Программа теоретической части курса «Краеведение. География, история и культура Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

Программа курса рассчитана на 56 ч., из которых теоретическая лекционная часть занимает 41 ч.

 

Лекция 1.Введение в курс. ( 4 ч.)

Роль и значение краеведения. Задачи курса. Географический, исторический, этнографический, литературный, культурологический подходы в краеведении. Интегративный подход. Место краеведения в системе современного географического образования. Краеведение и экскурсионное дело. Связь краеведения с развитием туризма.

Развитие научного краеведения в России. Развитие петербургского краеведения, подходы и концепции. Исследователи-краеведы: А. И. Богданов, И. Г. Георги, П. Н. Столпянский, М. И. Пыляев, Г. К. Лукомский, В. Я. Курбатов и др. Город как объект краеведческого исследования в трудах М. И. Гревса, Н. П. Анциферова. Экскурсионные станции 1920-х годов как форма краеведческой деятельности. Лахтинская экскурсионная станция П. В. Виттенбурга. Разгром петербургского краеведения в 1930-е годы. Современное петербурговедение и краеведение. 

Краеведческие источники. Археологические источники. Этнографические материалы. Памятные места, исторические и архитектурные памятники как источник знаний. Памятники изобразительного искусства. Письменные источники. Архивы Санкт-Петербурга и области. Карты и картохранилища Санкт-Петербурга и области. Устные источники. Топонимы, топонимические справочники. Музеи города и области.

 

Лекция 2.Объект изучения и его физико-географическая характеристика. ( 4 ч.)

Объект изучения. Территория Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Современное население: численность, динамика, национальный состав.

Природные условия. Геологическое прошлое, коренные породы, слагающие территорию. Четвертичные отложения. Полезные ископаемые и культурно-исторические особенности освоения региона, определяемые их добычей. Специфика формирования рельефа территории. Климатические условия. Гидрографическая сеть: общая характеристика озер и рек, р. Нева, наводнения. Подземные воды, минеральные источники и их использование. Почвы, растительность, животный мир. История формирования ландшафтов. Изменение природы под воздействием человека. Особо охраняемые природные территории, памятники и достопримечательные объекты природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

 

Лекция 3.Историческое прошлое Невских земель.   (4 ч.)

История заселения края. Стоянки периодов мезолита, неолита. Прибалтийско-финские племена: корела, емь, ижора, водь, весь; расселение, занятия населения. Торговые пути: путь из варяг в греки. Славянская колонизация края: славянские поселения, обычаи, традиции. Скандинавы на территории края. «Повесть временных лет» как источник краеведческих знаний.

Ладога – первая каменная крепость на Северо-Западе Руси. История возникновения и развития. Георгиевский храм, фрески. Изучение памятников средневековья на территории Ладоги, реставрационные работы. Ландшафтные особенности территории и их роль в формировании ансамбля Ладоги. Старая Ладога – часть «Серебряного кольца России», памятник всемирного культурного наследия.

Оборонительный рубеж Великого Новгорода. Земля Ингрия (Инкеринмаа). Борьба за невские берега: основные вехи противостояния Великого Новгорода и Швеции. Основание шведами Выборга и Ландскроны. Ореховецкий мирный договор. Вторжение прибалтийско-немецких рыцарских орденов. Нарвский замок.

Стражи земли русской.  История создания, особенности строительства оборонительных сооружений ХIV-XV вв.: Ладога, Корела, Копорье, Орешек, Ямгород, Тиверский городок. Физико-географические особенности местоположений крепостных сооружений. Памятники каменного зодчества.

В составе Московской Руси. Присяга новгородцев Ивану III. Укрепление границ, Ивангород. Нарвский замок – Ивангород – единый ландшафт, различные культуры. Перестройка крепостей. Формирование вокруг крепостей центров хозяйственной жизни.

Новгородские земли. Административное деление: пятины, уезды, погосты. Новгородские писцовые книги как источник краеведческих знаний. Население края, его состав, взаимопроникновение различных этнических культур: обряды, обычаи, верования.

Под властью Швеции. Борьба со Швецией: вторая половина XVI-начало XVII вв. Столбовский мир, граница со Швецией, пограничные камни. Политика Швеции на захваченных землях. Исход русского и карельского населения, заселение территории финнами. Земля Ингерманландия. Безуспешные попытки отвоевать невские земли. Ниеншанц – центр развития территории, находящейся под властью Швеции.

Восточная часть края. Тихвин: архитектура, искусство тихвинских мастеров, ярмарки. Святыня Большого Успенского монастыря. Роль монастырей в жизни края: Александро-Свирский (Преображенский и Троицкий ансамбли); Троицкий Зеленецкий; Никольский и Успенский монастыри Старой Ладоги. 

 

Лекция 4.Рождение Северной столицы. Архитектурный облик Петровского Петербурга. ( 4 ч.)

Северная война. Личность Петра I, реформы. Борьба за выход к Балтийскому морю. 

Заселение невской дельты в допетербургский период. Топография Невской дельты. Спасо-Городенский погост Ореховецкого уезда. От Ландскроны до Ниеншанца.

Закладка крепостей. Легенды, связанные с основанием города, имя города. Крепость Санкт-Петербург: план, этапы строительства, строители, приход первого торгового судна. Закладка Кроншлота. Закладка Адмиралтейской крепости-верфи.

Общая характеристика родившегося города. Карты Санкт-Петербурга: территория, районы расселения. Городовой остров: Троицкая площадь – первая площадь города, домик Петра I. Застройка Адмиралтейской стороны: Летний дворец и Летний сад, Зимний дворец. Александро-Невский монастырь. Прокладка Невской першпективы. Слободы: военные, переведенческие, иноверческие. Застройка Васильевского острова: дворец первого генерал-губернатора города светлейшего князя А. Д. Меншикова, здание Двенадцати коллегий. Население и его состав, первые строители, условия строительства. Доменико Трезини – первый архитектор Санкт-Петербурга.

Столица государства Российского. Санкт-Петербург как воплощение идеи абсолютизма. Первые градостроительные организации: Канцелярия городовых дел, Канцелярия от строений. Регулярная планировка и застройка Санкт-Петербурга: первые планы города, каменное строительство, проекты образцовых домов. Благоустройство города: мостовые, освещение, создание полиции. Выбор правительственного центра города: Троицкая площадь - остров Котлин - Васильевский остров - Адмиралтейская сторона.

Петровское барокко. Архитекторы петровского времени: архитекторы иностранцы (Д. Трезини, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, Г. Киавери, Д. М. Фонтана, И. Шедель, А. Шлютер); русские мастера старой формации (И. П. Зарудный); русские архитекторы, получившие профессиональную подготовку (П. М. Еропкин, М. Г. Земцов, И. К. Коробов). Архитектура петровского времени: введение проектного чертежа. Понятие архитектурного стиля, архитектурный язык. Петровское барокко: особенности стиля на примере произведений Доменико Трезини. 

 

  Лекция 5.Жизнь и быт Петровского Петербурга. (2 ч.)

Санкт-Петербург - промышленный центр. Судостроительные верфи; арсенал; литейный, пушечный и смоляной дворы; восковой, сахарный, кожевенный и зелейные заводы; инструментальная изба; шпалерная мануфактура.

Санкт-Петербург - центр культуры и просвещения. Воспитание нового человека: морская Академия, Инженерная и Артиллерийская школы, школа Феофана Прокоповича, Словенская школа, школы для солдатских детей. Печатное дело: типографии, газета «Ведомости», учебники. Академия наук и университет. Театр Наталии Алексеевны. Музеи: Летний сад – музей под открытым небом, Кунсткамера, модель-камора в Адмиралтействе, первые картинные галереи. Библиотеки. Медицинское дело: Аптекарский огород, первые аптеки, военный госпиталь на Выборгской стороне, Полюстровские воды.

Формы петербургской жизни, созданные Петром I: ассамблеи, маскарады. Правила поведения: «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

Обобщение. План Петербурга 1717-1721 гг.: Васильевский остров, Городовой остров (Санкт-Петербургский), Адмиралтейская часть, Московская часть, Выборгская сторона. Город глазами современников. Иконография Петровского Петербурга. Рациональное и иррациональное в рождении города. Герб города.

Лекция 6.Санкт-Петербург в середине XVIII в. Архитектурно-художест-венный образ города.(3 ч.)

Забвение и возрождение столицы. Смерть Петра I, переезд двора в Москву. Столица России - сцена дворцовых переворотов. Санкт-Петербург при Анне Иоанновне: комиссия о Санкт-Петербургском строении, архитекторы П. М. Еропкин, М. Г. Земцов, И. К. Коробов; дворцы-однодневки.

Блистательная Елизавета Петровна. Жизнь высшего петербургского круга: маскарады, балы. Архитектурный облик столицы: дворцы вельмож (Зимний, Аничков, Шуваловский, Шереметьевский, Строгановский, Воронцовский), Смольный монастырь, романтическая колокольня Никольского собора. Развитие архитектурного стиля: от петровского барокко до пышного барокко и рококо. Архитекторы при дворе Елизаветы Петровны: Ф. Б. Растрелли, С. И. Чевакинский. Планировка и застройка города, его благоустройство: проект создания Дворцовой площади. Границы Санкт-Петербурга в середине XVIII в. Районы города: Адмиралтейская, Московская стороны, Васильевский остров – наиболее динамично развивающиеся районы города; Выборгская сторона - торгово-ремесленный центр; Петербургская сторона - петербургское захолустье. Население Санкт-Петербурга к середине XVIII в.

Санкт-Петербург середины XVIII в. – центр дворянской культуры. Развитие петербургского театра: от театра Кадетского корпуса (А. П. Сумароков. Ф. Г. Волков) до Императорского. Открытие Академии «трех знатнейших художеств». Роль Академии наук в развитии отечественной науки и искусства.

Лекция 7.Ингерманландская (Санкт-Петербургская) губерния в первой половине XVIII в. Загородные императорские резиденции. (1 ч.)

Ингерманландская (Санкт-Петербургская) губерния. Границы, состав населения. Влияние строящегося города на жизнь края, развитие промышленных предприятий: Сестрорецкий оружейный завод, Ижорские лесопильни, Олонецкая верфь, каменоломни, кирпичные заводы, Красносельская бумажная мануфактура. Изменение гидросети территории: создание водохранилищ, строительство водоводов, потешных, обводных каналов – Ладожские каналы, Новая Ладога. Тихвинская водная система.

Первые дворянские владения. Дворянские усадьбы на территории губернии: Гостилицы - усадьба Б. Х. Миниха и А. Г. Разумовского, Усть-Рудица – усадьба М. В. Ломоносова; застройка Петергофской першпективы.

Императорские резиденции. Закладка парков и дворцов в Петергофе (И. Ф. Браунштейн): строительство Монплезира (А. Шлютер), Верхние палаты (Ж. Б. Леблон), дворец Марли - династический музей, Верхний и Нижний сады, проектирование системы фонтанов, Ропшинский фонтанный водовод (В. Г. Туволков). Ораниенбаум – усадьба светлейшего князя А. Д. Меншикова: Большой дворец. Царское Село – Саарская мыза. Стрельна – несостоявшийся Версаль: проекты К. Растрелли и Ж. Б. Леблона; путевой дворец Петра I. Екатерингоф. Ропша.

 

  Лекция 8.Санкт-Петербург - центр русского Просвещения. ( 4 ч.)

Эпоха Просвещения. Воцарение Екатерины II. Предпосылки развития просветительского движения в России. Памятник Екатерине II – эпоха в лицах.

Наука и образование в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII в. Академия наук (М. В. Ломоносов, Е. Р. Дашкова - президент двух академий), здание Академии наук (мозаика М. В. Ломоносова); просвещение низших слоев общества, создание начальных школ. Смольный институт - «воспитательное общество благородных девиц» (И. И. Бецкой), здание Смольного института (архитектор Д. Кваренги). Учреждение Медицинской коллегии, богаделен, Обуховской больницы.

Художественная культура Санкт-Петербурга второй половины XVIII в. Академия «трех знатнейших художеств», здание Академии (А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот), выпускники академии. XVIII в. в портретах: творчество А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. И. Шубина. Музеи: основание Эрмитажа. Театры: Большой каменный, Эрмитажный, Вольный российский на Марсовом поле; театральная монополия, творческая деятельность И. А. Дмитревского.

Архитектура - материализованная философия времени: истоки и своеобразие русского классицизма, отражение принципов классицизма в архитектуре. Эволюция стиля: ранний классицизм (А. Ринальди, А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот), строгий классицизм (И. Е. Старова, Д. Кваренги). Романтическое направление (Ю. М. Фельтен, Н. А. Львов, В. Бренна). Использование природного камня в облицовке фасадов и интерьеров зданий.

Благоустройство города, быт горожан. Деятельность «Комиссии для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы»: постройка гранитных набережных, освещение на улицах города. Транспорт. Население города и его состав. Моды века Просвещения: отражение в одежде и внешнем виде горожан идей классицизма.

Лекция 9.Санкт-Петербург конца XVIII – начала XIX вв. Михайловский замок – исторический символ времени и архитектурный памятник города. (2 ч.)

Правление Павла I: первые указы нового императора. Романтический император или тиран на троне? Санкт-Петербург во время правления Павла I: Исаакиевский собор, каланча на Думской улице, монументальная скульптура на улицах города, Михайловский замок (В. И. Баженов, В. Бренна). Михайловский замок – исторический символ времени. Двор в Михайловском замке, заговор и убийство императора.

Иконография Петербурга второй половины XVIII в. Петербург глазами современников. Карта города к началу XIX в.

Лекция 10.Облик и образ Санкт-Петербургской губернии в середине – второй половине XVIII в.Загородные императорские резиденции. (2 ч.)

Санкт-Петербургская губерния 1744–1781 гг.: формирование территории, центры освоения, уездные города. («Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи»). Население: численность; этнический состав, немецкие колонии. Хозяйственная жизнь края: неравномерность развития, влияние Санкт-Петербурга. Сухопутные дороги: Московский, Ковенский, Нарвский, Шлиссельбургский тракты, Выборгская и Кексгольмская дороги, ямская гоньба, почтовые станции (архитектор Л. Руска).

Дворянские усадьбы в середине–второй половине XVIII в. Тайцы, Сиворицы – усадьбы Демидовых, Монрепо – усадьба баронов Николаи, Суйда – усадьба Ганнибалов, Елизаветино – усадьба Е. Трубецкой, Котлы – усадьба Альбрехтов. Развитие застройки Петергофской дороги.

Императорские резиденции – перемены в образах пригородов Санкт-Петербурга как отражение смены идеалов эпохи. Работы Ф. Б. Растрелли в Петергофе. Отражение смены архитектурных стилей в творчестве А. Ринальди в Ораниенбауме: от Китайского дворца и Катальной горки до Петерштадта. Царское Село – от барокко к классицизму: от     Ф. Б. Растрелли (Екатерининский дворец) до Д. Кваренги (Александровский дворец) и Ч. Камерона (Камеронова галерея, Агатовые комнаты). Таицкий водовод. Ропша – сцена исторической драмы. Загородные резиденции Павла I: от классического наследия XVIII в. (Павловский дворец и парковые павильоны) до романтических затей (крепость Бип в Павловске, Гатчинский и Приоратский дворцы). Город Гатчина. Смена философии садово-паркового искусства, замена регулярных садов пейзажными: Екатерининский, Александровский, Баболовский парки в Царском Селе; Павловский парк; парки Ораниенбаума; Дворцовый и Приоратский парки в Гатчине.

 

Лекция 11.Формирование классического облика города. (1 ч.)

Санкт-Петербург в начале XIX в. 100-летний юбилей города, границы и районы города. Население и его численный состав.

«Дней Александровых прекрасное начало». События в стране в первой четверти XIX в., их отражение в облике Санкт-Петербурга. Различие в подходах к планированию городской среды в XVIII и XIX вв. Адмиралтейство – топографический центр столицы. Завершение ансамблей центральных площадей: Дворцовой, Сенатской, Исаакиевской, площади Искусств, Стрелки Васильевского острова, Марсова поля; ансамблей Невского проспекта, Александро-Невской лавры, Елагина острова. Творчество К. И. Росси, А. А. Захарова, А. Н. Воронихина, Ж. Ф. Тома де Томона.

Пушкинский Петербург. Пушкин – творец петербургского мифа. Петербург пушкинских героев.

Иконография Петербурга первой половины XIX в. Изображение петербургского пространства. Панорама Невского проспекта В. Садовникова.

 

Лекция 12.Архитектурно-художественный образ Петербурга и петербуржцы в середине – второй половине XIX в.   (4 ч.)

  Николаевский Петербург. Завершение формирования архитектурно-художественного облика города: дополнение ансамблей центральных площадей, Исаакиевский собор. Скульптурное оформление Петербурга: памятник Николаю I, скульптурные группы на Аничковом мосту, памятник И. А. Крылову в Летнем саду (скульптор П. К. Клодт), памятник Екатерине II (скульптор М. О. Микешин).  

Новые черты в застройке города.  Первый постоянный мост через Неву. Доходные дома и их обитатели, Вяземская лавра. Вокзалы (Царскосельский и Николаевский – архитектор К. А. Тон, Варшавский – архитектор П. О. Сальмонович, Балтийский – архитектор А. И. Кракау), железные дороги. Банки, пассажи и рынки. Оптический телеграф. Формирование промышленных окраин и дачных местностей.

Кризис классицизма. Причины кризиса классицизма: «казарменная» застройка города, здания в стиле «экономического» классицизма, нарушение принципа рациональности: несоответствие фасадов и интерьеров. Новые мотивы в архитектуре: последние классики и первые новаторы – О. Монферран (дом П.Н. Демидова и особняк князя Лобанова-Ростовского), А. П. Брюллов (здание штаба Гвардейского корпуса и Лютеранская церковь св. Петра).

Эклектика в архитектуре Петербурга. Возникновение нового направления в архитектуре. Разнообразие архитектурных стилей: неоготика, необарокко, русско-византийский стиль, ориентальное направление, фольклорное направление, неоренессанс. Великокняжеские дворцы: Мариинский, Ново-Михайловский, Николаевский; дворец Белосельских-Белозерских (архитектор А. И. Штакеншнейдер).

Рост города во второй половине XIX в. Развитие промышленности. Население: увеличение численности, изменение состава. Карты Петербурга: границы города, районы, план Петербурга 60-х годов XIX в.   Обострение контрастов городской застройки. Аристократические районы: великокняжеские особняки. Деловой Петербург: банки, фешенебельные отели, торговые фирмы. Чиновничий Петербург: Гороховая улица, Вознесенский проспект. Торговая часть: от Невского проспекта до Сенной площади. Периферийные районы: Васильевский остров, Московская часть, Коломна. Фабрично-заводские окраины, рост промышленных предприятий: Обуховский завод, Путиловский завод. Дачные районы: острова (Каменный, Крестовский, Елагин), Полюстрово.

Благоустройство города. Городское управление. Условия жизни горожан. Городское хозяйство: каналы, набережные и мосты; благоустройство улиц – торцовая мостовая Невского проспекта, тротуары, освещение; водопровод; канализация. Развитие связи – оптический телеграф, телефон. Транспорт: извозчики, дилижансы, конка, паровички, пароходы (Кронштадт). Строительство морского канала (Н. И. Путилов).

Культурная жизнь города. Смена законодателей мод: промышленники, банкиры, купцы; сосуществование дворянской и буржуазной культуры; петербургская интеллигенция. Академия наук и высшие учебные заведения, университет. Пулковская обсерватория.   Музеи: Императорский музеум, Императорский конюшенный музей, Императорский музей русского искусства им. Александра III, промышленная выставка. Театры: Александринский, Михайловский, Каменноостровский, Мариинский; премьеры Большого театра («Ревизор» Н. В. Гоголя). Музыкальная жизнь города: «Жизнь за царя» М. И. Глинки, гастроли Г. Берлиоза, Р. Шумана, Ф. Листа, И. Штрауса. Петербург - город всех религий. Народные развлечения: цирки, балаганы, гуляния, полеты на воздушном шаре. Мода XIX в.: «мундиромания», «высочайше одобренный русский национальный костюм». Петербург середины XIX в. – город фасадов; завязка будущей драмы. Разгром кружка М. В. Буташевича-Петрашевского.

Развитие петербургского мифа.  «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Петербург героев Ф. М. Достоевского.

Вторая половина XIX в. Император-реформатор Александр II. История на улицах города: жертвы, мученики, злодеи; народовольцы – 1 марта 1881 г., храм Воскресения Христова («Спас-на-Крови»). Петербург Александра III. Памятник Александру III (скульптор П. П. Трубецкой) – памятник эпохе.

Лекция 13.Петербургская губерния в XIX в. (2 ч.)

Карта Петербургской губернии: территория, уезды, города, рост населенных пунктов, приравненных в правах к городам. Деревянное зодчество (деревня Лампово). Население, его численность и состав, малые этнические смены. Близость Петербурга – положительные и отрицательные стороны «пристоличного» положения. Последствия отмены крепостного права для развития губернии. Промышленный переворот и его последствия: рост промышленных предприятий, разнообразие старопромышленных отраслей, новые промышленные отрасли – химическая, электротехническая.

Развитие путей сообщения. Совершенствование существующих и создание новых водных систем: Тихвинской и Мариинской. Строительство Новоладожского, Новосясьского, Новосвирского обводных каналов. Сайменский канал. Прокладка новых и совершенствование старых сухопутных дорог, почтовые станции (типовые проекты – архитектор Л. И. Руска). Железные дороги: Царскосельская, Николаевская, Варшавская, Финляндская, Балтийская и др., строительство вокзалов (Петергофский вокзал – архитектор Н. Л. Бенуа).

 Дворянские усадьбы в XIX в. Влияние крупных имений на культурную и хозяйственную жизнь края. Вклад усадебной архитектуры в архитектурно-художественный образ Санкт-Петербургской губернии. Изменение дворянской усадьбы после отмены крепостного права. Приютино – усадьба Олениных. Дружноселье – усадьба Витгенштейнов (костел-усыпальница – архитектор А. П. Брюллов). Марьино – имение Строгановых–Голицыных (усадебный дом – проект А. Н. Воронихина). Извара – усадьба Н. К. Рериха. Усадьбы Рождествено, Торосово. Лисино-Корпус – место царской охоты. Окончательное формирование ансамбля Петергофской дороги.

Императорские резиденции. Петергоф времен Николая I – время, пространство, люди: парк Александрия, дворец Коттедж (архитектор А. А. Менелас); Колонистский парк, Царицын и Ольгин павильоны; Луговой парк, павильон Бельведер (архитектор А. И. Штакеншнейдер). Гатчина времен Александра III – центр культурной жизни края.

Дачные места петербургской интеллигенции: Сиверская, Ораниенбаум, Мартышкино, окрестности Луги, Саблино, Сестрорецкий курорт, дачная жизнь на Карельском перешейке.

Лекция 14.Архитектурно-художественный образ Петербурга эпохи модерна.   (4 ч.)

Петербург рубежа веков - город капиталистической эпохи: быстрый рост населения, увеличение темпов строительства, рост промышленных предприятий, интенсификация использования городских территорий. Резкое обострение проблем жизни города: городские коммуникации. Транспорт: трамваи, автомобили, омнибусы, проект подземной железной дороги. Снабжение города и торговля – первый универмаг Гвардейского экономического общества. Новшества столичной жизни: появление рекламы, кинематографа, авиационные полеты.

Обострение контрастов городской жизни. Жизнь императорского двора, ее замкнутость, следование традициям, резиденция Николая II – Александровский дворец и Федоровский городок. Обитатели городского дна – ночлежки, обитатели городских свалок. Кризис власти, террористы и революционеры на улицах города.

«Серебряный век» петербургской культуры. Новые черты в организации образования и просвещения: реорганизация образования; народные дома; выпуск справочных изданий, многотомное издание «Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная книга для русских людей»;рост числа журналов и газет, журнал «Мир искусства». Расцвет науки: научные учреждения и общества (Академия наук, деятельность Великого князя Константина Константиновича, Пушкинский Дом).Изобразительное искусство: реалистическое направление, «Мир искусства», выставка портрета в Таврическом дворце, открытие Русского музея. Театр: русское театральное общество; отмена монополии императорских театров; театр В. Ф. Комиссаржевской; театр начала XX в. – театр режиссерский, В. Э. Мейерхольд; театр «Буфф», народные театры. Начало русского кино. Музыкальная жизнь города: П. И. Чайковский, «Могучая кучка», концерты в Павловске; русская опера, Ф. И. Шаляпин; развитие балета. Синтез искусств, «Русские сезоны» С. П. Дягилева. Центры культурной жизни города: религиозно-философские собрания в доме Мурузи, «Башня» Вячеслава Иванова, «Бродячая собака».

Стиль модерн – отражение философии времени. Программа всеобщих эстетических преобразований: преобразование жизни искусством, влияние творческой интеллигенции на жизнь и вкусы общества. Тяготение к синтезу искусств. Модерн в архитектуре. Тип архитектора начала XX в., формирование эстетической программы архитектуры. Проекты крупных градостроительных реконструкций, проект «Нового Петербурга». Новые типы общественных зданий: деловые центры, кинематограф, телеграф, народный дом, крытые спортивные залы. Новые технические возможности и материалы. Каменноостровский проспект – энциклопедия русского модерна.

Образ города в культуре   Серебряного века. Петербург в работах художников «Мира искусства». «Петербург» Андрея Белого – развитие петербургского мифа и образ города к началу XX в. Город и время в «Поэме без героя» А. А. Ахматовой, 1913 г.

 

Вопросы и темы для самостоятельной работы:

· Согласны ли Вы с выбором мест, где обитает Genius loci Санкт-Петербурга (Н. П. Анциферов «Непостижимый город»).

· Петербург – главный герой романа А. Белого «Петербург».

· Город и время в «Поэме без героя» А. А. Ахматовой.

· Пространство и время в формировании архитектурно-художественного образа бывших императорских резиденций в окрестностях Санкт-Петербурга: Петергофа, Царского Села, Павловска, Гатчины, Ораниенбаума.

· Современный Санкт-Петербург – культурная столица или «великий город с областной судьбой»?

· Иван Михайлович Гревс в своей работе «Монументальный город и историческая экскурсия» писал: «Город… – самое яркое и наглядное мерило уровня культуры… Трагедия города всегда служит симптомом трагедии всей культуры» [3]. Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою мысль на примере Санкт-Петербурга или любого другого города.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: