Оформление подакцизных товаров

 Осуществлять операции по таможенному оформлению подакцизных товаров можно только на специальных акцизных таможенных постах, находящихся по месту регистрации налогоплательщика. Однако не все таможни имеют акцизные таможенные посты. В таком случае таможенное оформление подакцизных товаров может производиться любым акцизным постом Российской Федерации.

 Особенность таможенного оформления ввозимых подакцизных товаров - это обязанность декларанта уплатить акцизы на таможне.

 При вывозе подакцизных товаров в режиме экспорта акциз не уплачивается, более того, данная категория товаров освобождается от налогообложения (п.п.4 п.1 ст.183 НК РФ).** В связи с этим возможен возврат (зачет) уплаченных по таким товарам сумм акцизов. Это положение действует только в том случае, если экспорт осуществляется непосредственным производителем этих товаров. Все прочие организации уплачивают акциз в общем порядке (т.е. по месту регистрации в налоговых органах).

 Чтобы получить освобождение от уплаты акциза при экспорте, организация-экспортер должна представить на таможне поручительство банка или банковскую гарантию, предусматривающие обязанность банка уплатить соответствующую сумму акциза и пени в том случае, если факт экспорта в течение 180 дней с момента вывоза не будет подтвержден документально. Если поручительство банка отсутствует, то экспортер уплачивает акциз по вывозимому товару в общем порядке, а впоследствии при подтверждении факта экспорта сумма уплаченного акциза ему возвращается.

 Грузовая таможенная декларация (далее ГТД) по ввозимым подакцизным товарам подается в течение 10 дней с даты представления этих товаров на таможню, а срок временного хранения таких товаров не должен превышать 20 дней с даты помещения на склад временного хранения.

 В случае ввоза подакцизных товаров в графе 31 ГТД под N 4 указываются серия и количество акцизных марок. В графе 36 проставляется код А, что свидетельствует об обязанности уплатить акциз на таможне. В графе 47 «Исчисление таможенных пошлин и сборов» сумма акциза, подлежащая уплате на таможне, проставляется под кодом 30 с указанием ставки и налоговой базы, а также способа платежа.

 В графе 54 ГТД при необходимости могут быть указаны сумма акциза, уплаченная при покупке марок, и сумма акциза, подлежащая фактической уплате.

 Алкогольная продукция, табак и табачные изделия подлежат обязательной маркировке при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, т.е. они пропускаются на таможенную территорию Российской Федерации только в том случае, если на них будут наклеены специальные акцизные марки. Марки акцизного сбора приобретаются импортером на акцизном таможенном посту не позднее, чем за 50 дней до начала месяца, в котором планируется получить марки, на весь объем товара, предполагаемый к ввозу. Марки продаются в количестве не более объема товара, оговоренного в контракте.***

 Платеж за марки является авансовым платежом по акцизам, уплачиваемым на таможне. Чтобы приобрести акцизные марки на ввозимый товар, импортер представляет на таможню следующие документы: заявление на покупку марок с приложением; оригинал и копию контракта на ввоз товара, платежный документ с обязательной пометкой «Уплата за акцизные марки» в графе «Назначение платежа»; оригинал и копию лицензии на импорт данных товаров; оригинал и копию свидетельства на право ввоза квотируемых товаров (распространяется на ввоз в режиме свободной таможенной зоны на территории Калининградской области); оригинал и копию свидетельства на товарный знак или лицензионное соглашение на использование товарного знака; оригинал и копию договора на складское хранение ввозимого товара. В случае ввоза алкогольной продукции дополнительно представляется копия лицензии на хранение.

 Если после подачи заявки на получение акцизных марок в условия контракта были внесены изменения в части, касающейся количества, номенклатуры и объема ввозимого товара или условий его поставки, то до момента получения марок, фактического ввоза товара или его таможенного оформления (если марки уже получены) сведения об этих изменениях представляются на таможню. В заявление на покупку марок и приложение к нему вносятся соответствующие изменения и заверяются акцизным постом.

Акцизным постом проверяются представленные документы и факт перечисления авансовых платежей, после чего импортеру возвращается один экземпляр заявления с отметкой о регистрации.

 В установленные сроки таможня извещает импортера о возможности получить марки. В течение 30 дней после получения извещения и не позднее 3 месяцев со дня регистрации заявления на покупку марок импортер представляет на таможню зарегистрированное заявление на покупку марок, обязательство импортера о ввозе товаров и использовании марок и обеспечение выполнения обязательств. В качестве обеспечения могут выступать банковская гарантия, денежные средства, внесенные на депозит таможенного органа, а также залог товаров.

 На заявлении на покупку марок делается отметка о количестве и видах выданных марок. Марки выдаются представителю импортера по доверенности.

 Для маркировки товара импортер вывозит марки за границу для оклейки ими продукции на территории организации-поставщика. Таможенные пошлины и сборы при вывозе акцизных марок и при обратном ввозе неиспользованных и поврежденных марок не взимаются.

 В течение следующих 7 месяцев c момента получения марок импортер обязан ввезти промаркированный товар, разместить его на складе, вернуть поврежденные или неиспользованные марки на таможню, представить на таможню отчет об использовании марок.

 50% стоимости неиспользованных и поврежденных марок таможенные органы возвращают не позднее чем через месяц со дня подачи заявки на возврат марок. Остальные 50% стоимости неиспользованных марок списываются импортером на внереализационные расходы (Д-т 91-2, К-т 68) без уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль.

 От обязательной маркировки освобождаются:

- сувенирная алкогольная продукция в нестандартной таре, упаковка которой не позволяет нанести специальную марку, основанием для чего являются заключение Минсельхоза России, согласованное с МНС России, о невозможности нанесения специальной марки и платежные документы об уплате акцизов в отношении немаркированной продукции в нестандартной таре;

- экспонаты международных выставок подакцизных товаров, подлежащих маркировке, в единичных экземплярах (1-2 минимальные упаковки пачек сигарет или 1-2 минимальные упаковки бутылок винно-водочных изделий) каждого наименования. Такие товары должны быть оформлены в соответствии с таможенным режимом временного ввоза (с обязательством об обратном вывозе) с полным освобождением от уплаты таможенных платежей.

 

 Оформление товаров, подлежащих обязательной сертификации

Сертификация товаров, работ и услуг - это процедура подтверждения их соответствия установленным российским и международным законодательством требованиям. Сертификацию должна проводить независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация. Соответствие товаров установленным требованиям удостоверяется в письменной форме (выдается сертификат соответствия).

 Основными целями проведения сертификации являются:

 - создание условий для предпринимательской деятельности на товарном рынке Российской Федерации, а также для участия российских организаций в международной торговле;

 - защита потребителей от недобросовестности изготовителя (продавца);

 - контроль безопасности продукции;

 - подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

 Обязательной сертификации подлежат ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, указанные в Списке товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации, содержащемся в письме ГТК России от 28.11.02 г. N 01-06/47124. Кроме того, при ввозе таких товаров нужно учитывать порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный приказом ГТК России от 23.05.94 г. N 217.

 Сертификаты представляются в таможенные органы вместе с ГТД. Сертификаты являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на российскую территорию.

 Условие о наличии сертификата и знака соответствия должно быть отражено в тексте договора на поставку импортной продукции.

 Сертификаты соответствия выдаются организациями, уполномоченными Госстандартом России. Информацию о местонахождении органа по сертификации той или иной продукции можно получить в Госстандарте России. Для получения сертификата подается заявка. Не позднее чем через месяц сертифицирующая организация представляет список необходимой для сертификации технической документации, перечень испытательных лабораторий, в которые могут быть представлены образцы продукции для испытаний и оценки. В лаборатории составляется протокол испытаний. Протокол и другая техническая документация анализируются органом сертификации, после чего выносится решение о выдаче сертификата или об отказе в выдаче.****

Срок действия каждого сертификата определяется сертифицирующими органами (он не может превышать 3 лет).

 Существует ряд международных соглашений о взаимном признании сертификации. В таких случаях заменить сертификат может свидетельство о признании зарубежного сертификата, выданное российскими органами сертификации.

 Свидетельства о признании сертификатов представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации. Сведения о сертификате указываются в графе 44 «Дополнительная информация/представляемые документы» ГТД.

 Ввозятся через таможенную границу без представления сертификатов товары:

- предназначенные для официального пользования представительствами иностранных государств и международных организаций;

- ввозимые в единичных количествах для потребления исключительно лицами, их ввозящими, с обязательством представить сертификаты позже (например, таким образом, ввозятся образцы для проведения сертификационных испытаний).

 В ГТД указываются краткое наименование органа, выдавшего сертификат, номер сертификата, дата его выдачи.

 В таможенные органы может быть передана копия сертификата, заверенная нотариально, органом, выдавшим сертификат, или консульским учреждением Российской Федерации.

 Если на момент прибытия товара на таможню сертификат соответствия не оформлен, товар может быть размещен на временное хранение на складе таможни на срок, не превышающий двух месяцев. В течение этого срока должен быть получен сертификат соответствия на ввозимый товар. С разрешения таможни декларант может осматривать товары, размещенные на складе, брать пробы и образцы. О взятии проб и образцов составляется акт. Условия возврата или утраты образцов оговариваются в договоре на проведение сертификации. За хранение товаров на таможенном складе взимается сбор. Он уплачивается на счета таможенных органов и относится на себестоимость ввозимых товаров: Д-т 08, 10, 15, 41, К-т 76.

 Если в течение двух месяцев декларантом не будет получен необходимый сертификат, на организацию или виновное должностное лицо может быть наложен штраф в размере 0,1-0,5 стоимости товаров с их конфискацией или без таковой (ст.16.16 КоАП РФ).*****

При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации квоты устанавливаются для драгоценных металлов и сырья, содержащего драгоценные металлы; необработанных природных алмазов; наркотических средств и психотропных веществ; нефти и нефтепродуктов; угля; углеводородного сырья; цветных металлов и сырья для их производства; деловой древесины и пиломатериалов; мяса, рыбы, молочных продуктов; зерна.

 

 

________________________

 

* Особенности таможенного оформления отдельных видов товаров (Л. Злобина, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 24, июнь 2007 г.)

** Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 26.11.2008, с изм. от 17.03.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009) // Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.04.2009) // Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340

*** Особенности таможенного оформления отдельных видов товаров (Л. Злобина, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 24, июнь 2007 г.)

**** Постатейный комментарий к Таможенному кодексу РФ (под ред А.Н. Гуева). - "Экзамен", 2008. с. 277

***** Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 09.02.2009) // Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1

****** это место определяется по правилам ст. 119 ТК РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении курсовой работы сделаем основные выводы по теме работы.

Одной из ключевых задач при принятии современного таможенного кодекса РФ являлось сокращение сроков и упрощение процедур таможенного оформления с целью ускорения товарооборота при перемещении товаров через таможенную границу. При этом немаловажным является определение четких правил при совершении таможенных операций.

Под таможенным оформлением следует понимать совокупность действий (таможенных операций), совершаемых отдельными лицами и таможенными органами, в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров в целях определения таможенного статуса указанных товаров и для применения в их отношении таможенных пошлин (налогов), запретов и ограничений, предусмотренных ТК РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В соответствии со ст.60 ТК РФ таможенное оформление товаров начинается:

- при ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст.72 ТК РФ (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных ТК РФ, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление;

-  при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК РФ, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Таможенное оформление состоит из двух частей.

1. Предварительные операции (доставка товаров, уведомление о прибытии). Как правило, эти операции осуществляет перевозчик.

2. Основное таможенное оформление. Оно состоит из пяти этапов:

 - прием, регистрация и учет таможенных деклараций;

 - контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД и страны происхождения товара, а также контроль за соблюдением мер нетарифного регулирования;

 - валютный контроль, контроль таможенной стоимости;

 - контроль таможенных платежей;

 - досмотр товара и их выпуск.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности или совершении разовых сделок с иностранными контрагентами, необходимо учитывать, что таможенное оформление ввоза и вывоза отдельных видов товаров и материалов имеет некоторые особенности.

Существует несколько категорий товаров, таможенное оформление которых усложнено целым рядом формальностей. Это подакцизные товары; товары, подлежащие обязательной сертификации; товары, на ввоз-вывоз которых требуется лицензия; товары, перемещение которых через границу осуществляется в пределах установленных квот.

Особенности таможенного оформления подакцизных товаров и товаров, подлежащих сертификации мы исследовали в нашей работе.

В результате мы в курсовой работе провели анализ предварительных и основных таможенных операций оформления товаров, в результате чего достигли все цели и задачи поставленные перед нашей курсовой работой.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2066

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 26.11.2008, с изм. от 17.03.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009) // Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.04.2009) // Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 09.02.2009) // Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1

5. Письмо ГТК РФ от 28.07.04 N 01-06/27454 «О применении обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении временно ввозимых запасных частей и оборудования».

6. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - "Дело", 2007.

7. Комиссарова И.П., Марель М.Б. Экспорт, импорт: учет и налоги. - "Статус-Кво 97", 2007 г.

8. Особенности таможенного оформления отдельных видов товаров (Л. Злобина, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 24, июнь 2007 г.)

9. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу РФ (под ред А.Н. Гуева). - "Экзамен", 2008.

10. Таможенный кодекс Российской Федерации. Комментарий (В.А. Вайпан, С.Р. Гладких, С.С. Щербинин, "Право и экономика", N 7, 8, июль, август 2008 г.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: