Понятие об абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих дошкольников

Обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей представляет собой сложный процесс, требующий от педагога-дефектолога понимания тех особенностей нервной системы, которые имеют место у людей, полностью или частично лишенных зрения.

Слепота может компенсироваться за счет широкого использования функций сохранных анализаторов.

· Тренировка слуха и кожного восприятия в процессе ежедневного жизненного опыта приво-дит к формированию специализированных условных связей; вырабатываются такие формы условно - рефлекторной деятельности, которые почти не используются при сохранном зрении. Слепых обучают грамоте с помощью специального точечного шрифта системы педагога Луи Брайля. При этом образы букв и слов формируются на основе тактильных восприятий выпуклых точек. Каждая буква алфавита изображается различной комбинацией шести выпуклых точек.

· Таким образом, функция зрения компенсируется за счет активного использования рецепторов кожи. Тактильная чувствительность используется также и в процессе овладения другим учебным материалом. С помощью осязания больные узнают окружающий мир, составляют представления о форме, величине, качестве предметов.

· Выполняемые слепыми практические действия педагог сопровождает соответствующими словесными описаниями. Речь окружающих способствует формированию и совер-шенствованию познавательной деятельности слабовидящих и слепых.

Важным средством абилитации и реабилитации слепых является их трудовое обучение; в процессе такого обучения у них формируются необходимые навыки и умения. В результате они оказываются в состоянии заниматься активной трудовой деятельностью. В процессе обучения слепых и слабовидящих широко используются последние достижения бионики, электроники, что открывает широкие возможности для их социальной адаптации.

При обучении слабовидящих максимально используют имеющиеся у них остатки зрения.

У слабовидящих следует развивать так называемое оптическое внимание. Для этого надо вводить новые предметы в обстановку класса, спальни, игрового уголка. Детям можно предлагать сосредоточиться на новых деталях выполняемого рисунка. Можно предложить описать ту или иную многопредметную картину.

Необходимо формировать умение осуществлять оптический контроль за производимым движением. Полезно обозначить такое движение соответствующим ему словом. Важное значение придается выполнению движений в определенной последовательности и их точному воспроизведению по памяти. В результате вырабатываются полезные стереотипы двигательных навыков. Со слабовидящими следует проводить занятия по развитию пространственного восприятия. С этой целью детям можно предлагать описывать и вычерчивать маршрут, по которому они шли во время специально организованных прогулок.

Педагог должен учитывать, что в начале обучения слепые и слабовидящие испытывают значительные трудности. В связи с этим педагог должен принять профилактические меры, исключающие возможность перенапряжения нервной системы. Важно иметь в виду, что потеря зрения (может сопровождаться нарушениями нервной системы в виде тяжелой депрессии и истерических реакций. В связи с этим неотъемлемой частью процесса лечения, обучения и воспитания являются проводимые с детьми психотерапевтические мероприятия.

Оптимальные условия выбора образовательного маршрута ребенка с нарушениями зрения.

Индивидуальный образовательный маршрут - это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения

Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам. Отсюда вытекает основная задача специалиста - предложить семье весь спектр существующих возможностей обучения и развития ребенка c ограниченными возможностями здоровья.

При определении ребенка с ОВЗ в образовательное учреждение необходимо учесть:

 

· подходят ли условия учреждения для комфортного существования в нем ребенка - создана ли без барьерная среда;

· насколько ребенок готов к посещению образовательного учреждения;

· есть ли возможность создания индивидуально-ориентированных программ на основе образовательной программы учреждения и будет ли ребенок, обучающийся по этим программам, достаточно успешен при их выполнении;

· есть ли в данном учреждении структурные подразделения, дополнительные специалисты, способные оказать профессиональную помощь ребенку;

· организовано ли психолого-педагогическое сопровождение.

· Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам (внешним - по округу или городу, и внутренним-внутри одного образовательного учреждения), которые реализуются одновременно или последовательно. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

· возрастом ребенка; состоянием здоровья;

· уровнем готовности к освоению образовательной программы;

· возможностью раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам;

· особенностями, интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;

· профессионализмом специалистов образовательных учреждений;

· возможностями образовательного учреждения удовлетворить специальные и особые образовательные потребности детей;

· возможностями материально-технической базы образовательного учреждения; возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия ребенком дома;

· наличием в регионе, где проживает семья, специальных (коррекционных) и других образовательных учреждений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: