Потребность общества в самостоятельной, творчески активной личности будет возрастать. В такой системе может занять особо заметное место трудовое воспитание. Лежащая в его основе предметно-практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает наиболее заметным потенциалом, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия в дополнительных объединениях формируют у детей умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира, своей роли в нем как преобразователя, являются эффективным средством для развития интеллекта и психики детей.
Данная программа написана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по разделу «Трудовое обучение» и Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» по разделу «Художественная деятельность детей».
Девиз программы «Детство» - «Чувствовать – Познавать – Творить».
|
|
Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития ребенка и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние при общении со взрослым и сверстниками, а также гармонию с предметным миром.
Линия познания развивает познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Линия творчества пробуждает творческую активность, стимулирует воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида позволяет сформировать у детей стойкий интерес к работе и желание выполнить работу самостоятельно, организационные умения в труде, воспитывает положительные качества личности (трудолюбие, настойчивость, аккуратность, целеустремленность, умение работать в коллективе). Разнообразие видов работ, входящих в программу (плетение, работа с бумагой и тканью, природным и бросовым материалами), обеспечивает разностороннюю и активную работу всех органов чувств
Цель и задачи дополнительной образовательной программы:
Цель: Раскрытие индивидуальных и творческих способностей в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами практической и творческой деятельности.
Задачи 1 года:
1. Формирование определенных знаний, умений и навыков в процессе работы с разными материалами.
2. Развитие положительного эмоционального отношения к кружковой деятельности через участие в коллективном творчестве и самостоятельной практической деятельности.
|
|
3. Развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов посредством обследования предметов.
4. Воспитание творческой активности, самостоятельности, коммуникативных способностей, трудолюбия, терпения, а также адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других.
5. Привитие вкуса к простому, удобному и красивому.
Задачи 2 года:
1. Формирование творческого начала личности через грамотное восприятие искусства. Гармоничная социализация через участие в коллективном творчестве.
2. Совершенствование технических навыков и умений в различных видах искусств: умение использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания выразительного образа.
3. Умение планировать свою работу, как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве.
4. Формирование у детей совокупности ценных качеств личности: трудолюбия, ответственности и дисциплинированности, коллективизма и товарищеской помощи.
5. Расширение кругозора, трудового опыта детей знаниями о производственной деятельности людей, видами практической деятельности.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2 года.
Программа 1 года является, с одной стороны вводной: она позволяет подготовить ребенка к последующей, более качественной работе с материалами. На этом этапе важно обеспечить активную работу с разными материалами, чтобы приучить детей многообразно пользовать их художественные и конструктивные свойства. Именно это позволяет ввести учеников в мир разумного, интересного, творческого труда.
Практически все занятия носят игровой характер. Но и игра позволяет детям воспринять серьезную и трудную работу, как интересную и понятную, где самостоятельные практические действия должны вестись не торопясь, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Программа 2 года обеспечивает постепенное приобщение детей к творческой проектно-конструкторской деятельности. Значимое внимание уделяется освоению материалов и способов их обработки, развивая при этом моторику, координацию движений, глазомер, точность действий и приучая к аккуратности, что так важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Совершенствуется процесс восприятия. Дети учатся рассматривать, изучать объекты природы и предметной среды. В целом практическая деятельность носит уже не столь спонтанный характер. Дети осваивают приемы работы с трафаретом, графическим изображением, новые приемы обработки материалов, а также проявляют творчество в оформлении работ.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании;
- предварительно планировать ход работы над изделием;
- контролировать свою работу;
Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика работы сформировалась на основе собственного опыта работы с детьми, с учетом опыта авторов прилагаемых пособий.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенности ввода нового.
В программе дана примерная последовательность тем и содержание практических работ. Количество учебных часов на четверть рассчитывается в соответствии с учебным планом школы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7-10 лет.
Количество детей в группе: первого года обучения – 10 человек, второго – 13 человек
Приложение 4
Учебно-тематический план
Расчет часов производится исходя из 34 учебных недель в год.
Годы обучения | Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 год | 1 час | 2 раза | 2 часа | 68 часов |
2 год | 1 час | 3 раза | 3 часа | 102 часа |