Список основной литературы

1. Викторов, Д. П. Малый практикум по физиологии растений: учебное пособие [Текст] / Д. П.Викторов. — М.: Высш. школа, 1983. — 135 с.

2. Генкель, П. А. Физиология растений: учебник для студентов [Текст] /
П. А. Генкель. — М.: Просвещение, 1975. — 335 с.

3. Гродзинский, А. М. Краткий справочник по физиологии растений. [Текст] А. М. Гродзинский, Д. М. Гродзинский.  — Киев: Наукова думка, 1973. — 591 с.

4. Измаилов, С. Ф. Азотный обмен в растениях [Текст] / С. Ф.Измаилов. — М., 1986. — 320 с.

5. Полевой, В. В. Физиология растений: учебник [Текст] / В.В. Полевой. — М., 1989. — 464 с.

6. Полевой, В. В. Фитогормоны [Текст] / В. В. Полевой. — Л., 1982. — 249 с.

7. Практикум по физиологии растений для студентов биологического факультета [Текст] / сост. С. А. Степанов. — Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2002. — 64 с.

8. Практикум по физиологии растений: учебное пособие [Текст] / под. ред. В. Б. Иванова. — М.: Академия, 2001. —144 с.

9. Практикум по фотосинтезу и дыханию растений: учебное пособие [Текст] / под ред. В. В. Полевого и Т. В. Чирковой, — СПб, 1997. — 245 с.

10. Рубин, Б. А. Курс физиологии растений: учебник [Текст] / Б. А. Рубин. — М.: Высш. школа, 1971. — 672 с.

11. Сабинин, Д. А. Физиология развития растений. [Текст] / Д. А. Сабинин. — М., 1963. —320 с.

12. Саламатова, Т. С. Физиология растительной клетки: учебное пособие [Текст] / Т. С. Саламатова. — Л., 1983. — 232 с.

13. Школьник, М. Я. Микроэлементы в жизни растений [Текст] / М. Я. Школьник. — Л., 1974. — 324 с.

14. Якушкина, Н. И. Физиология растений: учебник [Текст] / Н. И. Якушкина. — М., 1993.

15. Якушкина, Н. И. Физиология растений: учеб. для студентов [Текст] /
Н. И. Якушкина, Е. Ю. Бахтенко. — М., 2005. — 463 с.



Список дополнительной литературы

1. Беликов, П. С. Физиология растений. [Текст] / П. С. Беликов, Г. А.Дмитриева. — М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1992. — 376 с.

2. Гусев, Н. А. Состояние воды в растении. [Текст] / Н. А. Гусев. — М., 1974. —130 с.

3. Дибберт, Э. Физиология растений. [Текст] / Э. Дибберт. — М.: Мир, 1976. — 423 с.

4. Максимов, Н. А.Краткий курс физиологии растений: учебник [Текст] / Н. А. Максимов. — М.: Сельхозгиз, 1958. — 354 с.

5. Слейчер, Р. Водный режим растений [Текст] / Р.Слейчер. — М., 1970, — 265 с.

 

 

 



ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

Полевая практика по физиологии растений 

 

Полевая практика по физиологии растений служит для получения практических навыков определения физиологического состава растений в природной обстановке.

В ходе полевой практики предполагается решить следующие задачи:

- закрепить и углубить теоретические знания по физиологии растений;

- освоить методы постановки полевых и вегетационных опытов;

- изучить сезонный ритм растений и оценить их состояние с использованием полевого оборудования и экспериментальных методов анализа;

- знакомиться с последними достижениями в области повышения урожайности и выращивания экологически чистых продуктов;

- изучить влияние различных экологических факторов в естественных условиях на физиологические процессы растений.

 

Занятие 1. Методы исследования

Задание 1. Законспектировать методы исследования (Практикум по физиологии растений / под ред. В. Б. Иванова. М.: Академия, 2001. С. 4—8).

Задание 2. Во всех последующих заданиях провести статистическую обработку результатов (Практикум по физиологии растении / под ред. В. Б. Иванова. М.: Академия, 2001. С. 121—125).

 

Занятие 2. Рост и развитие растений

Задание 1. Изучить высоту растения (8—10 видов), длину и ширину листьев травянистых сорных растений на обочинах дорог, на участках с бытовым мусором; на сухом и увлажненном местах. Проследить степень ветвления, наличие репродуктивных органов (цветов и плодов), подсчитать их количество. Заполнить таблицу 1. Сделать выводы.

Таблица 1

Вид растения

Высота

Листья

Степень ветвления

Кол-во цветов или плодов

длина ширина
           

Задание 2. Показатель развития — образование репродуктивных органов (цветов и плодов). Изучить плодоношение разных видов растений (10—12 видов) в различных экологических условиях (на свету и в тени, на уплотненной почве и рыхлой почве). Ответить на вопрос: в каких условиях (оптимальных или экстремальных) более интенсивное плодоношение? Изобразить графически результаты.

 

Занятие 3. Водный режим растений

Задание 1. Передвижение по стеблю воды и растворенных в ней веществ. Побеги дерева или кустарника (8—10 видов) поместить в сосуд с водой, подкрашенной красной краской. Через 2—4 часа сделать на разной высоте несколько срезов. Древесина станет красной. Установить, по стеблям каких растений вода движется быстрее. Сделать выводы.

Задание 2. Проследить явление транспирации на следующем опыте: поместить побег растения в плотно закрытую колбу. Через некоторое время на ее стенке появятся капли воды. Пронаблюдать это явление на 6—8 видах растений. Сделать выводы.

Задание 3. Стойкость растения против завядания. Растения (8—10 видов) срезать, оставить на 1—2 суток для завядания. Затем поставить в воду. Пронаблюдать, какие виды восстановятся. В опыте использовать водные, околоводные растения, мхи, травянистые растений, побеги деревьев и кустарников. Сделать выводы.

 

Занятие 4. Фотосинтез

Задание 1. Изучение анатомических особенностей светолюбивых и теневыносливых растений.

Собрать листья с одного растения, но разной световой освещенности; листья тенелюбивых, теневыносливых и светолюбивых растений. При помощи микроскопа сравнить соотношение столбчатой и губчатой тканей. Сделать выводы.

Задание 2. Обратить внимание на раскраску листьев перед листопадом. Это связано с разрушением хлорофилла и проявлением других пигментов (ксантофилла, каротина, антоцина и др). Прокипятить красный лист в воде, он станет зеленым или желтым. Красный пигмент клетки уйдет в воду. Проявится хлорофилл, если он не весь разрушен, или желтый пигмент. Пронаблюдать на 10—12 видах. Сделать выводы.

 

Занятие 5. Покой растений

Задание 1. Биологическое значение листопада (ветвепада) — уменьшить испарение в зимнее время. Обратить внимание на механизм листопада (образование разделительного слоя на границе черешка и стебля). Крупные листья, как правило, опадают раньше мелких. Пронаблюдать на 10—12 видах. Сделать выводы.

Задание 2. Изучить особенности подготовки растений к зимнему покою (10—12 растений) (по степени одревеснения побегов, развития почек восстановления). Заполнить таблицу. Дать письменный анализ полученных результатов.

Вид растения

Особенности строения

стебля почек
     

Задание 3. Изучение гибели растений от холода. Поместить в холодильник побеги 10—15 видов растений на 10—12 часов. Провести их морфологический анализ в течение следующего дня.

 

Приложение 2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: