать инициаторами озеленения примыкающей к школе территории, осуществлять уход за посадками.

Для этого целесообразно закрепить за школой определенные участки леса, парка, сада, сквера и постоянно проводить там работу по охране насаждений и разумному уходу за ними.

Изучением родного края, его исторического прошлого и настоящего, природных богатств и экономики своего района (города) дети могут заняться в объединении краеведения, который целесообразно комплектовать в основном учащимися VII—VIII классов.

Не менее важное значение для воспитания и коррекции личности умственно отсталого школьника имеют объединения литературного чтения, драматические, хоровые, танцевальные объединения.

Их опыт активного участия в различных смотрах, концертах показывает, что многим детям доступны массовые виды художественной самодеятельности, а отдельные дети добиваются даже весьма значительных успехов.

Важность и значимость работы дополнительных объединений, как и всех других видов внеклассной воспитательной работы, определяются, тем, что для детей с ограниченными возможностями здоровья школа - единственное учебно-воспитательное учреждение. Исходя из этого, во внеклассной воспитательной работе надо стремиться максимально расширять кругозор учащихся, доступными видами практической деятельности во внеурочной обстановке в занимательной форме воспитывать и прививать жизненно необходимые навыки и привычки.

Работа объединений проводится во второй половине дня. В зависимости от условий школы, наличия помещений, режима и распорядка работы — организационные формы могут быть различными. Однако следующие условия должны быть обязательны:

Занятия объединений должны проводиться не ранее чем через 2—3 часа после окончания учебных занятий.

Если занятие объединения проводится после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха.

Как правило, не следует проводить работу объединения в вечерние часы (после ужина). Исключение могут составлять такие занятия, на которых дети делают какие-либо поделки, и эта работа не требует от них дополнительной мыслительной нагрузки и усвоения новых операций и приемов.

Одно занятие объединения продолжается не более 1часа. Во время работы следует организовывать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся.

Количество учащихся в одном объединении (за исключением хоровых), на наш взгляд, не должно превышать десяти. Однако во вспомогательной школе могут быть и объединения в составе 3-5 человек. Такими малочисленными бывают в основном объединения, более сложные для основной массы детей. Например, объединения художественной обработки дерева, металла, художественной машинной вышивки и вязания, а также объединения для ознакомления с рядом других видов деятельности для детей со сложными дефектами.

Весьма важное значение имеет организационная работа по комплектованию объединений. Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливую деятельность педагогического коллектива, с тем чтобы очень тактично помочь ученику выбрать именно то объединение, в котором могут наиболее полно раскрыться его способности и проявиться склонности, или то объединения, которое поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития. Эту работу проводят без всякого нажима, не вызывая у ученика чувства протеста, так, чтобы совет, который дают ученику педагоги, он воспринимал как свое собственное желание.

Конечно, есть дети, которые с упорством будут настаивать на том, чтобы заниматься в таком объединении, который им заведомо не по силам. В таких случаях не следует настаивать на своих рекомендациях, а записать ребенка в то объединение, в которое он хочет. Практика показывает, что подобные ситуации не так уж часты. Вместе с тем пребывание детей в любом объединении вреда ему не принесет. В процессе работы ребенка можно либо привлечь к выполнению отдельных, более легких заданий, либо же через определенное время заинтересовать работой в другом объединении. В любом случае очень важно, чтобы дети почувствовали, что каждый из них вполне самостоятельно принял решение заниматься в таком объединении, в каком он хочет.

Каждый ребенок может участвовать не более чем в одном-двух объединении. В процессе занятий возможен переход детей из одного объединения в другой. С соответствующим желанием детей следует считаться и всегда удовлетворять его в тех случаях, когда ребенок проявляет подлинный интерес или же когда для него переход в другое объединение целесообразен.

В общей системе внеклассной воспитательной работы следует отвести определенное место и время для систематической информации всех учащихся школы о работе объединений. Это могут быть различные тематические мероприятия, которые организуют и проводят члены того или иного объединения, вечера-отчеты о своей работе, выставки поделок, изготовленных участниками объединения. Подобные мероприятия явятся эффективной формой агитации и будут способствовать вовлечению в объединения детей. В то же время такая гласность положительно влияет на закрепление у детей уже сложившегося желания заниматься, а всякие поощрения в процессе проведения этих ме­роприятий делают желание заниматься работой более устойчивым и способствуют формированию у ребенка стремления и далее совершенствовать приобретенные им в объединении умения и навыки.

Уже в самом начале деятельности детям надо в общих чертах рассказать, чем они будут заниматься, чему научатся и какую, затем полезную для всех работу они смогут сделать.

Один из видов полезной для школы деятельности — изготовление наглядных пособий или помощь в их создании. Вряд ли целесообразно, как это имеет место в ряде вспомогательных школ, создавать специально объединение по изготовлению наглядных пособий. Этим весьма полезным и крайне необходимым делом может заняться каждое объединение как одним из видов своей деятельности.

Например, на занятиях в объединении по рисования руководитель может выделить часть времени или посвятить ряд занятий рисованию по трафаретам различных фигурок и предметов, которые будут использованы как раздаточный материал для уроков математики. Чтобы эти работы не носили чисто механического характера, можно дать детям задание самостоятельно раскрасить фигурки, придумать для них «одежду» и т. п. Таким образом, одновременно будет решаться и задача развития художественного вкуса у детей, чувства пропорции, формы, умения найти правильное сочетание цветов. В то же время лучшие из выполненных работ найдут свое практическое применение. В другом объединении (столярном, «Умелые руки»), для наклеивания раздаточного материала выпиливают дощечки. Примеров такого взаимодействия объединений с различными видами деятельности по изготовлению наглядных пособий можно привести множество. В объединении юннатов можно изготовить ряд наглядных пособий, отображающих в определенной системе — в виде гербариев, коллекций, плакатов и др.— богатство растительного и животного мира той местности, где расположена школа.

В объединении по краеведению целесообразно систематизировать и оформлять в альбомы, плакаты, схемы, диаграммы материалы, отображающие историю района (города), его революционное прошлое, участие жителей района в Великой Отечественной войне, в восстановлении народного хозяйства и в труде в наши дни. Все названные материалы с успехом могут быть использованы как на уроках истории, географии, чтения и развития речи, так и во внеклассной работе.

Очень полезно привлечь участников объединений к изготовлению различных макетов. Для этой работы следует избрать объекты, которыми дети знакомились во время уроков в классе. Создание макетов поможет руководителю на конкретном материале проанализировать, как дети поняли рассмотренную тему, и в процессе практической работы внести, если это потребуется, различные коррективы. Все это следует иметь в виду при составлении планов работы кружков. Вместе с тем еще раз подчеркнем, что изготовление наглядных пособий не должно являться самоцелью и единственным видом практически полезной деятельности. Это лишь одна из форм работы. Однако при разумном взаимодействии всех школьных объединений вклад в разработку и изготовление наглядных пособий будет весьма ощутимым.

Руководители школ и педагоги должны видеть в практической деятельности детей на общую пользу огромный источник эффективного воспитательного воздействия. В труде у детей воспитывается чувство коллективизма, умение трудиться для других и ощущать радость от этой работы. В связи с этим очень важно, придавая работе общественно полезный характер, создать в школе положительный эмоциональный настрой для такой работы. Целесообразно организовать передачу в методический кабинет изготовленных детьми пособий в торжественной обстановке.

Велико коррекционно-воспитательное значение дополнительных объединений связанных с художественной самодеятельностью.Здесь в процессе работы у умственно отсталого ребенка преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах, чувство неполноценности.

Практика работы многих вспомогательных школ показывает, что педагогически оправдана такая организация внеклассной работы, когда учащиеся этих школ принимают участие в отдельных городских мероприятиях совместно со школьниками массовых школ. Следует, конечно, отобрать те мероприятия, которые доступны умственно отсталым учащимся. Это могут быть праздники песни и танца, различные трудовые дела школьников. Для участия в этих мероприятиях можно организовать сводные отряды школы, скомплектованные из детей, занимающихся в соответствующих кружках, так как именно они имеют наилучшую подготовку.

Мы рассмотрели воспитательное значение практической общественно полезной деятельности детей в отдельных объединениях. Однако следует помнить, что и все другие виды деятельности в процессе работы во вспомогательной школе надо использовать для воспитания положительных личностных качеств умственно отсталых детей. Например, объединения художественной вышивки, вязания, инкрустации, резьбы по дереву берут на себя обязательство сделать ряд вещей, полезных для интерната (оформление комнаты отдыха, игровых комнат, библиотеки и т. п.), для малышей и родителей.

Организуя работу объединений, не следует забывать, что они решают проблемы эстетического воспитания, являющегося составной частью общей системы коммунистического воспитания.

Огромные возможности для решения задач эстетического воспитания имеются в работе дополнительных объединений, связанных с художественной самодеятельности (хоровой, танцевальный, кукольный театр, драматический, художественного слова), рисования, вышивки, различных народных промыслов.

Тесно связаны с задачами эстетического воспитания занятия ритмикой и физкультурой. Коррекция двигательных недостатков, выработка правильной осанки, развитие чувства ритма, помимо непосредственного воздействия на двигательные функции, определенным образом влияют на воспитание чувства красоты, на формирование красивых, грациозных движений.

Во время занятий по труду, будь то занятия в соответствующем трудовом объединении или в любом другом, где дети что-то делают своими руками, должны четко соблюдаться требования: работу надо выполнять чисто, аккуратно. Следует систематически и последовательно прививать детям вкус к простому, удобному и красивому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: