Основные идентифицирующие признаки

Издавна основным идентифицирующим признаком является название судна. В прежние времена, когда практика «свободных регистров» была не так распространена, судно могло весь свой век плавать под одним названием и флагом. Но уже в последнее время изменение названия и флага судна не является чем-то особым. Поэтому для идентификации используют также и бывшие названия, которые возможно имело судно. Однако практика судоходства последних лет содержит немало свидетельств тому, что только название судна не может во всех случаях служить признаком, который однозначно идентифицирует судно. И, прежде всего, в силу того обстоятельства, что название судна, как правило, наносится способом, который не обеспечивает его долговечность. Другими словами, название судна легко закрасить и написать другое. Ряд примеров показывает, что это обстоятельство широко используется международными мошенниками для разворовывания грузов. Чтобы противостоять таким нарушениям порядка использования судов Международной Морской Организацией (ИМО) была предложенная новая схема идентификации судов, в основу которой был положен «номер ИМО». На своей 15 Ассамблее ИМО приняла специальную Резолюцию А.600 по этому вопросу.

Однако, как и большинство резолюций ИМО, решение вопроса об обязательности номера ИМО отдано на усмотрение правительства страны флага судна. Кроме того, в зависимости от типа, назначения судна и его размеров оно может и не иметь номера ИМО.

Законодательство практически всех стран утверждает необходимость присвоения названия судну. Это – основной идентифицирующий признак. Наряду с ним применяются также другие основные признаки, закрепленные законодательно. Это могут быть, как в Украине, позывной сигнал, номер выборного вызова радиостанции или идентификационный номер судовой станции спутниковой связи - могут также быть использованы для идентификации судна, если на судне есть радиооборудование и оно находится в рабочем состоянии.

Позывной сигнал. Позывные сигналы морской радиосвязи – это сигналы, которые присваиваются любой радиостанции морской подвижной службы, по которые можно определить ее национальную принадлежность и установить название. Позывные сигналы назначаются компетентными органами страны (в Украине - Государственной Инспекцией Электросвязи (ГІЕ)) на основании таблицы присвоения серий международных позывных сигналов. Национальная принадлежность радиостанции определяется по первым буквам позывного сигнала. Например, в распоряжении СССР в свое время были выделенные позывные сигналы, которые начинаются на буквы E,L,Y,R,U.

Номер избирательного вызова судовой радиостанции. Номер, который присваивается судовой радиостанции для работы в определенных режимах.

Идентификационный номер судовой станции спутниковой связи. С внедрением в действие морской спутниковой связи ИНМАРСАТ на суда устанавливаются спутниковые терминалы ІНМАРСАТ. При введении спутникового терминала в действие, ему присваивается индивидуальный идентификационный номер. В некоторых государствах к основным идентифицирующим признакам относят и номер ИМО.

3.1.2. Дополнительные идентифицирующие признаки

Стабильные физические характеристики, которые не изменяются в период эксплуатации судна и могут быть использованы для идентификации, - дополнительные идентифицирующие признаки. Дополнительными идентифицирующими признаками являются тип и назначение судна, район плавания, физические величины - такие, как длина, ширина, высота борта и др.

Тип и назначение судна,район плавания приведены ниже в материале по классификации судов.

Дата и место постройки судна. Как правило, при постройке судна, еще до начала фактического строительства, на стадии согласования строительной документации, судну присваивается порядковый номер строительства (сквозной или разовый, контрактный) в соответствии с порядком, принятым на верфи. Строительный номер судна часто выбивается на заставных досках и служит дополнительным идентифицирующим признаком. Кроме строительного номера, также указываются дата и место постройки. В некоторых случаях место постройки судна указывается названием верфи и страны, где эта верфь расположена. Дата и место строительства судна имеют значение при постройке больших серий судов, а также при наличии нескольких судов с подобными названиями типа «Альфа-1», «Альфа-2», «Альфа-3» и т.п.  

Главные размеры судна: длина, ширина, высота борта. Судно как материальный объект имеет также и определенные физические характеристики, которые носят стабильный характер и закладываются в период постройки судна. К таким стабильным физическим характеристикам относятся: длина, ширина, высота надводного борта, конструктивные особенности типа судна, материал постройки корпуса, тип двигателя и некоторые другие. Во многом физические характеристики судна зависят от типа судна. Скажем, портовый буксир по своим физическим характеристикам будет явным образом отличаться от пассажирского теплохода.

3.1.3. Вспомогательные идентифицирующие признаки

В случае, когда основные идентифицирующие признаки - название, позывной, номер избирательного вызова судовой радиостанции и идентификационный номер станции спутниковой связи - установить не представляется возможным, а дополнительные не позволяют однозначно идентифицировать судно (такое возможно, если, скажем, мы имеем дело с затопленным судном), на первый план выходят конструктивные особенности, характерные повреждения.

При прохождении ряда процедур на судно выдаются документы утвержденного образца, в которые вносятся соответствующие данные о судне. Так, при постройке судна под надзором определенного классификационного общества на определенный класс, после положительного результата всех испытаний, судну присваивается класс, и в удостоверение этого факта выдается классификационное свидетельство, в котором, в частности, указываются длина, ширина, высота борта, материал, из которого корпус изготовлен.

Таким образом, в классификационном свидетельстве фиксируется определенный образ судна. В подтверждение данных, указанных в классификационном свидетельстве, судно обязано проходить периодические осмотры, тем самым, соотнося образ судна, зафиксированный в документах с его фактическим состоянием. Если фактическое состояние судна будет в значительной мере отличаться от того, которое удостоверено классификационным свидетельством, - судно может быть лишено класса или переведено в другой класс. То есть указанная выше процедура присвоения и подтверждение класса судна выражает соотношение между идеальным образом судна, отраженным в классификационном свидетельстве, и его фактическим состоянием. Наличие такого идеального образа судна может быть использовано при идентификации судна, в том числе и для целей оценки.

  Конструктивные особенности судна. К конструктивным особенностям судна относятся: материал постройки и форма корпуса, способ соединения частей корпуса, система набора корпуса, число трюмов и твиндеков, число и размеры люков, система люковых закрытий, грузовые средства, расположение машинно-котельного отделения, тип главного двигателя и гидромеханический комплекс.

Следует отметить, что практика работы экспертных подразделений Министерства юстиции Украины свидетельствует о возрастании числа экспертиз, связанных с определением таможенных кодов ввозимых транспортных средств, определением таможенной стоимости таких транспортных средств, в том числе и моторных яхт. При этом также проводится идентификация объекта экспертизы. Однако до момента регистрации яхты в Судовом реестре или Судовой книге – у нее нет названия, бортового номера, а также некоторых документов, в частности документов, удостоверяющих техническое состояние. В этом случае идентификацию обычно осуществляют на основании имеющихся документов.

К сожалению, в настоящем пока еще не сложилось унифицированных подходов к идентификации объекта оценки – морского судна. Однако некоторые подвижки в этом вопросе уже есть. Так, практика согласования отчетов об оценке судов в Министерстве транспорта и связи Украины однозначно свидетельствует об ужесточении требований в отношении идентификации объекта оценки (судов). К типовому содержанию отчета об оценке дополнительно прилагаются фотографии, не только характеризующие состояние объекта оценки, но также и фотографии, служащие целям идентификации объекта оценки.

3.2. Классификация судов

Применительно к судам термин « классификация» применяется в двух основных значениях:

первое – это система охраны жизни, собственности и окружающей среды на море. Состоит из верификации по правилам на стадии разработки проекта, строительства и эксплуатации судов и морских установок, завершается присвоением судам класса, свидетельствующего об их техническом соответствии требованиям безопасности мореплавания в определенных районах и выдачей регистрационных документов на каждое плавсредство специальными регистрационными обществами. Класс присваивается классификационными обществами каждому построенному судну с учетом его соответствия определенным правилам постройки, нормам прочности и другим техническим требованиям, устанавливаемым этими обществами.

Регистр выполняет работы по классификации и техническому надзору за морскими и речными торговыми судами, рассматривает и одобряет проекты и осуществляет техническую помощь с целью обеспечения высоких стандартов безопасности пассажиров, судов и грузов, а также предотвращения загрязнения окружающей среды. Регистр выполняет технический надзор за выполнением положений международных конвенций и от имени правительства Украины выдает на судно конвенционные документы. Правила классификации и постройки морских судов, Правила технадзора и др. в настоящее время разрабатываются.

3.2.1. Классификационные общества. Классификация судов Регистром судоходства

 

Немного истории. Попытки рационально разграничить типы судов неоднократно предпринимались на всем протяжении существования флота. Вследствие бурного развития мирового флота и судоходства необходимость классифицировать суда по их назначению, способам постройки и техническому состоянию еще более возросла. Появляются специальные учреждения, в которых опытные в судовом деле служащие — сюрвейеры — должны наблюдать за постройкой судов и их техническим состоянием во время эксплуатации и классифицировать суда в соответствии с международными нормами. Старейшим и знаменитейшим из подобных учреждений является английское классификационное общество Регистр Ллойда, образованное в XVIII в. Свое название общество получило по имени владельца кабачка Эдварда Ллойда, где начиная с 1687 г. судовладельцы, капитаны и агенты заключали сделки, страховали грузы и устанавливали цену фрахта. В 1764 г. было решено составить списки судов — регистры — с имеющимися сведениями по каждому из них, чтобы легче было оценивать качества судна и, следовательно, определять сумму страховки. Были составлены два списка: Зеленая книга, в которой указывались суда, и Красная книга, в которой регистрировались судовладельцы. В 1834 г. общество было реорганизовано в Регистр Ллойда, который ежегодно выпускает регистровые книги. В них приводятся сведения о техническом состоянии судов всего мира, зарегистрированных в обществе.

Не менее знаменито французское классификационное общество Бюро Веритас, основанное в 1828 г. в Антверпене и с 1832 г. по настоящее время находящееся в Париже.

В каждой стране имеется свой собственный Регистр.

В Украине в настоящее время большее количество судов находится под надзором Регистра судоходства Украины и Российского морского регистра судоходства, хотя действуют в Украине и другие классификационные общества.

Квалифицированное проектирование, строительство судна, грамотная техническая эксплуатация корпуса, механизмов, устройств и систем обеспечивает охрану человеческой жизни на море, безопасное плавание и успешную эксплуатацию. С течением времени, вследствие износа конструкции корпуса и механизмов, судно уже не может обеспечивать безопасное плавание до устранения дефектов. Для своевременного выявления и устранения ошибок проектирования, дефектов материалов, механизмов и устройств необходимы четкие технические требования и тщательный технический надзор за проектированием, строительством и состоянием судна во время эксплуатации.

Фактически этот надзор начинается с проектирования и постройки судна и продолжается весь эксплуатационный период. Осуществляют технический надзор специальные классификационные общества (Регистр Ллойда, Бюро Веритас, Регистр судоходства и др.)

В России деятельность Русского Регистра началась в 1914 г. в. дальнейшем он был преобразован в Регистр судоходства Российской Федерации.

В Украине функцию надзора выполняет Регистр судоходства Украины, который создан в 1996 г.

Российский Регистр судоходства присваивает судну класс на пять лет, если его конструкция соответствует Правилам Регистра, а техническое состояние - условиям эксплуатации. Основной символ класса:

КМ — для самоходных судов;

КЕ — для несамоходных судов с суммарной мощностью двигателей более 100 кВт;

К   — для прочих несамоходных судов.

Если судно построено по Правилам и под надзором Регистра, то в символе класса звездочка помещается внутри окружности, если судно построено под надзором не признанного Регистром классификационного общества или без надзора, то буквенные обозначения класса берутся в скобки (если судно построено под надзором признанного Регистром классификационного общества, дополнительные обозначения не вводятся).

Если суда имеют необходимые подкрепления для плавания во льдах, то к символу класса добавляется один из следующих знаков категорий ледовых усилений: ЛУ1, ЛУ2, ЛУЗ, ЛУ4, ЛУ5, ЛУ6, ЛУ7, ЛУ8, ЛУ9.

Категории ЛУ1, ЛУ2, ЛУЗ — неарктические категории и распространяются на суда, предназначенные для плавания в замерзающих неарктических морях с толщиной мелкобитого льда до 0,4 м, 0,55 ми 0,7 м соответственно. Категории: ЛУ4, ЛУ5, ЛУ6, ЛУ7, ЛУ8, ЛУ9 распространяются на суда, предназначенные для плавания в арктических морях. При плавании за ледоколом допускается плавание осенью в однолетних льдах толщиной до 1 м для ЛУ4 и в многолетних льдах — ЛУ8 и ЛУ9. При самостоятельном плавании ЛУ4 допускаемая толщина льда зимой 0,6 м, а для ЛУ9 - 3,5 м.

Если ледокол удовлетворяет соответствующим требованиям Правил, то к основному символу класса добавляются символы ледовых усилений: ЛЛ6, ЛЛ7, ЛЛ8 и ЛЛ9. Категория ЛЛ6 предусматривает выполнение ледокольных операций в замерзающих неарктических морях при толщине льда до 1,5 м; категория ЛЛ9 - в арктических морях в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 4,0 м.

Для судов, которым обеспечена непотопляемость при затоплении 1-3 отсеков, к основному символу класса добавляется знак Ш"Ш. •

Для судов ограниченного района плавания к символу класса добавляется соответствующий знак, указанный в начале раздела (I, II, НСП, ШСП, III).

При автоматизации машинной установки, позволяющей ее эксплуатацию без постоянного присутствия обслуживающего персонала в МО или в центральном посту управления, к символу класса добавляется знак - А1.

А2 - соответствует объему автоматизации, который позволяет эксплуатировать установку одним оператором из центрального поста управления без постоянного присутствия в МО.

Если навигационное оборудование судна соответствует Правилам оборудования судов, управляемых одним человеком на ходовом мостике, то к основному символу класса добавляется знак - (ОВНМ).

При выполнении определенных требований к символу класса добавляется словесная характеристика: буксир, газовоз, земснаряд, катамаран, контейнеровоз, лесовоз, навалочное, накатное, наливное, нефтеналивное, пассажирское, рудовоз, химовоз.

3.2.2. Классификация судов по основным признакам

Второе значение термина « классификация» заключается в делении объема понятия или совокупности (множества) объектов по определенным признакам на группы (подмножества)[38].

Настоящий раздел разработан и представлен именно в этом значении.

Разделение судов на группы по основным признакам называется классификацией судов. Для характеристики судов обычно используют их основные признаки.

В литературе, как в специальной, так и в нормативной, представлено достаточно широкое разнообразие группировок и уровней классификационных признаков, от самого общего разделения, как например, в Кодексе торгового мореплавания, до подробного представления и описания классификационных признаков.

Ниже приводится общая схема классификации судов и приведено ее описание:

По некоторым классификационным группировкам, в связи с их более частым появлением в поле зрения оценщика, приводятся дополнительные описания, разъяснения и характеристики.

Современное морское судно — сложнейшее инженерное сооружение, в котором сосредоточен многовековой опыт судостроителей и мореплавателей. Если рассматривать упрощенно, судно — это стальная коробка, имеющая носовое (нос) и кормовое (корма) окончания. Днище судна заканчивается килем — это наиболее глубоко сидящая в воде часть судна. Сверху судно закрыто палубой. Суда делятся:

1. По назначению:

Транспортные

1.1.1. Сухогрузные:

1.1.1.1. Универсальные суда для перевозки генеральных грузов;

1.1.1.2. Балкеры различных типов для перевозки грузов навалом;

1.1.1.3. Рефрижераторные суда для перевозки скоропортящихся грузов;

1.1.1.4. Контейнеровозы;

1.1.1.5. Ролкеры – суда с горизонтальной загрузкой;

1.1.1.6. Грузовые паромы;

1.1.1.7. Лихтеровозы- суда перевозящие груженные суда-лихтеры;

1.1.1.8. Нефтерудовозы и нефтенавалочники;

1.1.1.9. Лесовозы и коустеры;

1.1.1.10. Прочие.

1.1.2. Наливные:

1.1.2.1. Танкеры-нефтевозы;

1.1.2.2. Танкеры-продуктовозы;

1.1.2.3. Газовозы;

1.1.2.4. Химовозы;

1.1.2.5. Прочие.

1.1.3. Пассажирские:

1.1.3.1. Паромы пассажирские;

1.1.3.2. Суда круизные;

1.1.3.3. Суда местных линий;

1.1.3.4. Линейные;

1.1.3.5. Прочие.

1.2. Суда технического флота:

1.2.1. Буксиры;

1.2.2. Плавкраны – поворотные и неповоротные;

1.2.3. Перегружатели;

1.2.4. Нефтемусоросборщики;

1.2.5. Дноуглубительные суда (землечерпалки, землесосы, грунтоотвозные шаланды);

1.2.6. Плавучие копры (сваебойные суда);

1.2.7. Прочие.

1.3. Суда вспомогательные:

1.3.1. Буксировщики-швартовщики;

1.3.2. Снабженцы-бункеровщики;

1.3.3. Рейдовые катера;

1.3.4. Завозчики якорей;

1.3.5. Прочие.

1.4. Специальные суда:

1.4.1. Научные;

1.4.2. Учебные;

1.4.3. Кабелеукладчики;

1.4.4. Трубоукладчики;

1.4.5. Плавучие доки;

1.4.6. Плавучие буровые суда:

1.4.7. Буровые суда для бурения скважин при глубине моря до 1000 м;

1.4.8. Полупогружные буровые платформы для бурения скважин при глубине моря 100-300 м;

1.4.9. Самоподъемные плавучие буровые установки для бурения скважин при глубине моря до 100 м;

1.4.10.  Прочие.

1.5. Рыбопромышленные:

1.5.1. Добычные суда (рыболовные траулеры, китобойцы);

1.5.2. Плаврыбзаводы, китобойные базы;

1.5.3. Прочие.

Военные корабли


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: