Общественный строй полиса. Правовое положение граждан, иностранцев, рабов

Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (апелла, эклессия) полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием, ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным полисом. Среди населения полисов привилегированное положение занимали его граждане. Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; Другие свободные люди, не являвшиеся гражданами полиса, считались неполноправными. К ним относились, прежде всего, зависимые крестьяне, потерявшие право собственности на свои участки земли, и иноземцы (метеки). Число иноземцев росло по мере того, как Греция завоевывала все новые колонии. Многие иноземцы были богатыми, но тем не менее им, как правило запрещалось покупать землю, а это, естественно, закрывало доступ к управлению полисом. На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. Рабы в Греции не имели никаких прав. Обращенные в рабство различным путем люди продавались на специальных рабских рынках. Такие рынки находились в каждом полисе.

Реформы Солона и становление афинской демократии.

Солон (640-560 гг. до н.э.) был выходцем из земледельческой знати, известный к тому времени военачальник и поэт был приглашен на должность архонта в 594 году, с тем чтобы провести целый ряд преобразований, способных установить общественное согласие на основе нового уклада. В качестве предварительного условия преобразований Солон провел отмену всех долговых обязательств в полисе; должники были прощены, земли возвращены владельцам, проданные в рабство граждане выкуплены. Сохранив за аристократией исключительное право на занятие высших государственных должностей, Солон придал аристократии имущественный характер. Все слои населения отныне допускались к участию в народном собрании и могли быть судьями; полномочия собрания были невелики, и все дела предварительно решались в других советах.    Солон отменил большинство изданных до него законов, в частности законодательство Драконта (кроме уголовного), и издал целую серию правил,касавшихся суда, гражданских прав, брачно-семейной сферы и т.д., которые создали совершенно новый правовой порядок. Отныне все граждане могли обращаться в суд сами, выступать в защиту потерпевшего и преследовать преступника (это устраняло патриархальные права).     Предметом особого внимания в законодательстве  Солона было охранение семьи, и в связи с этим существенно выправилось положение женщин в полисе. Сохранение общественной морали и спокойствия было, пожалуй, вторым по важности предметом законов Солона.   Реформы, проведенные Солоном или приписанные ему позднее, окончательно сформировали целостный государственно-политический уклад. Родовая знать стала преобразовываться в политическую элиту, связанную всецело с государственными институтами.

Афинская демократия в период расцвета. Система органов власти.

Рабовладельческий строй в Древних Афинах а период расцвета  сложился в наиболее развитой форме - в форме демократической республики. Система афинской демократии V века до н. э. представляла собой хорошо организованную политическую систему, основанную на взаимодействии важнейших демократических институтов афинского полиса - Народного собрания, Совета 500, гелиэи. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности и возмездности. Сложившаяся система власти предоставляла афинским гражданам право не только участвовать в управлении государством, но и контролировать афинскую конституцию.     Складывание этой   системы органов власти   происходило в борьбе с консервативными тенденциями, представленными олигархически настроенной аристократией. Однако демократия, опиравшаяся на поддержку широких масс, одержала в этой борьбе решительную победу.     Для своего времени афинская демократическая республика имела самое передовое государственное устройство, в условиях которого все полноправные граждане привлекались к управлению страной. Государство в свою очередь брало на себя обязанности по заботе об их материальном благосостоянии и развитии культуры. Преимущество этой политической системы заключалось в том, что она давала людям возможность быть политически и нравственно свободными, создавало условия для раскрытия и совершенствования каждого человека.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: