Современная система штрихового кодирования товаров

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Восточно-Сибирский Государственный Технологический Университет

 

 

Реферат

По дисциплине: Информационное обеспечение товароведения

На тему: Современные системы штрихового кодирования

 

                                                              

 

                                                          Выполнил: студент 175 гр. Быков Ю. В.

                                                          Проверила: Раднаева В. Д.

 

 

Улан-Удэ

2008 год

 

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ШТРИХОВОГО КОДИРОВАНИЯ ТОВАРОВ

 

В международной торговле штриховое кодирование уже давно стало нормой. Основным объектом штрихового кодирования является товар. Конкретная единица товара, характеризуемая ценой, размером, массой, цветом, качеством, идентифицируется путем присвоения ей штрихового и цифрового кода. Штриховой код EAN (European Artiecle Numbering) разработан в 1977 году международной ассоциацией EAN, находящейся в Брюсселе. Код EAN - это 13-разрядный или 8-разрядный цифровой код, представляющий собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. При этом самый узкий штрих или пробел, который называют модулем, принимается в качестве базового. Другие штрихи и пробелы составляют два и три модуля, т. е. две или три толщины самого узкого штриха или пробела. Каждая цифра кода EAN представляет собой сочетание двух штрихов и двух пробелов. Таким образом, все поперечные размеры штрихов и пробелов кратны числу этих модулей. Ширина модуля для конкретного штрихового кода является величиной постоянной, хотя для одного и того же стандарта штрихового кода могут применяться различные по размеры модули, что в свою очередь позволяет получать различные изображения. Такой метод построения штрихового кода существенно облегчает его печать и последующее считывание специальным оптическим устройством - бар-сканером, что возможно лишь при достаточной высоте штриха. В докладе приводятся коэффициент увеличения, оптимальная ширина модуля и размеры штриховых символов кодовых слов для кода EAN.

 

Правительством России принята государственная программа внедрения штрихового кодирования в торговле, балансовом деле, на транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других сферах. Для организации работ по автоматической идентификации Госстандартом России на базе ЮНИ-СКАН создан Технический комитет по стандартизации "Автоматическая идентификация".

 

Первые две-три цифры 13-разрядного кода товара, называемые обычно флагом, обозначают страну происхождения товара. Код страны выдается ассоциацией EAN. Следующие четыре-пять цифр (код изготовителя товара), присваивает национальный орган страны (в России - ЮНИ-СКАН) централизованно конкретному предприятию-изготовителю. Последующие пять цифр кода (код товара) присваивает предприятие-изготовитель товара самостоятельно. Этот код отражает или регистрационный номер, установленный предприятием-изготовителем, или какие-либо признаки товара, необходимые для конкретного производителя. Последняя цифра (разряд) представляет собой контрольное число, которое предназначено для проверки правильности считывания предшествующих цифр, обеспечивая тем самым надежность штрихового кода. Методика расчета последней цифры (контрольного числа) приводится в докладе.

 

Цифровой код страны - это единственная информация, содержавшаяся в штриховом коде, которую можно проверить визуально при наличии наиболее полного перечня кодов EAN большинства стран мира, представленного в докладе.

 

Флаг кода, закрепленный за страной-производителем товара, также может обозначать и страну регистрации дочернего предприятия-изготовителя. Кроме того, он может указывать на страну-партнера, если предприятие совместное, или на страну, куда поставляется большая часть продукции. По существующим в нашей стране правилам штрихового кодирования, импортное изделие, реализуемое в торговой сети, может и не иметь на упаковке кода своей страны. Так, например, если какая-либо иностранная фирма зарегистрировала в России свой товар во Внешнеэкономической ассоциации автоматической идентификации ЮНИСКАН, то он получает индекс 46, т. е. российский код EAN. Но это не означает, что товар изготовлен в России. Поэтому при чтении штрихового кода необходимо посмотреть на дополнительную надпись на упаковке товара, указывающую на страну его изготовления.

 

Существует также структура кода EAN-8, являющаяся укороченной модификацией кода EAN-13. Ей пользуются лишь в том случае, если габаритные размеры маркируемого товара не позволяют разместить не нем штриховую структуру кода EAN-13. Использование кода EAN-8 характерно для товаров небольших размеров и товаров, продаваемых вразвес. Код EAN-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа.

 

Следует отметить, что штриховой код EAN не классифицирует товар, а идентифицирует его так, что любой другой товар, продающийся на международном рынке, не может иметь такого же кода. Необходимо также помнить, что каких-либо указаний о дате изготовления товара коды EAN-13 и EAN-8 не имеют. Практически почти все товары широкого по-требления, выпускаемые в развитых странах мира для потребительского рынка, имеют штриховой код EAN, определяющий производителя и товар. В области внешней торговли наличие на товаре штрихового кода обязательно. Нанесение штрихового кода не увеличивает ни время, затрачиваемое на производство товара, ни его стоимость. Штриховое кодирование способствует повышению конкурентоспособности товара, его престижа, играет роль рекламы товара и предприятия, улучшает культуру обслуживания покупателей. В докладе отмечаются также другие достоинства штрихового кодирования и требования, установленные международными правилами, по размещению и нанесению штрихового кода на упаковку товара или этикетку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: