Психологические игры и упражнения как средство снижения агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома

 

Начиная с 30-х годов XX столетия наблюдается интенсив­ное развитие более или менее систематических попыток раз­работать технику игровой терапии. Литература по этому воп­росу начала в дальнейшем расти настолько быстро, что в библиографическом журнале «Psychological Abstracts» начи­ная с 1948 г. была введена специальная рубрика. Работы в этой области оттеснили на второй план исследования, посвя­щенные изучению игры как таковой. К настоящему време­ни существует ряд отличающихся друг от друга направле­ний в разработке терапии посредством игры.[31.C.342]

В. Акслайн (V. Axline, 1947) различает в технике игровой терапии две большие группы: а) направленную технику, в которой терапевт берет на себя интерпретацию и корригиру­ющие функции; б) ненаправленную технику, в которой ребен­ку предоставляется полная свобода в игре.[12.C.159]

Направленная игровая терапия выросла из попыток прило­жить психоаналитическую технику к детям. Анна Фрейд была одной из первых, разработавших технику игровой терапии как частичную замену вербальных методов психоаналитической техники.

На несколько иных принципах построена так называемая ненаправленная техника игровой терапии. В ее основе, как пишет В. Акслайн, лежит мысль о том, что игра является для ребенка естественным средством самовыражения и предостав­ляет ему возможность «проигрывать» свои чувства и пробле­мы.

Мы так подробно остановились на фрейдистских толкова­ниях игры потому, что эти толкования являются наиболее распространенными в зарубежной психологии.[19.C.126]

Игра, с точки зрения Ж. Пиаже, принадлежит к миру аутистических грез, миру неудовлетворяемых в реальном мире желаний, миру неисчерпаемых возможностей. Этот мир наиболее важен, он есть настоящая реальность для ребенка; во всяком случае, этот мир для ребенка не менее реален, чем другой — мир принуждения, мир постоянных свойств пред­метов, мир причинности — мир взрослых. Рассматривая раз­витие представлений о реальности, Пиаже указывает, что до двух-трех лет «реальное — это просто то, что желательно». На второй стадии отмечается появление двух разнородных действительностей, одинаково реальных: мир игры и мир на­блюдения. «Следует, таким образом, признать, — резюмирует Пиаже свою мысль, — за детской игрой значение автоном­ной реальности, понимая под этим, что настоящая реальность, которой она противопоставлена, гораздо менее настоящая для ребенка, чем для нас».[31.C129]

Психологические игры и упражнения являются естественной формой взаимодействия между детьми, именно в играх личность ребенка развивается свободно, стремительно и гармонично.

В наше время мало кто из педагогов, психологов не понимает значения игры.   Использование игры в коррекционных и терапевтических це­лях в психологической практике исторически связано с теорети­ческими традициями психоанализа. Начало игровой терапии было положено еще в двадцатые годы нашего века в работах зарубежных авторов [6, С.29]

В последнее время можно наблюдать значительное возраста­ние интереса к использованию метода игровой терапии и в нашей стране. Проблемой игры как деятельности занимались такие исследователи, как Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

На первых этапах работы с агрессивными детьми и подростками рекомендуют подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев, а также использовать психологические игры и упражнения с целью снижения уровня агрессии.Психолог Я.А.Павлова рекомендует педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом воспитатель должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь детям разрешить данный конфликт на месте.

Смирнова Т.П. в своих работах, посвященных проблеме агрессивного поведения детей и подростков, выделяет следующие направления работы:

1. Игры и упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам выражения гнева;

2. Психологические упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыки саморегуляции);

3. Игры и упражнения, направленные на обучения ребенка конструктивным поведенческим реакциям;

4. Игры и упражнения, направленные на развитие позитивной самооценки.[27.C.29]

Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.

Таким образом, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление пове­дением. Психологи отмечают, что психологическое содержание игры составляет моделирование социальных отношений и ситуаций. Игра направлена на развитие умений и навыков; психического развития и самореализации состояния. Цели и задачи игры работы с агрессивными детьми – это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать деструктивные элементы в поведении.

Вывод к главе 1

Изучив и сделав анализ литературы по проблеме влияния психологических игр и упражнений на снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, мы пришли к следующим выводам.

Агрессия - общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. В психолого-педагогической литературе указывается множество определений агрессии, но, по - мнению современных исследователей, ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным. Наиболее известные теоретические положения: теория влечения, фрустрационная теория, теория социального научения. Рассмотрели структуру агрессивного проявления, а также формы агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках.

В развитии детской агрессивности проявляется тот же закон, что и в развитии всех других форм отклоняющегося поведения: от внешнего к внутреннему, а затем от внутреннего к внешнему. Сначала изменения во внешнем поведении приводят к внутренним переменам и закрепляют их, а потом уже внутренние установки начинают определять поведение. У детей из детского дома «внешнеобвиняющих» реакций в три раза больше, чем «самообвиняющих», что свидетельствует о повышенной агрессивности воспитанников. Мы пришли к выводу о необходимости перевода неконструктивной агрессии в конструктивную. Рассмотрели классификации агрессивного поведения детей подросткового возраста зарубежных и отечественных исследователей.

Психолог Я.А.Павлова рекомендует педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом воспитатель должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь детям разрешить данный конфликт на месте.

      Мы изучили особенности подростков и пришли к выводу, что подростковый возраст – это период, в течение которого ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе. В этот период развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие к той жизненной позиции, с которой ребенок начинает свою самостоятельную жизнь.

      Подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Подросток начинает по – новому оценивать свои отношения с семьей, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и, в первую очередь, это относится к семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение.

 Дружба в подростковом возрасте, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает комфортность во взаимоотношениях.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление пове­дением. Психологи отмечают, что психологическое содержание игры составляет моделирование социальных отношений и ситуаций. Игра направлена на развитие умений и навыков; психического развития и самореализации состояния. Цели и задачи работы с агрессивными детьми – это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать деструктивные элементы в поведении.

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома посредством психологических игр и упражнений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: