Рекомендуемые темы уроков

Для учащихся 1-2 классов

 

1. «Путешествие в страну АБВГДЕйка».

2. «Волшебная страна знаний».

3. «Знайкина школа».

4. «33 родных сестрицы».

5. «Хоровод сказок».

 

Для учащихся 3-4 классов

 

1. «Путешествие в страну «Чистых слов».

2. «Занимательная грамматика».

3. «Страна Словария».

4. «Страна русского языка».

5. «Парад героев любимых книг».

6. «Путешествие по Книжной Вселенной».

7. «Сказочный калейдоскоп».

 

Для учащихся 5-7 классов

1. Создание Славянской азбуки

2. Что значат «речь правильная» и «речь хорошая».

3. Словари – наши друзья и помощники.

4. Вселенная в алфавитном порядке

5. А.С. Пушкин и его роль в развитии русского литературного языка.

6. Жизнь слова.

7. Пословицы и поговорки русского народа.

 

Для учащихся 8-9 классов

1. Особенности русской графики.

2. Русские летописи.

3. Диалекты и литературный язык.

4. Забытые слова.

5. Язык как средство общения.

6. Русский язык – один из развитых языков мира.

 

Для учащихся 10-11 классов:

 

1. Русский язык как государственный язык, русский язык как родной.

2. Русский язык – язык русской культуры.

3. «Образ мира, в слове явленный» (язык русской поэзии).

4. Что такое культура речи.

5. Знаменитые русские лингвисты.

6. Что такое реформы языка?

7. Роль этимологии в изучении языка.

8. Языковая толерантность.

9. Речевая характеристика человека

 

Форма урока о русском языке выбирается учителем. В начальной школе это может быть:

• урок-экскурсия;

• урок-утренник;

• урок-сказка;

• урок-путешествие;

• урок-соревнование (интеллектуальные игры: брэйн-ринг, рыцарский турнир, лингвистический турнир, литературный турнир, «Умники и умницы», «Угадай…», «Крестики-нолики», КВН и другие).

В основной и старшей школе рекомендуются следующие формы урока:

• урок-беседа;

• урок-исследование;

• диспут;

• урок с включением инновационных форм педагогического взаимодействия (мастерской, проектной деятельности, чтения и письма для развития критического мышления);

• урок-концерт;

• театрализованный урок.

При выборе формы урока следует исходить из планируемого результата: понимания необходимости ответственного отношения к русскому (родному и государственному) языку.

В приложении даны примерные разработки уроков для учащихся основной и старшей школы. Предлагаемые материалы носят рекомендательный характер. Учитель может, опираясь на данные разработки, провести Урок Знаний, исходя из собственного опыта организации занятий, возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся, традиций школы и класса.

Эпиграфом к проведению предлагаемых уроков могут стать слова:

«И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ,

ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО…»

А. Ахматова

Рекомендуемая литература:

 

1. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб.: «Logos», 2006

2. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб: «Тускарора», 1999

3. Мокиенко В.М. Почему так говорят? От авося до ятя. СПб: «Норинт», 2003

4. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: «Просвещение», 1987

5. Матвеева Н.П. Свидетели истории народа. Наследие пращуров. М.: «Просвещение», 1993

6. Фроянова Т.И. Культура русской речи. Практический курс. СПб.: СМИО Пресс, 2006

Методические рекомендации составили сотрудники

ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Ценарева Н.Н., заведующая кафедрой дошкольного и начального образования

Юнг Е.Л., главный методист кафедры филологического образования

Лабутина Н.В., главный методист кафедры дошкольного и начального образования

Парасотченко Т.В., методист кафедры дошкольного и начального образования

 

 

Рекомендовано учебно-методическим советом ГОУДПО «СарИПКиПРО»

Приложение 1

Урок Знаний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: