Волшебный русский язык

(игры со словами)

Для учащихся 7-8 классов

Нам дан во владение

самый богатый, меткий, могучий

и поистине волшебный русский язык.

К.Г. Паустовский

Тема урока: Волшебный русский язык.

Цель урока: Развитие речемыслительных способностей, тренировка памяти, формирование интереса к родному слову.

 

1. Вступительное слово учителя о красоте, гибкости, выразительности русского языка.

 

Знакомство с играми:

1) наборщик

2) с одной буквы (писатель, художник, город, река, цветок, книга)

3) сквозная буква (ме т ка, ве т ка, со т ка, по т ок, ка т ок…)

4) весь алфавит

5)  пять слов

6)  цепочка слов

7)  вниз и вверх

8) лесенка

9)  окошки

10) телеграмма

11) анаграммы

12) «наборщик наоборот»

13)  метаграммы

14) палиндромы

15) быки и коровы

16) отгадай слово

17) отгадай букву

 

Наборщик

 

Одна из самых распространенных игр в слова. Берется некоторое слово и из его букв составляются, или, иначе, набираются более короткие слова. Выигрывает тот, у кого окажется больше слов. Разрешается набирать только существительные, нарицательные, в именительном падеже и в единственном числе. Чтобы избежать лишних споров, можно договориться о том, в каких словарях или энциклопедиях должны содержаться слова. Если никаких словарей под рукой нет, то решение о допустимости слова в случае разногласий определяется мнением большинства. Если в "наборщика" играют четверо, то слово, которое составлено лишь одним участником, оценивается в 3 очка, составленное двумя - в 2 очка, тремя - в 1 очко, а если оно записано всеми, то просто вычеркивается (0 очков). Предлагаем Вам заочно посоревноваться, кто составит больше слов из слова ЛЕКАРСТВО. Рекорд по набору из этого слова составляет 180 слов!

 

Анаграммы

 

Мастера словесных игр знают много важных секретов, и один из основных - это анаграммы. Если из всех букв данного слова можно составить другое, то каждое из них называется анаграммой. Два или большее число слов, составленных из одних и тех же букв, образуют блок анаграмм. Например:

КОЛБА – БОКАЛ

ПРИКАЗ - КАПРИЗ

Продолжите блок из трех пятибуквенных анаграмм:

КАРТА -..... -.....

Блок из четырех пятибуквенных анаграмм:

КЛОУН -..... -..... -.....

Блок из двух шестибуквенных анаграмм:

КОРШУН -......

Разумеется, опытные "наборщики", обнаружив одно слово из блока анаграмм, не задумываясь, выписывают и все остальные, чем немало удивляют неискушенных партнеров.

Например, в нашем слове ЛЕКАРСТВО есть блок из шести пятибуквенных слов:

АВТОР -..... -..... -..... -..... -.....

В нём содержится также два блока красивых шестибуквенных анаграмм:

ВЕКТОР -......

КОРСЕТ -......

Кроме того, ЛЕКАРСТВО дает блок из четырех четырехбуквенных анаграмм:

СОРТ -.... -.... -....

Удастся ли Вам их обнаружить?

Имеется немало вопросов, на которые пока что не найдено ответов. Неизвестно, например, сколько всего существует в русском языке анаграмм, сколько блоков, содержащих то или иное количество слов. В 4-томном "Толковом словаре русского языка" Д. Ушакова компьютер обнаружил около 1000 анаграмм и попутно установил ряд любопытных рекордов.

Попробуйте их повторить!

Придумайте анаграммы к словам:

МАТЕРИК

МОШКАРА

АПЕЛЬСИН

НОРМАТИВ

ВЕРТИКАЛЬ

ГЕОМЕТРИЯ

МОНОГРАММА

ГРАФОЛОГИЯ

РАТИФИКАЦИЯ

СТАРОРЕЖИМНОСТЬ

Каркас

Известна старинная головоломка, в которой надо найти набор слов, использующий все 33 буквы алфавита, причем ровно по одному разу каждую.

Вот подходящий набор из девяти слов: БЫК, ВЯЗ, ГНОЙ, ДИЧЬ, ПЛЮЩ, СЪЕМ, ЦЕХ, ШУРФ, ЭТАЖ.

Существует набор всего из семи слов, обладающий тем же свойством. Задаче можно придать более занимательную форму, если потребовать, чтобы искомый набор слов образовывал осмысленную фразу.

Из какого наибольшего числа различных букв может состоять слово? Машина написала два слова из 14 букв:

ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ

РАЗГИЛЬДЯЙСТВО.

Два самых длинных слова, в которых гласные чередуются с согласными, по мнению компьютера, также содержат по 14 букв:

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА

СОЛОМОВОЛОКУША.

Интересную игру на составление слов под названием "каркас" придумал доктор физико-математических наук Л. Димин. Играющие фиксируют некоторое множество согласных, а гласные подбирают произвольно, в любом количестве. Составленные слова должны содержать все согласные - они как бы натягиваются на каркас из данных букв.

Пусть, например, заданы буквы К, Н, Т. Тогда нас устраивают следующие слова:

ТАНК, КАНТ, КНУТ, КАНАТ, ТКАНЬ, и т. д.

Выигрывает тот, кто "натянет" на каркас больше слов.

В основе игры, по мнению ее изобретателя, лежит свойство согласных как бы образовывать скелет слова. Если вычеркнуть из текста все гласные, то очень часто его смысл может быть восстановлен. Например, афоризм: "Волга впадает в Каспийское море" можно легко прочесть и в сокращенном виде: "Влг впдт в Кспск мр".

В русском языке нет существительных, состоящих из одних гласных. Однако уже с одной согласной можно спокойно играть в "каркас". Например, на букву Л натягиваются слова

АУЛ, ЕЛЕЙ, ЕЛЬ, ИЛ, ЛАЙ, УЛЕЙ, ЭЛЬ.

Можно сыграть в "каркас" с каждой из 20 согласных русского алфавита, фиксируя две буквы.

Предлагаем Вам для самопроверки буквы С и М.

Перевертыши

Слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево, называются палиндромами:

ДОВОД, ПОТОП, НАГАН, ДОХОД, ЗАКАЗ, ШАЛАШ, КАЗАК, ТОПОТ.

Многие любители словесных развлечений увлекаются придумыванием целых предложений, а то и маленьких рассказов, которые одинаково читаются в обе стороны. Вот несколько забавных фраз - палиндромов:

Аргентина манит негра,

Торт с кофе не фокстрот,

И любит Сева вестибюли,

Удавы рвали лавры в аду.

И, наконец, знаменитая цитата "А роза упала на лапу Азора", придуманная великим русским поэтом А. Фетом.

Другой известный русский поэт В. Хлебников, по образованию математик, даже написал стихотворение, которое так и называется "Перевертень". Все строчки в нем можно прочитать и в обратном порядке (мягкий знак не в счет).

Перевертень

Кони, топот, инок,

Но не речь, а черен он.

Идем молод, долом меди

Чин зван мечем навзничь.

Голод чем меч долог?

Пал, а норов худ и дух ворона лап

А что? я лов? Воля отча!

Яд, яд, дядя!

Иди, иди!

Мороз в узел, лезу взором.

Солов зов, воз волос.

Колесо. Жалко поклаж. Оселок.

Сани плот и воз, зов и толп и нас.

Горд дох, ход дрог.

44

И лежу. Ужели?

Зол гол лог лоз.

И к вам и трем с смерти мавки.

Синонимы, антонимы, омонимы

Какие еще развлечения со словами пользуются популярностью? О кроссвордах говорить не приходится.

Его младший брат чайнворд, в котором слова, в отличие от кроссворда, не пересекаются, а следуют одно за другим - последняя буква предыдущего слова служит первой в последующем.

В ребусах нужно отгадать слова или фразы, которые изображаются комбинацией условных знаков, фигур, цифр, нот.

В шарадах слова делятся на части, имеющие самостоятельное значение (виноград = вино - град).

Арифмограф и криптограмма - это задачи на отгадывание соответственно слов и текстов, в которых буквы зашифрованы цифрами.

Словарный запас и быстроту реакции развивают игры, в которых надо придумывать рифмы, синонимы (слова с тем же значением, что и данное) или антонимы (слова с противоположным значением). Например, ведущий называет какие-нибудь слова (скажем, "темнота", "зной", "горе"), а играющие должны к каждому из них подобрать синоним и антоним:

ТЕМНОТА - МРАК, СВЕТ;

ЗНОЙ - ЖАРА, ХОЛОД;

ГОРЕ - СКОРБЬ, РАДОСТЬ.

Кто быстрее справится с задачей, тот и выигрывает.

Можно искать не только синонимы и антонимы, но и омонимы (слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное значение).

Хорошо известен омоним КОСА (волосы; орудие для косьбы; отмель).
Существуют омонимы с четырьмя значениями (например, слова БОКС, ЛАВА, НАТАСКИВАНИЕ).

Известны ли Вам существительные с большим числом значений?


Цепочки слов

Большая изобретательность требуется в игре "цепочки слов", в которой используются метаграммы, то есть пары слов, получающиеся друг из друга заменой одной буквы.

Задача состоит в том, чтобы для данной пары слов придумать цепочку метаграмм, превращающую одно из этих слов в другое. Каждое последующее слово получается из предыдущего заменой ровно одной буквы. Победителем становится тот, чья цепочка короче. Изобрел эту игру Льюис Кэролл, автор книги "Алиса в стране чудес".

Так, КОЗА превращается в ВОЛКА, ЛИСУ, БАРСА и других животных.

Для тренировки попробуйте найти следующие метаграммы. Девять метаграмм слова ДОМ. Еще больше метаграмм, целых 11, дает КОЧКА.

При построении цепочек метаграмм интересны пары слов, представляющие собой антонимы или смешные противопоставления. Самые знаменитые цепочки те, в которых из МУХИ делают СЛОНА. МУХА превращается в СЛОНА за 16 ходов.

За 17 ходов НОЧЬ меняется на ДЕНЬ.

За 11 ходов РЕКА превращается в МОРЕ.

За 13 из ТЕСТА можно приготовить БУЛКУ.

Путешествие во времени займёт 19 ходов:

МИГ превратится в ЧАС, затем в ГОД, потом возникает ВЕК и в конце концов получится ЭРА.

Для двух произвольных слов, состоящих из одинакового числа букв, нелегко определить, связываются они цепочкой метаграмм или нет.

В русском языке даже многие короткие слова не имеют метаграмм. В этом случае о цепочках и говорить не приходится.

Ассоциации

Игра "ассоциации" очень похожа на "цепочки слов". Отличие состоит в том, что в ней требуется найти кратчайшую цепочку ассоциативных переходов между двумя данными словами.

Два слова считают ассоциативно связанными, если между ними есть что-то общее - смысловая, логическая или какая-то иная связь.

Два весьма отдаленных понятия иногда удается связать между собой всего за несколько ходов. Например, слова НЕБО и ЧАЙ - всего за четыре хода:

НЕБО - ЗЕМЛЯ - ВОДА - ПИТЬЕ - ЧАЙ.

В данном ряду слов ассоциативность соседей не вызывает сомнения. Однако ассоциация, конечно, не такое точное понятие, как метаграмма, и поэтому в игре не исключены споры, которые приходится решать голосованием.

Любопытно, что ассоциативные переходы слов исследуются психологами, они имеют прямое отношение к изучению мышления человека. Многочисленные опыты, проведенные учеными, позволили выдвинуть неожиданную гипотезу. Она заключается в том, что для любых двух слов (понятий) существует ассоциативная цепочка, состоящая не более чем из семи слов. Иначе говоря, два произвольных понятия, даже весьма отдаленных друг от друга, имеют связь - смысловое расстояние между ними составляет не более шести.

Попробуйте связать цепочками слова:

МОЛОКО и ЧЁРНЫЙ,

СМЕХ и САЛАТ,

ДИРЕКТОР и МЫШЬ.

Словесное лото

На листе бумаги рисуется квадрат, например, размером 6 х 6. В процессе игры его клетки заполняются буквами так, чтобы при чтении по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо) можно было прочитать как можно больше слов. При своем ходе игрок произносит произвольную букву, которую все участники записывают в пустые клетки квадрата.

Игра продолжается до заполнения всего квадрата, после чего подсчитываются очки. Чтобы поощрить более длинные слова, можно ввести такую шкалу: за слово из шести букв начислять 20 очков, из пяти- 10, из четырех-5, из трех-2 очка. Двухбуквенные слова и слова, являющиеся частями более длинных слов, не учитываются.

Эта игра напоминает лото, но в отличие от него требует немалой изобретательности и комбинаторных способностей - нужно стараться так располагать буквы, чтобы они входили во многие слова.

 

Литература

1. Федин С.Н. Лучшие игры со словами. – М.: Рольф, 2001. – 256 с.

2. Веселая З.А. Игра принимает всех. –Мн., 1985. – С. 10-17.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. – С.-Пб., 2000.

4. Никитин Б.П. Развивающие игры. М., 1985.

5. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1984.

6. Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии.- Саратов: Лицей, 2004 – С. 55-62.

 

 


[1] Использованы материалы фестиваля «Открытый урок».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: