Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет в Республике Казахстан

 

В Республике Казахстан в настоящее время действуют налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым Кодексом[6].

Налоги

1. Корпоративный подоходный налог.

2. Индивидуальный подоходный налог.

3. Налог на добавленную стоимость.

4. Акцизы.

4-1. Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат.

5. Налоги и специальные платежи недропользователей.

6. Социальный налог.

7. Земельный налог

8. Налог на транспортные средства.

9. Налог на имущество.

10. Налог на игорный бизнес.

Все налоги подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акциз.

Сборы

1. Сбор за государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств.

2. Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.

3. Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

3-1. Сбор за государственную регистрацию залога движимого имущества и ипотеки судна или строящегося судна.

4. Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

5. Сбор за государственную регистрацию транспортных средств.

6. Сбор за государственную регистрацию лекарственных средств.

6-1. Сбор за государственную регистрацию прав на произведения и объекты смежных прав, лицензионных договоров на использование произведений и объектов смежных прав.

7. Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан.

7-1. Сбор за постановку на учет средства массовой информации.

8. Сбор с аукционов.

9. Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности.

10. Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.

Платы

1. Плата за пользование земельными участками.

2. Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников.

3. Плата за эмиссии в окружающую среду.

4. Плата за пользование животным миром.

5. Плата за лесные пользования.

6. Плата за использование особо охраняемых природных территорий.

7. Плата за использование радиочастотного спектра.

7-1. Плата за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи.

8. Плата за пользование судоходными водными путями.

9. Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Государственная пошлина

Таможенные платежи

1. Таможенная пошлина.

2. Таможенные сборы.

3. Плата за предварительное решение.

4. Сборы.

Суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Бюджетным кодексом Республики Казахстан и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год.



СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Характеристика социального налога

 

Введенный в 1999 году социальный налог принес значительные преобразования в налоговую систему Казахстана, заменив собой сразу три внебюджетных платежа[7]. Он заменил собой отчисления в государственные внебюджетные фонды социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости населения.

Администрирование социального налога с момента его введения полностью перешло к налоговым органам. Объединение взносов работодателей в три государственных внебюджетных фондов в один социальный налог уменьшило число государственных контролеров, а у работодателей в связи с этим сократился объем документов по начислению и перечислению взносов и отчислений.

Социальный налог унифицировал взимание социальных сборов, значительно облегчил работу бухгалтеров по начислению налога и составлению соответствующей отчетности, упростил работу органов налоговой службы по осуществлению контроля за правильным исчислением и своевременной уплатой данного налога.

Социальный налог является прямым налогом. Задачей социального налога является формирование доходной части бюджета на социальные программы. В соответствии со статьями 47-50 Бюджетного Кодекса РК2 социальный налог по нормативам распределения доходов, установленными областным маслихатом, формирует доходную часть:

¾ областного бюджета;

¾ города республиканского значения, столицы;

¾ района (города областного значения).

Однако, в соответствии с Бюджетным кодексом РК[8], социальный налог не является целевым по использованию и при поступлении в бюджет растворяется среди остальных налоговых поступлений.

Конституцией РК[9] гражданам нашей страны гарантировано предоставление следующих социальных благ, финансируемых за счет средств бюджета:

- п.2 статьи 24 Конституции провозглашает, что каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на социальную защиту от безработицы;

- п. 1 статьи 28 провозглашает, что гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям;

- п.2 статьи 29 провозглашает, что граждане Республики Казахстан вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом;

- статья 30 провозглашает, что гражданам Республики Казахстан гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях.

Помимо этого, гражданин Республики Казахстан имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.

По данным Министерства финансов Республики Казахстан[10] план государственного бюджета по социальному налогу на 1 ноября 2008 года выполнен на 97,4% (Таблица 1). То есть при плане 209,3 млрд.тенге, в бюджет поступило 203,8 млрд.тенге. Основной причиной неисполнения плана является снижение ставки социального налога с 1 января 2008 года на 30%.

Таблица 1 Исполнение доходов государственного бюджета по социальному налогу на 01.11.2008 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года

1. Факт ГБ на 01.11.2007 г. 235 336 919
2. План ГБ на 01.11.2008 г. 209 258 164
3. Факт ГБ на 01.10.2008 г.. 203 782 359
4. Отклонение (гр.3-гр.2) -5 475 805
5. % (гр.3/гр.2) 97,4
6. Отклонение (гр3-гр.1) -31 554 560
7. темп роста, в % (гр.4/гр.2) 86,6

Плательщики социального налога и элементы налогообложения

Налогоплательщики

В соответствии со статьей 315 Налогового Кодекса РК плательщиками социального налога являются:

¾ индивидуальные предприниматели, за исключением осуществляющих расчеты с бюджетом на основе разового талона;

¾ частные нотариусы, адвокаты;

¾ юридические лица - резиденты Республики Казахстан;

¾ нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства.

По решению юридического лица - резидента его структурные подразделения могут рассматриваться в качестве плательщиков социального налога.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: