Глава 2. Претыкание еретиков о камень собственного душепагубного суемудрия

 

Противники наши, хотя и весьма хвалятся Писанием, как медь звенящая или кимвал звучащий, однако до сих пор не нашли в Писании ничего, сказанного против Честного Креста. Видя же у нас необоримую стену Святых Писаний, они стыдятся Креста Господня, который мы защищаем, как бесценное сокровище и, подобно псам, хотя и не могут повредить, однако по обычаю своему лают и выказывают, как могут, свою природную злобу. Послушаем их бесстыдное злоречие.

Претыкание первое      

Крест является не чем иным, как всего лишь виселицей, бесчестным древом, и позорной казнью осужденных на смерть. Каково же безумие тех, кто кланяется виселице с таким почтением.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Нас безумными называете, окаянные, будучи сами пребезумнейшими и больше находясь в единомыслии с Иудеями и с Еллинами, чем с Христианами, оскорбляя Крест Господень. Не о вас ли эти слова Апостола: Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1:23). Не вас ли или вам подобных Апостол называет врагами Креста Христова, говоря, что их конец – погибель, их богчрево (Флп. 3:18).

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Не смотрите, что было раньше, смотрите, что есть сейчас. Агафоклий, царь Сиракузов, из простого и незнатного рода, будучи возведен на царский престол, претерпел немало скорби от своих вельмож. Его укоряли в неблагородном происхождении, что якобы не соответствует его высокому посту. Что же он сделал? Он повелел из золотого сосуда, который он использовал для омовения своих ног, сделать идола, бога Иовиша, поставить его в капище и честно накрыть его завесой. Когда утром вельможи пришли в капище, царь повелел открыть завесу. Увидев нового бога, вельможи пали ниц. Царь же сказал: «Что же вы делаете, други, кому кланяетесь? Предмет почитания, который перед вами, слит и выкован из бесчестного сосуда, который я употреблял для омовения моих ног». Они же сказали: «Не смотрим, что было раньше, смотрим, что есть сейчас». Услышав же это, царь грозно сказал им: «Если вы так рассуждаете и смотрите не на прошлое, а на настоящее, то почему ропщете на меня? Почему не смотрите на то, что есть сейчас, но старательно выискиваете, что было раньше? Разве вы не знаете, что из грязи получают золото и из шерсти овечью порфиру? Не из терновника ли расцветает лилия? И вода кристальная не из мутного ли и бренного течет источника? Если вы так неразумны, что смотрите на мое прошлое, а не хотите видеть мое настоящее, то как же вы кланяетесь идолу, которого я сейчас создал? Я не потерплю вашего безумия, если не придете в чувство. Не смотрите, что было раньше, смотрите, что есть сейчас».

Научитесь этой мудрости, враги Креста Христова, из этой притчи, и не смотрите, чем был раньше Крест Господень, но смотрите, каков он сейчас. Раньше он был бесчестным древом, сейчас же он знамение Сына Человеческого и образ распятого Христа. Раньше он был казнью осужденных, сейчас же он печать Царя Небесного, освобождающая от вечной казни избранников Божиих. Раньше он был позором для народов и унижением для людей. Ныне же Крест Ангелам слава и демонам рана.

С вашей стороны это измена деснице Вышнего, Который избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых (1 Кор. 1:27), и худородное мира, и уничиженное избрал, чтобы посрамить сильных, и несущее избрал, чтобы упразднить сущее. Едва ли законодатель Моисей или царь Давид и прочие лишаются своей чести оттого, что раньше были пастухами.

Но кем и Апостолы были раньше, не рыбаками ли? Не мытарем ли был раньше ваш Матфей, который потом стал Евангелистом? Не гонителем ли был раньше ваш Павел, который потом стал сосудом избранным? Не жилищем ли бесов была раньше ваша Магдалина, а потом любимая ученица Христа? И неудивительно, если уж искусные врачи из змеиного яда умеют делать целебный фириак, то насколько больше возможностей изменить злое на доброе у Того, Кто производит всех из небытия в бытие.

Претыкание второе      

Крест принес Христу бесчестие, страдание и смерть. Поэтому каждому, кто любит Христа, должно ненавидеть Креста. Если любим бытие и причины бытия, то ненавидим тление и причины тления.

Исправление претыкающимся      

Если бы Крест принес Христу только бесчестие и страдание и смерть, было бы достойно его ненавидеть. Но почему умалчиваете, противники, о пользе, которую принес Крест и Христу, и нам? Ведь Христу Крест принес славу и превознесение имени Его на Небесах и на земле, что мы видели выше в первой части, по слову Апостольскому. Он также принес радость и веселие и Христу, и нам, от победы над диаволом и искупления рода человеческого. Эта слава Христова и прославление имени Его, эта радость, торжество и веселие, по сравнению с бесчестием и страданиями Христа были столь велики, что как бы кто каплю горечи впустил в океан сладости. Все, связанное с бесчестием и страданием, было временным. Слава же и радость, торжество же и веселие, и имени Христа превозношение вечны.

А если вы говорите, что тот, кто любит бытие какой‑либо вещи, столь же ненавидит ее тление и причины тления, то это верно не всегда. По отношению ко многим вещам полезно и бытие, и тление. Ветхозаконные жертвы, овцы, волы, козлы и прочие, были приятнее Богу закаляемыми и сжигаемыми, чем живыми и целыми. Но и Сам Христос, у подобившийся пшеничному зерну, говорит: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12:24).      

Претыкание третье      

Безумен и нечестив был бы сын, если бы почитал виселицу, на которой повешен его отец. Но мы это и делаем, почитая Крест. Поэтому мы безумны и нечестивы.

Исправление претыкающимся      

Если бы кто‑нибудь не по своей вине, но за чужие грехи, и не вынужденно, а по своей воле был повешен на дереве, и если бы своей смертью этот человек создал не только себе, но и своему сыну славу, честь и неизреченную пользу, а также самой виселице даровал бы чудотворящую силу, то сын такого человека поистине не был бы безумен и нечестив, почитая этот дерево, а, напротив, был бы примером благочестия и благодарности. И поскольку Христос не за свои грехи, но за грехи всего мира, и не вынужденно, а по своей воле был повешен на Кресте, и этой Своей смертью и себе славу, и нам неизреченную пользу принес, а Крест Свой прославил чудотворением, то мы были бы неблагодарны и в высшей степени безумны, если бы не почитали Крест.

Претыкание четвертое      

Враги Христовы веселятся о страдании Христа, о воскресении же Его скорбят. И наоборот: други Христа о страдании Его скорбят, о воскресении же Его радуются. Поэтому все, кто любит и почитает Крест, сообщники врагов Христа.

Исправление претыкающимся      

Нет у нас общего с врагами Христа. Когда мы радуемся страданиям Христа, мы радуемся не тому, чему радуются Его враги, но тому, чему радовался Сам Христос, то есть, Его победе над диаволом, о торжестве, о прославлении Его имени и искуплении рода человеческого, а не бесчестию. К тому же у нас, Православных, есть благочестивый обычай и духовное установление, чтобы сострадать страждущему Христу или жестокими постами и умерщвлением плоти, особенно в страстную неделю, или же сострадающими слезами, возмещающими Его (пускай и не в равной мере) драгоценную Кровь, пролитую за нас.

Претыкание пятое      

Если вы почитаете всякий Крест за то, что на Кресте был повешен Христос и освятил его Своим прикосновением, то вам должно всячески почитать и всякие ясли, поскольку Христа положили в ясли, и Он Своим прикосновением освятил их. Всякие гробы, поскольку Христос лежал во гробе и освятил его Своим прикосновением. Всякие пелены, поскольку Христос был обвит плащаницей и своим прикосновением освятил ее. Всякий терновник, поскольку Христос был увенчан тернием и Своим прикосновением освятил его. Почитайте всякие гвозди, всякое копье, всякую трость, потому что Христос пострадал от гвоздей, от копья и от трости и освятил их Своим прикосновением. Еще почитайте и уста Иуды, ведь и они прикоснулись ко Христу, и руку, ударившую Христа по щеке, и руки тех, кто распял Христа, наконец, молодого осла. Всех их почитайте и поклоняйтесь всему, к чему прикоснулся Христос и освятил своим прикосновением. Видите, каково диавольское коварство Афинейских епикуров, оскорбляющих Православие.

Исправление претыкающимся      

Прежде, чем дать ответ, рассмотрим здесь несколько положений.

Положение первое      

Достойно почитания все, что прикоснулось к Плоти Христа и освятилось этим прикосновением, и обрело сверхъестественную силу, как написано в Священном Писании о целебном крае одежды Христа (Мк. 5), об исцеляющей тени Апостола Петра (Деян. 5), о платках и опоясаниях Апостола Павла, подающих исцеление (Деян. 19).

Положение второе      

Не все, прикоснувшееся к Плоти Христа, освящается, но только то, что вмещает и воспринимает освящение, как и не всякий, причащающийся Тела и Крови Христа, освящается и себе во спасение ест и пьет. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, по слову Павла (1 Кор. 11:29). Это же мы видим и в чине естества: не все, прикасающееся к огню, воспламеняется, и не все, прикасающееся к воде, умягчается, а только то, что вмещает и воспринимает эти действия.

Положение третье      

Образу, чтобы быть образом, недостаточно одного подобия, ибо и брат брату подобен, но один из них не является образом другого. Чтобы образ был образом, надо, чтобы он был подражанием и явлением своего первообраза, а также имел происхождение от первообраза.

Тем, кто все это хорошо понял, отвечаю:

А. Крест Христа, на котором был повешен Христос, достоин почитания по двум причинам: за прикосновение к Плоти Христа и за то, что он является образом, то есть за то, что он есть образ распятого Христа.

Б. Другие Кресты почитаем только за одно содержание образа, то есть за то, что они являются образом Первого Креста и распятого на нем Иисуса, остальные же кресты, изображенные на златицах, на ефимках, на определениях или на размежеваниях земли (границах) не почитаем. Они хотя и подобны другим Крестам, но предназначены явить не Первый Крест и распятие Христа, а нечто иное, то есть, или земельные границы, как на размежеваниях, или знамение и печать царей и князей, как на златицах, то есть, они не являются образами страдающего на Кресте Иисуса. Смотрите третье положение.

В. Почитаем Вифлеемские ясли, плащаницу, копье, трость, терние и прочие орудия страдания Христа по двум причинам: и за прикосновение к Плоти Христа, и за то. что они являют образ пострадавшего за нас Христа. Остальные же ясли, пелены, копья, трости, терние не почитаем, хотя они и подобны этим орудиям страданий Христа. Поскольку они имеют отношение к другим делам и намерениям, а не к образам священных предметов, они не являются священными образами и поэтому не достойны почитания.

Смотрите третье положение.

Г. Не почитаем, разве только вам, противники, для почитания посылаем, уста Иуды, руку, ударившую Христа по щеке, руки тех, кто распял Христа. Все они были движимы диавольской злобой и способствовали смерти Христа, а не просто сопутствовали мучениям Христа, как сами по себе не имеющие злобы орудия страданий Христа.

Поэтому, хотя они и прикасались к Плоти Христа, однако не освятились, поскольку не вмещали и не воспринимали освящения, а, напротив, отгоняли его. Смотрите второе положение.

Д. Молодого осла, на котором сидел Христос, также вам, противники, посылаем для почитания. Мы же не находим в нем ничего, достойного почитания, как и не считаем, что он освятился прикосновением ко Христу, так как он не вмещал и не воспринимал святыню и не был образом священного предмета. Ибо, по слову Евангельскому, их было двое, ослица и молодой осел (Мф. 21). Ослица носящая, ярмо, знаменовала род Иудейский, носящий ярмо Закона Моисея. Молодой же безъяремный осел знаменовал беззаконных язычников. И те, и другие хотели подчинить себе Христа, прообразовав это ослицей и молодым ослом. Такое толкование дают святые Отцы, Амвросий, Златоуст, Феофилакт и другие. Об этом уже говорилось в Догмате об иконах, во второй части, в поучении святого Дамаскина о поклонении.

Претыкание шестое      

Приписывать силу неким приметам, нравам и знамениям есть дело волхвования и демонического обаяния. Но мы делаем это, ограждаясь, Крестным знамением и приписывая ему некую силу. Поэтому и мы занимаемся волхвованием и используем демоническое обаяние.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Разве был волхвом Великий Константин, первый христианский царь, который, увидев Крестное знамение, явившееся на небе, и сделав по увещанию свыше подобное увиденному, побеждал врагов? Точно так же, разве были волхвами святые богоносные Отцы, которые Крестным знамением сотворили много разных чудес? Смотрите в первой части, глава вторая.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Знамение Честного Креста не только не является волхвованием, но и более того, всякому волхвованию и всякому демоническому обаянию всячески противоположно. Послушайте, что говорит Афанасий Великий в Книге о воплощении Господнем и о Его спасительном пришествии: «Крестным Знамением упраздняются волхвования и бездействуют чародейства». И ниже: «Пускай те, кто хочет на опыте проверить сказанное, находясь в демоническом обаянии, в призраках и видениях, сотворят Крестное знамение, над которым они смеются, и призовут имя Христа, и тогда увидят, как от них диавол трепещет и убегает, и как предсказания усыпляются, волхвования же и чародейства становятся бессильными».

Нам же да будет известно, что знамение Честного Креста не по естеству и существу своему чудеса творит, но как образ, то есть поскольку является образом страданий Христа и распятого Иисуса. Этой своей образностью Крестное знамение устрашает и прогоняет демоническую силу. Увидев Крестное знамение, демон бежит, как бежит пес, видя камень или палку, которыми его побили. Есть и другая польза от Крестного знамения, а именно, исцеление недугов и освящение того, на чем изображается Крестное знамение. Творя Крестное знамение, мы возвещаем страдания и смерть Христа. Страданиями же и смертью Христа мы просим Божией помощи во всяких наших нуждах подобно тому, как если бы рабы просили у Царя милости, показывая ему победное копье, которым его сын одержал славную победу, и вместе с тем возвещая и смерть его сына, которую он по отеческому повелению добровольно принял за рабов своих. Этой мудрости нас учит Сам Христос, говоря: Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16:23). И снова: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю (Ин. 14:13).

Претыкание седьмое      

В Первенствующей Церкви Крестное знамение не употреблялось, но начало этому обычаю было положено со времен Константина Великого, в четвертом столетии от Рождества Христова. Поэтому и ныне его должно отвергнуть.

Исправление претыкающимся      

Уже было сказано в первой части, в главе пятой, что это благочестие берет начало со времен Апостольских и от Самого Христа, с тех пор, как Христос, возносясь на небо и воздвигнув руки Свои, благословил Своих учеников. С тех пор Апостолы, следуя за своим Учителем, стали благословлять прочих верных христиан Крестным знамением. Смотрите также в житиях святых Апостолов.

Но слышим об этом и свидетельства святых Отцов Первенствующей Церкви.

Дионисий Ареопагит, современник Апостолов, в книге «О Церковной иерархии» в главах четвертой, пятой и шестой говорит: «Во всех Таинствах должно употреблять Крестное знамение».

Иустин в ответе на вопрос сто восьмидесятый язычникам, спрашивающим, почему христиане молятся на Восток, называет в качестве причины то, что Богу должно отдавать лучшее, как, например, предпочитаем правой, а не левой рукой изображать Крестное знамение, когда кого‑либо благословляем.

Киприан в книге «О единстве Церкви» говорит: «Озия, прогневав Господа, был поражен проказой на челе, той части тела, на которой знаменуются служащие Господу». Свидетельства других святых Отцов смотрите в первой части, в главе четвертой.

Претыкание восьмое      

Господь заповедал нам носить Крест духовный, а не вещественный.

Исправление претыкающимся      

Мы знаем, что означает носить Крест Христа, и не нуждаемся в вашем нравоучительном наставлении. Но уж точно не знаем, где Господь запретил носить вещественный Крест. Покажите нам в Писании, знанием которого вы так хвалитесь. И когда покажете, тогда мы откажемся от вещественного Крестоношения.

Претыкание девятое      

Распространяется много лжи о Кресте и о частицах Креста, на котором Христос был повешен. Ибо если собрать со всего мира эти частицы, которые якобы являются частицами этого Креста, ими можно было бы наполнить десять кораблей.

Исправление претыкающимся      

И мы благочестиво исповедуем, что Крестное древо само по себе не является предметом поклонения, но только ради Христа, Который был распят на нем. Если же и почитаем само древо, то не само по себе, но относительно, то есть не потому, что это древо, но потому, что оно является образом распятого Христа, что мы говорили и о святых иконах. Поэтому святой Амвросий там же в том же Слове говорит: «Премудро сотворила Елена, когда вознесла Крест на царскую главу и установила его там, чтобы Кресту Господню воздавали такое поклонение, как царям».

Не отнимете же, противники, от нас достояния, доставшегося от прадедов, и Креста Христова, как драгоценного сокровища Святой Церкви, похитить не сможете. Крестом Христовым хвалимся и им, как щитом, от всякого вражьего устремления защищаемся. Им, как знамением Сына Человеческого, от вас, еретиков, от Иудеев и Еллинов» отличаемся. Им, как оружием, свыше данным, побеждаем ополчения наших врагов. Им, как лестницей, на которой утверждается Господь, восходим к небу. Им, как жезлом Моисея, море мира сего пересекаем. Наставляемые им, как столпом огненным или облачным, в землю обетованную Небесную шествуем. Вами же, оскорбляющими Святой Крест, не только пренебрегаем, но и, как лающих псов, прогоняем этой же палкой Святого Креста.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: