Скорость - определяет уровень затрат времени на морские переходы, т.е. на самый процесс перемещения грузов.
Техническая скорость судна - средняя скорость судна относительно воды за длительный интервал времени, которую способно поддерживать судно при установленном режиме работы на глубокой воде при ветре и состоянии моря не более 3 баллов и чистом корпусе.
Паспортная скорость судна – так называется его техническая скорость, определяемая во время теплотехнических испытаний как постоянная рабочая скорость, которая выдерживается в течение длительного времени при нормальном режиме работы судовых машин. Величина этой скорости указывается в заказе на постройку судна и проверяется на ходовых испытаниях на мерной миле при приемке судна. Паспортная скорость судна является нормативом, применяемым при техническом планировании работы судна. Соответствие фактической скорости паспортной проверяется при ходовых испытаниях в процессе оценки. Несоответствие может служить показателем износа.
Эксплутационная скорость – среднепутевая, учитывающая снижение скорости в узкостях, каналах, подходах к порту, лоцманскую проводку. Является величиной учетно-статистической (расстояние на время). Может использоваться при прогнозировании экономических результатов работы судна как объекта доходного бизнеса.
Экономическая скорость - судно переходит на экономический режим работы двигателя с целью экономии топлива.
Понятие рейса судна, его разновидности
Рейс – основной вид технологического процесса работы морских транспортных судов. Рейсы подразделяют по признакам: число корреспондирующих портов (простые и сложные) - и число направлений (односторонние, круговые). Разновидности:
- простой (перевозка грузов или пассажиров выполняется между двумя портами),
- сложный ( между несколькими портами),
- односторонние ( начинаются и завершаются в разных портах при следовании в одном направлении),
- круговые простые и сложные (завершаются возвращением судна в первоначальный порт отправления).
Ходовое время зависит от длины пути судна в рейсе и от скорости хода судна.
Показатели работы флота
На морском виде транспорта применяются технико-экономические показатели работы флота – это специальные величины, которые отражают различные стороны перевозочного процесса и какие при этом достигаются результаты. Они предназначены для решения эксплутационных задач, касающихся вопросов организации работы транспортных судов. Классификация: по принадлежности (общетранспортные, отраслевые, видовые). Дают возможность обобщить работу различных видов транспорта или особенности, присущие каждому виду транспорта, исходные данные (плановые – метод прогнозирования и инженерных расчетов, и отчетные – по отчетным данным), эксплутационные (отражают перевозочный процесс и работу флота в натуральных величинах), экономические показатели (отражают результат работы флота в денежной форме). Показатели бывают количественные и качественные. Количественные показатели показывают абсолютную величину данного показателя (сутки, тонны, мили, доходы, фин. результат), Качественные - это удельные показатели, т.е. определяются отношением двух или нескольких показателей (себестоимость - отношение расходов к количеству груза, ЧВВ на судо-сутки или тоннаже-сутки и т.д). По другому признаку показатели бывают: технико-эксплутационные (количество груза, мили, бюджет времени и т.д.) и валютно-финансовые (доходы, ЧВВ, себестоимость и т.д., т.е. где присутствуют национальная или другая валюта).