Общая и специальная направленность коррекционно-воспитательной работы в ОДО

Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных объединениях дополнительного образования.

Существенное значение при этом имеет учет потенциальных возможностей учащихся на разных годах обучения, соответствие форм и средств воспитания индивидуальным особенностям каждого ребенка, а также сочетание воспитательных, образовательных и коррекционных целей проводимой работы.

Учитывая особенности учащихся, задача занятий заключается в воспитании у детей осмысленного, дифференцированного восприятия предметов, в умении различать форму, цвет, пропорции и части предмета, установления их сходства и различий.

Дети на занятиях рисуют, клеят, вырезают, плетут, нанизывают. Таким образом, разнообразие видов работ и участие многих рецепторов очень важно как для общего развития детей, так и для развития мелкой моторики рук и всех органов чувств.

Практика и поиск новых путей повышения результативности проведения занятий показали, что добиться положительных результатов в коррекционной работе с детьми можно, если изменить комплексно-игровой метод организации занятия. Сюжетно-тематическая организация занятия более целесообразна для восприятия окружающего, познавательных процессов и соответствующих детьми физических данных, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Цель такой работы показать вариативность организационных форм обучения, его развивающий характер и разнообразие методов и приемов, используемых в занятии. Организация сюжетной основы занятия может быть беспредельно разнообразной: сказочные сюжеты, воображаемые путешествия, экскурсии, поездки, использование персонажей, пособий, рисунков.

Структурой занятия в объединениях дополнительного образования предусматривается возможность поэтапного присвоения внешних действий и их отражение в плане представлений наблюдение за процессом деятельности взрослого и посильное в нем участие; самостоятельная практическая деятельность ребенка, направленная на изготовление работы и фиксирование ее в сопровождающей громкой речи, запечатление процесса деятельности средствами наглядного моделирования для их использования в качестве наглядной опоры в процессе изготовления ребенком поделки, постепенное свертывание наглядных опор деятельности, переход к оперированию образами, опирающийся на использование речевого планирования; посильный перевод каждого ребенка на уровень выполнения задания по образцу.

При организации занятий с детьми в объединениях дополнительного образования нужно учитывать:

· Возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей.

· Использовать усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера.

· Занятия должны нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.

· Педагог организует деятельность так, чтобы каждая работа могла быть использована детьми в реальной жизни.

· К занятиям нужно приступать в хорошем настроении, иначе у детей возникнет стойкое отрицательное отношение к труду.

Основой коррекционно-воспитательной работы в объединениях дополнительного образования становятся наглядные и практические методы. Известно, что нарушения психического развития и умственной отсталости носят системный характер. У них имеются отставание не только в области речи, но и развитие восприятия и деятельности. Для использования наглядных методов обучения нужен определенный уровень развития восприятия. Ребенок должен уметь длительно фиксировать внимание на предметах, уметь рассматривать его, следить за его передвижением, выделять свойства. Поскольку внимание непроизвольное, неустойчивое, во время занятий нужно стремиться к тому, чтобы в поле зрения детей находились только те предметы, которые соответствуют цели данного занятия.

Основной задачей объединений дополнительного образования является формирование умения анализировать образец изделия, отмечая количество деталей, их формирование, способы крепления. Основными видами опоры является образец, технологическая карта, схема-модель, а также можно использовать натуральные предметы и их графические изображения.

При организации обучения очень важно правильно выбрать способ передачи ребенку общественного опыта. Таким способом является словесное описание или словесная инструкция, показ (подражание), образец, жесткая инструкция, совместные действия со взрослым. Более доступным способом передачи ребенку знаний и умений является показ (подражание). При показе виден не только результат действия взрослого, но и все этапы действия, которым он может подражать. Очень многие дети не могут действовать по образцу и по подражанию. В этих случаях необходимо использовать жесткую инструкцию или совместные действия со взрослым. Отношения между всеми способами передачи ребенку общественного опыта должны быть чрезвычайно подвижны, постоянно сменять друг друга. Нужно помнить, что разные задания дети выполняют по-разному. Это зависит от сложности задания и от степени знакомства ребенка с данной деятельностью, от близости задания к личному опыту ребенка.

В процессе занятий в объединениях дополнительного образования развивается мышление, восприятие, мелкая и общая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память, интенсивно развивается речь: словарный запас.

Характер занятий объединений дополнительного образования отличается от уроков, так как здесь широко применяются самые разнообразные материалы и инструменты – поролон, пенопласт, ткани, бусы, ленты, банки, коробки и т.д.

Обучение изготовлению поделок из разного материала помогает детям знакомиться со свойствами материалов, развивается умение ориентироваться на поверхности, выбор орудия, расширяется кругозор, повышается познавательная активность.

Работа с пластичными материалами (глина, тесто, пластилин) позволяет эффективно развивать точность и согласованность движений пальцев рук, учитывая при этом представления учащихся о натуральном предмете.

При работе с бумагой важно, помимо опоры на образец выполнения, уточнить соответствие конструкции поделки натуральному объекту. Вводится понятие «шаблон» и изучение приемам разметки по шаблону. Качественное усвоение приемов разметки по шаблону требует многократных упражнений.

Дети знакомятся с приемами работы с бумагой: складывание, резание, накладывание, приклеивание.

Работа с текстильным материалом направлена на совершенствование и развитие мелких движений кистей и пальцев рук, на формирование сложившихся умений, необходимых при плетении и витье.

Работа с природным материалом позволяет развить пространственную ориентировку, конструктивное мышление, создает необходимость предпосылки для воспитания любви и природы.

Конструирование – важный вид деятельности детей с проблемами в развитии. В процессе конструирования дети овладевают навыками моделирования, ориентирования в пространстве, учатся преобразовывать предметные отношения разными способами. В ходе целенаправленной работы у детей формируется предметно-игровая деятельность и стойкий интерес к ней, восприятие и подражательные способности.

Наряду с объемными поделками предусматривается работа по плоскостному моделированию объектов с использованием проволоки.

Первоначальные аппликации выполняются из деталей, заготовленных заранее. Необходимо объяснять детям последовательность выполнения аппликации. Учить ориентироваться на пространстве листа.

Занятия, беседы и экскурсии формируют представления о мире профессий, уважительное отношение к людям труда, развивают у детей интерес к трудовой деятельности, овладевают трудовыми навыками. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимы, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации детей с проблемами в развитии.

Изучение многих тем завершается выполнением коллективной работы. Это могут быть макеты, панно, композиции. При формировании замысла нужно использовать эскиз, как опору для создания и удержания образа результата. Выполнение простейшего эскиза доступно учащимся при направлении обучении этому виду работы.

Подобные виды творческих работ имеют большое воспитательное значение, т.к. дети усваивают опыт совместной деятельности, определяется значимость личных усилий для успеха общей работы. Показ и обсуждение замысла работ перед началом повышают мотивацию, оптимизируют самостоятельный процесс трудового обучения.

Для формирования самоконтроля детей необходимо обучать способам практического выполнения задания, умениям проверять последовательность выполнения действий, правильность способа их реализации (накладывание, прикладывание совмещение), осуществлять заключительное сравнение - оценку продукта деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: