А) Программа занятий с детьми 7-9 лет

Современные методики школьной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.

Естественно, что каждой возрастной группе предлагается отдельная программа, в которой учитываются особенности детей и связанные с этим творческие возможности и предпочтения для более адекватного самовыражения в том или ином виде изобразительной деятельности.

Темы заданий для младшей группы детей (7-9 лет) главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования миром окружающей природы. Все занятия искусством предлагается проводить на свежем воздухе. Для этих занятий совсем не обязательно приобретать какое-то специальное оборудование (мольберты, этюдники, планшеты). Вполне достаточно иметь в наличии столы и стулья, а для отдельных занятий – папки большого формата. Из художественных материалов для занятий предлагаются: гуашь, пастель, жировые или масляные мелки, тушь, карандаши, уголь, сангина, кисти. Для некоторых занятий — восковые свечи или парафин, цветная бумага, ножницы, клей и пр. Для коллективных заданий можно использовать большие листы ватмана или свертки обоев.

Освоение материала в основном будет происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, пастель. Для графики — карандаш, тушь, перо, палочку, уголь.

В школьной учебной деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности. Тематика данной программы основана на изучении родного города, его архитектурных памятниках и стиля.

В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике — образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.

Изобразительное творчество в системе общего образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий.

Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Педагог может предлагать другие, аналогичные, темы, органично входящие в русло программы. Программа должна не только не ограничивать педагога в его творческих поисках и находках, но и являться определенным стимулом к собственному творчеству.

 

Учебно-тематический план.

№пп

Темы

Общееколичествочасов

В том числе

теоретические часы практические часы
1 2 3 4 5
1 Мир цвета в природе. Изображение улиц Кургана в теплой и холодной гамме 6 2 4
2 Архитектура города. Контрасты холодного и теплого 8 2 6
3 Пленэр. Практические занятия на свежем воздухе. 4 4
4 Вводное занятие по видам материалов для работы художника. 2 2 _
5 Знакомство с гуашью, акварелью, акриловыми красками. 5 2 3
6 Знакомство с карандашом, тушью, пером, палочкой, углем. 5 2 3
7 Мир вокруг нас (коллективная работа), работа в разных стилях. 8 1 7
8 Экспозиция работ. Обсуждение выставки 2 1 1
  Итого 40 12 28

 

Содержание учебных тем

1. Мир цвета в природе. Изображение улиц Кургана в теплой и холодной гамме.6 часов.

Рассказ о том, что такое пленэр. Наблюдение за улицами, просмотр и обсуждение стиля города. Теплые и холодные цвета.

Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых очертаний улиц Кургана (на теплом фоне — изображение в теплой гамме, на холодном — в холодной гамме). Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага.

2. Архитектура города. Контрасты холодного и теплого.8 часов.

Знакомство с архитектурой Кургана. Обсуждения контрастов на примере города. Дополнительные цвета, которые являются контрастными по отношению друг к другу: красный — зеленый, голубой — желтый, фиолетовый — оранжевый.

Практическая работа: изображение в контрастных сочетаниях выбранного архитектурного памятника (в данном задании необходимо использовать знания о дополнительных цветах). Материалы: кисти, гуашь, бумага.

3. Пленэр. Практические занятия на свежем воздухе.4 часа.

Доработка неточностей.

Практическая работа: продолжение выполнения работ на свежем воздухе. Материалы: бумага, гуашь, кисти.

4. Вводное занятие по видам материалов для работы художника.2часа.

Общее знакомство с различными материалами и их видами, разделение по видам рисунка.

Практическая работа: пробные работы с различными материалами. Материалы: бумага, гуашь, восковая свеча, тушь, перо, палочка; кисть.

5. Знакомство с гуашью, акварелью, акриловыми красками, пастелью. 5 часов.

Рассматривание рисунков отечественных и зарубежных художников. Краткое знакомство с материалами для живописи.

Практическая работа: выполнение изображений города. Главное в этом задании — практика выполнения работ с помощью изученных материалов. Материалы: гуашь, акварель, акрил.

6. Знакомство с карандашом, тушью, пером, палочкой, углем.5 часов.

Рассматривание произведений художников. Особенности изображения. Выразительные возможности материалов для рисунка в графике.

Практическая работа: выполнение рисунка с помощью вновь изученных материалов. Материалы: на выбор — карандаш, тушь, перо, палочка.

7. Мир вокруг нас (коллективная работа), работа в разных стилях. 8 часов.

Композиционное задание, предполагающее изображение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги.

Практическая работа

I этап - выполнение цветного подмалевка.

II этап - изображение на заранее прописанном фоне архитектуры города. Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, акварель, пастель.

8. Экспозиция работ. Обсуждение выставки. 2 часа.

Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за прошедший период.

Зрительный ряд: индивидуальные и коллективные рисунки, выполненные в течение всего курса занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: