Налоговые механизмы накануне рыночных реформ

Начиная с финансовой реформы 30-х годов, действие механиз­ма налогообложения фактически ограничивается негосударствен­ным сектором экономики и населением.

Наиболее значительными событиями в данной области в пери­од с конца 30-х годов и до начала активных рыночных преобразований в 1992 г. можно считать следующие:

1. Комплекс мер по увеличению объема доходов государственного бюд­жета в период Великой Отечественной войны. Хотя основная нагрузка по формированию доходов бюджетной системы в этот период прихо­дилась на неналоговые поступления (займы, денежную эмиссию, из­менение режима изъятия налога с оборота и др.), собственно налого­вые меры также играли отнюдь не последнюю роль. Это — и новый порядок налогообложения доходов колхозов, и надбавки к сельскохо­зяйственному и подоходному налогам (позднее в значительной мере переоформленные в военный налог с выраженными элементами по­душного обложения), и ряд других мер.

2. Экономическая реформа 1965 г. и отдельные мероприятия в 1979 г. и в 1987 г. были нацелены на сближение действовавших схем распределе­ния прибыли государственных предприятий с моделями налогообло­жения прибыли. Существенными компонентами мероприятий в эти годы были попытки введения нормативов распределения прибыли предпри­ятий.

3. Налогообложение доходов физических лиц и колхозов вплоть до кон­ца 80-х годов также неоднократно пересматривалось, однако качествен­ных изменений не претерпело.

Первый крупный шаг к возврату налоговых инструментов в эко­номическую практику управления отечественной экономикой был связан с принятием в 1990 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который вступил в силу с 1.01.91. Центральное место в рамках предлагаемой данным Законом налоговой модели отводилось налогу на прибыль предприятий с его максимальной ставкой 45%. При этом жестко фиксировалась ставка отчислений в союзный бюджет (22%), а ставка отчислений в республиканские (в том числе и в бюджеты автономных республик) и местные бюджеты не должна была превышать 23%. Данный подход к формированию ставок налога на прибыль в общих чертах сохранился до настоящего времени.

Вводимый этим Законом налог на прибыль адресовался исклю­чительно предприятиям союзного подчинения. Предприятия рес­публиканского подчинения (союзных и автономных республик) должны были платить налог на прибыль в соответствии с анало­гичным республиканским законодательством, исходя из соответ­ствующих республиканских законов и установленных в них ставок. Так, для Российской Федерации базовым стал Закон РСФСР «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций"». В соответствии с этим Законом ставка налога на прибыль предпри­ятий республиканского подчинения первоначально была установ­лена на уровне 38%. В течение 1991 г. союзная ставка налога на при­быль была снижена до 35, а республиканская — до 32%. Ставки нало­га на прибыль были в значительной мере дифференцированы по типам налогоплательщиков (для предприятий, банков, совместных предприятий с иностранным участием, предприятий со 100%-ной до­лей иностранных инвестиций, общественных организаций, малых предприятий и т. д.).

Введенная налоговая система отнюдь не все предприятия поста­вила, даже формально, в равное положение. Специальные налого­вые ставки были установлены для коммерческих банков (55 и 45%), для совместных предприятий, доля иностранного партнера в устав­ном капитале которых превышает 30% (ставка 30%), предприятий Центросоюза и некоторых других.

Система налогообложения прибыли в тот период включала два специфических элемента, отмененных несколько позднее. Первым из них было установление дифференцированных ставок налога на прибыль в пределах установленного норматива рентабельности и его превышении, вторым — налоговое регулирование темпов роста расходов на оплату труда в себестоимости (просуществовал в российской модели налогообложения до 1993 г.).

Косвенная привязка налогообложения к уровню рентабельности предприятий фактически приводила к повышению эффективности налоговой ставки против законодательно установленного максимального уровня (35% ~ по союзному и 32% — по российскому законодательству). В случае превышения предельного уровня рентабельности союзное законодательство устанавливало «запретительные» налоговые ставки в размере 80—90%. При этом предельный уровень рентабельности (к себестоимости) определялся как удвоенный среднеотраслевой. Установленные среднеотраслевые показатели колебались от 20% по большинству отраслей (кроме легкой, пищевой и некоторых других) до 40% для связи и издательской деятельности. При превышении предельного уровня рентабельности менее чем на 10 процентных пунктов к этой величине прибыли применялась ставка 80%, а свыше этого уровня — 90%.

Такое повышение реальных налоговых ставок по сравнению с номинальными привело к тому, что амнистировались крупные пред­приятия, не стимулировалось повышение эффективности производства. Напротив, налоговая система понуждала предприятия манипу­лировать с фактической себестоимостью и делала выгодным прямое сокращение объемов производства (так как это влекло относительный рост издержек за счет условно постоянных расходов).

Одним из элементов налогообложения прибыли предприятий этого периода стало использование специального механизма ограничения роста расходов на оплату труда. Суть его состояла в нор­мировании тех расходов на оплату труда, которые могли быть вклю­чены в себестоимость. Средства, направленные на оплату труда, пре­вышающие нормативные значения, фактически увеличивали налогооблагаемую прибыль предприятия.

Система налогообложения предприятий в 1991 г. не исчерпывалась налогом на прибыль и дополняющими его элементами: она включала налоги на экспорт, на импорт, с продаж, а также отчисления в ста­билизационный фонд и др. Сохранялся и даже получил некоторое расширение сферы применения налог с оборота. Косвенные налоги в отечественной налоговой системе в этот период были представлены налогом с оборота и налогом с продаж. Ставки налога с оборота по-прежнему устанавливались в виде разницы между государственными розничными ценами за вычетом торговых и оптово-сбытовых скидок или оптовыми ценами промышленности и оптовыми ценами пред­приятий, а по некоторым товарным позициям — в процентах к обо­роту или в твердых суммах с единицы товара. Более того, в 1991 г. был расширен круг плательщиков налога с оборота за счет совместных (с иностранным участием) предприятий, продукция которых ранее не подпадала под обложение данным налогом. Доля налога с оборота в этот период составляла 25,7% доходов союзного бюджета (в 1990 г.). В доходах российского бюджета его величина была чуть меньше — 22,2% (в 1991 г.).

Введение налога с продаж в 1991 г. преследовало главным обра­зом цель расширения доходной базы бюджета. Этот налог был введен союзными властями как единый налог на продажи по всей технологической цепочке по ставке 5%. Налог с продаж охватывал весьма широкий перечень товаров, оставляя лишь некоторые исключения. Методика расчета, когда налог с продаж, уплаченный при приобретении сырья, материалов, комплектующих и т. д., подлежал вычету из сумм налога, полученных с покупателя продукции, в известной степени роднила данный налог сНДС, введен­ием позднее, в 1992 г.

Стабилизационные возможности налога с продаж в 1991 г. ис­пользовать практически не удалось. Недовольство населения централизованным повышением цен в результате введения этого налога было «погашено» отменой налога на широкий круг товаров народного потребления. При этом российские и союзные власти фактически соревновались, кто освободит от этого налога более широкий круг товаров. В результате реальная ставка налога с продаж в среднем по России составила около 1,8%, а потери республиканского бюджета в 1991 г. от льгот по налогу с продаж оказались сопоставимы с дефицитом бюджета.

С 1992 г. можно начинать отсчет истории современного этапа строительства российской налоговой системы. Именно с 01.01.92 вводились практически все основные ее законы. Хотя на протяже­нии почти десятилетнего периода данная система претерпела весьма существенные изменения, ее основы и принципиальные элементы были заложены именно в принятых в декабре 1991 г. законах в области налоговой системы и налогообложения.



Хар-ка НС РФ.

История НС начала склад-ся с 1.01.92. осн-е законы б/приняты Верх. Советом в дек. 91г. Гл. закон – з-н РСФСР «об основах НС в РСФСР». После б/множ-во измен-й. Но сон-е принципы сохр-лись. Осн-е измен-я из-за вступл-я НК РФ 1.01.99г. в действие.

НС представляет собой: 1) взаимосв-х совок-ть нал-х сборов и др. платежей, для финан-ния гос. бюджета, мест. б-тов, ВБФ. 2) система з-нов, указов и др. актов, регулир-х пор-к исчисл-я и уплаты н-гов и др. пл-жей. 3) сист. гос инст-тов, обесп-х принятие з-нов и нормат-х актов, администров-е н-гов и контроль за своевр-ю и прав-тью уплаты.

Сист. нал-х сборов сост. из 3 групп в соотв-е с уровнями гос. стр-ры: федер, регион, мест.  

В пр-ке НС слож-сь кр-рии, позвол-е опред-ть, какие н-ги б/т фед-ми, рег-ми, мест-ми.

Постр-е НС осн-ся на распр-нии нал-х полномочий м/у составл-ми гос-ва. Нал-е полном-я – законодат. оформленые права уровней бюдж. сист. вводить н-ги, получать нал-й доход, админ-вать н-ги. Составл-е нал-х полном-й: 1) законод. полном-я (вводить н-ги, устан-ть ставки, базу и иные элем-ты «з-на о н-ге». 2) доход-е полн-я (формир-ть доходы бюджета за счет н-гов). 3) админ-е полн-я (управ-ть, собирать н-ги).

В НС РФ нал-е полном-я сконцентр-ны на фед. ур-не. (Критерии)

Для СССР налоги – чужд элемент, т.к. все принад-ло гос-ву. Но с появл-м в к.80-х акц-х и кооп-х пр-тий, с участ-м иностр. кап-ла г-во пересмотрело идею. С 1.01.91 введен в д-вие з-н ССР о нал-х с пр-тий, орг-ций (н-г на пр-ль (max 45%, 22% в союз. бюдж), с оборота, на Э и И на фонд опл труда колх-ков). Общ. сумма пл-жей не д/б > 23% облаг пр-ли. Для банков 55%, для СП до 30%. Сущес-ла обширная система льгот. Доходы пр-тий и др от имеющ-ся ЦБ по ст-ке 15%.

Из-за отказа респ-к платить н-ги союз бюдж развал-ся, расх-ды покрыв-сь «печатным станком». 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: