Виды налогов и их характеристика

Понятие и сущность налогов

Налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные плате­жи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сро­ков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения де­ятельности государства и органов местного самоуправления.

Значимые характеристики нал платежа:

1. Законодательная основа

2. Обязательность

3. Индивидуальная безвозмездность

4. В пользу субъектов публичной власти. Если платеж, удовлетворяющий приведенным выше трем условиям, поступает не в пользу институтов публичной власти, то таковой считается не налогом, а парафискалитетом.

В случае пошлины или сбора всегда преследуется специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина или сбор), которая до­стигается в результате уплаты, т. е. присутствует элемент индивиду­альной возмездности. Кроме того, зачастую сама пошлина или сбор вводится, чтобы получить доход, а не покрыть издержки. В россий­ском налоговом законодательстве налог и сбор разграничены (ст. 8 Налогового кодекса РФ, часть первая). Сбор — обязательный взнос организаций и физических лиц, уплата которого — одно из условий совершения государственными органа­ми или органами местного самоуправления и их должностными ли­цами юридически значимых действий в отношении плательщика. Понятие по­шлины Налоговый кодекс РФ не выделяет как самостоятельное. Парафискалитет — обязательный сбор, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации. Парафискальные пла­тежи устанавливаются в пользу промышленных, коммерческих и социальных предприятий, технических или образовательных учреж­дений. Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государ­ством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стра­не, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления госу­дарственных услуг. Функции: Фискальная, Распределительная, Стимулирующая, Контрольная.


 


Виды налогов и их характеристика

По методу установления налоги принято разделять на прямые и косвенные.

К прямым относят подоходно-поимущественные налоги, т. е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, ис­ходя из знания величины объекта налогообложения, расчета нало­говой базы и применения к ней налоговой ставки. Косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств. Косвенные налоги фактически — налоги на потребление. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще. Относят налог на добавленную стоимость, акци­зы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые другие налоги на товары и услуги (на потребление). В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима рас­ходования средств, полученных с помощью налогов, принято раз­личать общие и целевые налоги. К общим относятся налоги, которые, в соответствии с действу­ющим законодательством, зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета. Целевые налоги, в отличие от общих, вводятся для финансиро­вания конкретной категории расходов и зачисляются, как прави­ло, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые бюджет­ные фонды(Дорожный, воспр мин-сыр базы, Ед соц налог). По характеру властной компетенции налоги подразделяют на го­сударственные и местные. Государственные налоги вводятся законода­тельными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государственный бюджет. Часть из них может зачисляться и в доход местных бюджетов.

В Российской Федерации можно выделить две составляющих государственного устройства — федеральную и субфедеральную (субъекты Федерации). Соответственно, к государственным нало­гам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов Федерации.

К федеральным налогам в настоящее время относятся:

• налог на прибыль предприятий и организаций;

• налог на доходы физических лиц;

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы;

• таможенные пошлины;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• единый социальный налог;

• государственная пошлина;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

• налог на операции с ценными бумагами;

• налог на игорный бизнес;

• лицензионные и регистрационные сборы и некоторые другие налоги и сборы.

Налоги субъектов Российской Федерации:

• налог на имущество предприятий;

• налог с продаж;

• единый налог на вмененный доход для определенных видов деятель­ности субъектов малого предпринимательства, а также некоторые дру­гие налоги и сборы.

Местные налоги устанавливаются на основании решений органов местного самоуправления и зачисляются, как правило, только в доход местных бюджетов.

В настоящее время в Российской Федерации к числу местных налогов относятся:

§ сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

§ земельный налог;

§ налог на имущество физических лиц;

§ налог на рекламу и ряд других налогов и сборов.


3. Осн-е эл-ты закона о налогообл объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, изме­римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юриди­ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

источник налога - то есть доход, из которого выплачивается налог;;

налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от на­лога;

срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

 ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %).

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах можно сказать что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.


5. Налоговые механизмы в конце XIX в. – в начале XX в. Основы налоговой системы России конца XIX — началаXX в.были заложены при проведении ряда преобразований налоговой системы в 1863-1865 и 1885-1887 гг. К наиболее существенным из них следует отнести дальнейшее совершенствование промыслового обложения, которое именно в этот период оформилось в самостоятельную модель и приобрело относительно завершенную форму. В эти годы были отменены со­ляной налог (1880 г.) и подушная подать (1882—1886 гг.). Активно совершенствовалась система акцизного обложения и государствен­ного земельного налога. До введения винной монополии с 1895 г. спирт и иная алкоголь­ная продукция подвергались акцизному обложению. В России основной формой обложения торговли и промышленности был государственный промысловый налог состоящий из двух основных компонентов: основного сбора, который представлял собой внесение платы за про­мысловые свидетельства; дополнительного сбора, который состоял из несколь­ких сборов:1) с акционерных и других предприятий в виде: налога с капитала и процентного сбора с прибыли; 2) с прочих предприятий, не обязанных публичной отчетностью в виде: а) раскладочного сбора; б) процентного сбора с прибыли, превышающей установленный ми­нимум. Ставкиосновного сбора были дифференцированы в зависимости от: местности разряда торгового или промышленного предприятия. В рамках дополнительного сбора на протяже­нии всего периода существования данного налога составлял рас­кладочный сбор. Его величина устанавливалась как общая сумма необходимых бюджету средств по данному налогу на грядущее трех­летие. Далее эта величина «раскладывалась» на губернии. В рамках губерний специальный орган — губернское раскладочное присутствие — «раскладывал» данную сумму на на­логоплательщиков. Схема промыслового налога действовала в Российской империи начиная с налоговой реформы 1898 г.  Первая мировая война наложила определенный отпечаток на налоговую политику российского правительства, приведя к повышению общего уровня налогов в стране. Были повышены налоговые ставки по промысловому обложению, по обложению недвижимых имуществ, квартирный налог, гербовый сбор, акцизы на ряд продовольственных товаров, табачных изделий, нефтепродукты и некоторые другие. Вводились и новые налоги: временный военный налог с проезжающих по железной дороге пасса­жиров, с пассажирского багажа и с перевозимых по багажным кви­танциям грузов; налог на военную прибыль; особый временный налог на русский хлопок; единовременный налог на телефоны. Проблема введения подоходного налога в России обсуждалась в экономической литературе и средствах массовой информации с 80-х годов XIX в.  Первый Закон о подоходном налоге фактически был утвержден лишь в 1916г. Введенное положение распространялось на все мест­ности Российского государства. Налог должен был взиматься с доходов, по­лученных от всех источников. Указанным положением предусматривалась достаточно дробная шкала налогообложения: всего выделялась 91 позиция. Однако данное положение так и не было реализовано. События 1917 г. заблокировали введение этой модели подоходного налога.                            следующие основные налоги: поземельный налог, который носил раскладочный характер; поземельные сборы, существовавшие на территории польских губер­ний, Сибири и некоторых других местностей; налоги с недвижимых имуществ; подымная подать, взимавшаяся в посадах и селениях Польских губер­ний; кибиточная подать, взимавшаяся в Ставропольской губернии, Степ­ном и Туркестанском краях; оброчная подать и платежи переселенцев за пользование казенной зем­лей; квартирный налог; промысловый налог; налог на денежный капитал; эмиссионный налог с акций и облигаций; некоторые другие налоги. Использование налоговых механизмов до налоговой реформы 30-х гг.XX в.


6. НС до реформ 30-х годов. Основными этапами в налоговой истории России послереволю­ционного периода можно считать следующие.

Первый этап довольно короткого довоенного периода фактически охватывал всего несколько месяцев (с конца 1917 г. до осени 1918 г.) относительно мирного существования, прерванного Гражданской войной. Для этого периода было в целом характерно как использо­вание действовавших в предшествующие годы налогов с некото­рым пересмотром основных налогоплательщиков и размеров ста­вок (акцизы, госпошлина), так и введение новых налогов. В тот период основными налогами, действовавшими в стране, были следующие:

· фактически введенный в действие подоходный налог, основные по­ложения которого достаточно существенно отличались от его дореволюционного предшественника;

· промысловый налог, взимание которого было переложено на мелкие, не национализированные предприятия;

· акцизы;

· государственная пошлина;

· 5%-ный сбор с оборота торговых предприятий;

· сбор с частных предприятий в фонд обеспечения семей красноармейцев;

· сбор в фонд детского питания.

Второй этап в развитии системы налогообложения в постреволюционный период был связан с Гражданской войной и меропри­ятиями военного коммунизма. Его основными характерными чер­тами были ориентация на использование натуральных форм обло­жения, так называемый классовый подход к определению круга налогоплательщиков, принудительные военизированные формы изъятия ресурсов, постепенный отказ от денежных налогов, вве­дение так называемых чрезвычайных налогов и нату­рального налога с сельских хозяев, на практике вылившегося в продразверстку.

Третий этап охватывает годы новой экономической политики, когда начали активно использоваться налоговые инструменты, и постепенное затухание «налоговой активности» государства, закон­чившееся проведением налоговой реформы 1930 г., когда роль налоговых механизмов в стране была существенно ограничена. На протяжении этого периода налоговая система не оставалась неиз­менной, в нее постоянно вносились изменения и дополнения.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: