Для учащихся 1-2 классов
1. «Путешествие в страну АБВГДЕйка».
2. «Волшебная страна знаний».
3. «Знайкина школа».
4. «33 родных сестрицы».
5. «Хоровод сказок».
Для учащихся 3-4 классов
1. «Путешествие в страну «Чистых слов».
2. «Занимательная грамматика».
3. «Страна Словария».
4. «Страна русского языка».
5. «Парад героев любимых книг».
6. «Путешествие по Книжной Вселенной».
7. «Сказочный калейдоскоп».
Для учащихся 5-7 классов
1. Создание Славянской азбуки
2. Что значат «речь правильная» и «речь хорошая».
3. Словари – наши друзья и помощники.
4. Вселенная в алфавитном порядке
5. А.С. Пушкин и его роль в развитии русского литературного языка.
6. Жизнь слова.
7. Пословицы и поговорки русского народа.
Для учащихся 8-9 классов
1. Особенности русской графики.
2. Русские летописи.
3. Диалекты и литературный язык.
4. Забытые слова.
5. Язык как средство общения.
6. Русский язык – один из развитых языков мира.
Для учащихся 10-11 классов:
1. Русский язык как государственный язык, русский язык как родной.
|
|
2. Русский язык – язык русской культуры.
3. «Образ мира, в слове явленный» (язык русской поэзии).
4. Что такое культура речи.
5. Знаменитые русские лингвисты.
6. Что такое реформы языка?
7. Роль этимологии в изучении языка.
8. Языковая толерантность.
9. Речевая характеристика человека
Форма урока о русском языке выбирается учителем. В начальной школе это может быть:
• урок-экскурсия;
• урок-утренник;
• урок-сказка;
• урок-путешествие;
• урок-соревнование (интеллектуальные игры: брэйн-ринг, рыцарский турнир, лингвистический турнир, литературный турнир, «Умники и умницы», «Угадай…», «Крестики-нолики», КВН и другие).
В основной и старшей школе рекомендуются следующие формы урока:
• урок-беседа;
• урок-исследование;
• диспут;
• урок с включением инновационных форм педагогического взаимодействия (мастерской, проектной деятельности, чтения и письма для развития критического мышления);
• урок-концерт;
• театрализованный урок.
При выборе формы урока следует исходить из планируемого результата: понимания необходимости ответственного отношения к русскому (родному и государственному) языку.
В приложении даны примерные разработки уроков для учащихся основной и старшей школы. Предлагаемые материалы носят рекомендательный характер. Учитель может, опираясь на данные разработки, провести Урок Знаний, исходя из собственного опыта организации занятий, возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся, традиций школы и класса.
Эпиграфом к проведению предлагаемых уроков могут стать слова:
|
|
«И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ,
ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО…»
А. Ахматова
Рекомендуемая литература:
1. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб.: «Logos», 2006
2. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб: «Тускарора», 1999
3. Мокиенко В.М. Почему так говорят? От авося до ятя. СПб: «Норинт», 2003
4. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: «Просвещение», 1987
5. Матвеева Н.П. Свидетели истории народа. Наследие пращуров. М.: «Просвещение», 1993
6. Фроянова Т.И. Культура русской речи. Практический курс. СПб.: СМИО Пресс, 2006
Методические рекомендации составили сотрудники
ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»
Ценарева Н.Н., заведующая кафедрой дошкольного и начального образования
Юнг Е.Л., главный методист кафедры филологического образования
Лабутина Н.В., главный методист кафедры дошкольного и начального образования
Парасотченко Т.В., методист кафедры дошкольного и начального образования
Рекомендовано учебно-методическим советом ГОУДПО «СарИПКиПРО»
Приложение 1
Урок Знаний