Методические рекомендации по подготовке к практикумам и семинарским занятиям

Практическая часть курса«Краеведение. География, история и культура Санкт-Петербурга и Ленинградской области» наиболее важна. Ее задача сводится к знакомству с основами экскурсионного дела. Причем, задания подобраны таким образом, чтобы по мере их выполнения движение шло по следующей схеме: смотрю и вижу сам – пытаюсь показать другим. Практикумы включают различные типы работы: создание фотообраза дворцово–паркового ансамбля; построение презентации–образа архитектурного ансамбля; разработка и проведение мини-экскурсии, посвященной развитию стилей в петербургской архитектуре; составление культурной программы для группы туристов, объединенных общими интересами. Необходимо с первых шагов учиться характеризовать архитектурный памятник, архитектурный ансамбль как в деталях, так и в его стилевом и образном единстве, видеть его в пространстве и во времени. Важно понять, что один и тот же объект можно представить по-разному в зависимости от поставленной задачи, акцентируя различные его черты.  Эти навыки в дальнейшем пригодятся при разработке самостоятельных экскурсий, маршрутов, туристических программ, а также помогут разобраться в специфике геокультурного пространства любого региона.

 

Практикум 1. Создание образа дворцово-паркового ансамбля

Цель задания – научиться видеть особенности территории и архитектурных объектов через знакомство с их отдельными деталями, разбивая целое на единичные образы (фотообразы); сверхзадача – донести свое видение до зрителей.

Предлагается выбрать любой из предложенных дворцово-парковых и усадебных ансамблей для самостоятельного знакомства с ним. Предполагается, что выбирается объект незнакомый, поэтому необходимо до поездки найти картосхему комплекса и перечень архитектурных и природных объектов, которые составляют ансамбль. Прогулка–знакомство сводится к попытке составить образ ансамбля через фиксацию отдельных архитектурных объектов и парковых пейзажей и путем их фотографирования, передать свое видение территории. Особое внимание рекомендуется обратить на передачу деталей: малых парковых форм, фрагментов зданий, интересных природных объектов, необычных растений, сочетаний растений и т. д.

Отчет о работе включает только видеоряд, который представляется в печатном (фотографии) виде или на электронном носителе. Каждая фотография сопровождается подписью, передающей информацию об объекте. Если это памятник или архитектурная достопримечательность, приводятся их названия, архитекторы (скульпторы), время постройки, если это пейзаж, то указывается, в какой части парка сделан снимок. Подписи могут быть записаны в отдельном файле.

Перечень дворцово-парковых и усадебных ансамблей (для самостоятельной работы):

· Гатчина. Дворцовый парк, Сильвия. Гатчинский дворец

· Гатчина. Приоратский парк. Приоратский дворец.

· Ораниенбаум. Парк. Большой дворец.

· Ораниенбаум. Парк. Петерштадт, дворец Петра III

· Павловск. Павловский парк. Павловский дворец

· Петродворец. Верхний и Нижний парки. Большой дворец.

· Петродворец. Колонистский и Луговой парки.

· Петродворец. Парк Александрия. Дворец Коттедж.

· Приютино. Усадьба Олениных.

· Пушкин. Александровский парк. Александровский дворец.

· Пушкин. Александровский парк. Федоровский городок.

· Пушкин. Екатерининский парк. Екатерининский дворец.

· Стрельна. Парк. Дворец Петра I.

· Стрельна. Парк. Константиновский дворец.

· Тайцы. Усадьба Демидовых.

· Михайловка (Петергофская дорога).

· Знаменка (Петергофская дорога).

· Сергиевка (Петергофская дорога).

· Монрепо. Усадьба баронов Николаи (Выборг).

Практикум 2. Подготовка и представление в аудитории заочной экскурсии на тему «Ансамбли Петербурга». (3 ч.)

Результатом работы семинара должно стать обсуждение представленных образов петербургских ансамблей, осмысление утверждения: «Петербург построен тремя зодчими: водой, пространством и временем».

Семинар-практикум проходит в аудитории в форме заочной экскурсии. Каждая группа (2–3 человека) по своей тематике готовит экскурсию, сопровождая ее видеорядом, оформленным в виде презентации, демонстрирующейся с помощью мультимедийного проектора. Продолжительность экскурсии 15 мин. Презентации оформляются в программе Microsoft Power Point.

Темы заочных экскурсий: Дворцовая площадь, Сенатская площадь, Исаакиевская площадь, площадь Искусств, площадь Островского, Стрелка Васильевского острова, ансамбль Елагина острова, ансамбль Марсова поля.

Рекомендации по подготовке к семинару-практикуму:

· Прежде всего следует визуально познакомиться с архитектурным ансамблем, составить свое представление о нем, попытаться на местности определить, как он формировался, последовательность застройки.

· Затем необходимо подобрать литературный материал и проверить свое представление о структуре ансамбля, последовательности его формирования; составить список архитектурных объектов; нарисовать план ансамбля.

· Одним из наиболее важных моментов при подготовке к практикуму является подбор видеоряда, который включает:

o  изображение ансамбля в целом, по возможности сверху;

o отдельные архитектурные объекты;

o детали архитектурных объектов, если они необходимы для передачи образа.

Поскольку передается личное видение ансамбля, фотографирование, по возможности, выполняется самостоятельно.

· При подготовке текста экскурсии следует помнить, что, в отличие от доклада, заочная экскурсия – это в первую очередь показ; рассказ лишь помогает показать ансамбль.

· Согласно логике подготовленной экскурсии, создать презентацию в программе Microsoft Power Point. Все слайды должны быть подписаны, однако текстовая информация не должна преобладать над видеорядом.

· Для облегчения восприятия материала необходимо для каждого слушателя распечатать план ансамбля и список архитектурных памятников, входящих в ансамбль (указать архитектора и время постройки).

В задачу выступления входит не только показать современное состояние ансамбля, но и представить его развитие во времени, прокомментировать, как здания, построенные во второй половине XIX–начале XX в. дополняют (или нарушают) ансамбль. Необходимо также акцентировать внимание на роль пространства и воды в структуре ансамбля.

 

Практикум 3. Подготовка и проведение в городе мини-экскурсии «Развитие стилей в петербургской архитектуре». (8 ч.)

 

Тема 1. Стрелка Васильевского острова. Развитие стилей в архитектуре Петербурга: от барокко к классицизму. (2 ч.)

Путешествие-прогулка по Васильевскому острову с элементами самостоятельно подготовленной экскурсии. Объекты показа:    Академия художеств, Румянцевский обелиск, дворец А. Д. Меншикова, манеж Кадетского корпуса, дворец Петра II, здание Двенадцати коллегий, Академия наук, Кунсткамера, Биржа, пакгаузы, Ростральные колонны, Таможня.

 

Тема 2 Дворцы Петербурга.  Развитие стилей в архитектуре Петербурга: от барокко до эклектики. (4 ч.)

Путешествие-прогулка с элементами самостоятельно подготовленной экскурсии. Объекты показа: Воронцовский дворец, Аничков дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Шереметьевский дворец, Михайловский замок, Шуваловский дворец, Михайловский дворец, Строгановский дворец, Воронцовский дворец, дворец               К. Г. Разумовского, Мариинский дворец, Николаевский дворец, особняк князя Лобанова-Ростовского, дом П. Н. Демидова.

Тема 3. Каменноостровский проспект – энциклопедия русского модерна. ( 2 ч.)

Путешествие-прогулка по Каменноостровскому проспекту с элементами самостоятельно подготовленной экскурсии. Объекты показа: Ортопедический институт, памятник «Стерегущему», дом М. Кшесинской, мечеть, дом Лидваля.

 

Семинары-экскурсии проводятся в городе и представляют собой экскурсионные маршруты, во время которых каждый студент представляет свою мини-экскурсию, длительностью 15–20 мин., обычно включающую 1–2 архитектурных объекта. На семинарах-экскурсиях закрепляется умение создать образ отдельного архитектурного объекта, показать его как в частных деталях, так и в стилевом и художественном единстве, тренируется владение архитектурной терминологией, умение подбирать фактический материал, помогающий показать объект. Еще нет полноценной экскурсии, но есть попытка создать архитектурно-художественный образ здания и донести его до экскурсантов.

На семинарах-экскурсиях происходит первое знакомство с элементами экскурсионной деятельности, формирование практических навыков проведения экскурсии: показ, рассказ, общение с экскурсантами и т. д. Коммуникативная культура очень важна для работы в туризме; на семинарах–экскурсиях приобретается первый опыт работы с туристической группой.

Практические рекомендации по подготовке и проведению мини-экскурсии:

· Отбор материала - очень важный этап при подготовке к семинару. Следует помнить, что цель любой экскурсии – это прежде всего показ объекта, а не рассказ о нем. Рассказ нужен для того, чтобы как можно лучше показать объект, потому необходимо выбирать только ту информацию, без которой восприятие объекта будет неполным, не стоит перегружать рассказ датами, цифрами, именами.

· Чтобы чувствовать себя спокойнее и увереннее во время экскурсии, можно пользоваться карточками, на которых записаны некоторые имена, даты, цитаты, а также план рассказа. Недопустимо читать текст экскурсии полностью или во время проведения экскурсии искать информацию среди множества отдельных листочков или в книге.

· Если необходимо, рассказ можно дополнить показом иллюстраций: чертежей, портретов владельцев зданий и т. д., но злоупотреблять этим не стоит.

· В рассказе экскурсовода должна присутствовать интрига, в начале можно задать вопрос-загадку и пообещать, что в ходе экскурсии будет найден ответ. Это помогает активизировать внимание экскурсантов.

· Очень важна манера изложения материала, не следует спешить, надо давать время на рассматривание объекта, осмысление материала, обдумывание поставленных вопросов.

· Визуальный контакт с туристической группой во многом определяет успех экскурсии. Необходимо помнить: если Вы хотите, чтобы группа смотрела на объект, то Вы должны встать лицом к группе, спиной к объекту. Описывая объект, Вы должны смотреть на группу и направлять голос к группе, ни в коем случае не поворачиваясь к экскурсантам спиной или боком. Такое проведение экскурсии возможно только в том случае, если Вы очень хорошо представляете архитектурное сооружение. Если сложно добиться этого с первого раза, держите перед глазами фотографию объекта.

· Старайтесь описать словами то, что видят экскурсанты, характеризуя здание, останавливаясь на деталях, позволяющих выявить стилевую принадлежность постройки, Вы помогаете группе лучше рассмотреть объект. Не бойтесь использовать архитектурную терминологию, для восприятия информации данной группой она не должна представлять трудности.

· Наиболее плодотворно проходят экскурсии, если они построены в форме диалога, когда экскурсовод активизирует сознание слушателей. Продумайте вопросы, которые помогут Вам легче донести до экскурсантов ту информацию, которая необходима для создания образа объекта. Обычно легче всего вступить в контакт с детской группой, но и вполне взрослые экскурсанты с удовольствием поддерживают правильно организованное общение.

· Помните, что:

o каждая хорошая экскурсия – это моноспектакль, каждый хороший экскурсовод – немного актер,

o любые средства хороши, чтобы добиться главного: экскурсанты должны увидеть объект.

Последовательность подготовки к практикуму:

· Выбор объекта, сбор фактического материала, позволяющего как можно лучше показать объект.

· Визуальное знакомство с объектом, описание объекта с использованием архитектурной терминологии.

· Работа над текстом экскурсии (необходимо помнить, что текст экскурсии – это целостное литературное произведение, а не набор разрозненных фактов).

· Разработка вопросов, помогающих заинтересовать группу, продумывание интриги, активизирующей внимание.

· Свободное владение текстом.

· Продумывание деталей. Где поставить группу? Необходимо выбрать тот ракурс, с которого объект смотрится наиболее выигрышно. Группа не должна стоять на проезжей части, а также загораживать проход по тротуару. 

 

Практикум 4. Разработка проспекта-рекламы тематической экскурсионной программы

Задание состоит в разработке тематической экскурсионной программы на три дня для группы экскурсантов, объединенных общими профессиональными интересами. Предполагается, что данная экскурсионная программа будет завершать некое научное мероприятие (конференцию, съезд, совещание и т. д.).

Цели задания:

· научить выбирать из многообразия экскурсионных объектов те, которые могут заинтересовать определенную группу экскурсантов,

· научить компоновать выбранные объекты в целостную программу, рассчитывать время, оценивать возможности группы,

· дать представление об отличии объективной характеристики экскурсионного объекта от его рекламного описания, для разработки которого акцентируется наиболее интересная для конкретной группы экскурсантов специфика выбранного объекта.

Последовательность выполнения работы и практические рекомендации:

· Прежде всего необходимо выбрать группу (примерный их перечень приведен ниже), для которой разрабатывается культурная программа, и, основываясь на интересах группы, подобрать экскурсионные объекты. Предполагается, что один из трех дней группа может провести в дальней поездке в пределах Ленинградской области.

· Продумать структуру каждого из трех дней.

o При разработке программы необходимо учитывать расстояния, которые группе придется преодолевать, четко рассчитать время на поездки внутри города и дальние поездки.

o Необходимо помнить, что туристы, даже самые интересующиеся, не могут без отдыха и питания, следует продумать, где и когда группа будет питаться.

o Не всегда программа становится лучше, если в нее включить большее количество объектов – существует предел восприятия информации. В то же время программа не должна оставлять впечатление недостаточно насыщенной. 

o Следует обратить внимание на проведение вечернего времени, целесообразно для желающих предложить на выбор посещение театров, концертов, клубов, дискотек и т. д.

· Дать обоснование выбора объектов культурной программы в виде их рекламы. При выборе и описании объектов необходимо помнить о специфике группы, поскольку если необходимо заинтересовать посещением, например, Исаакиевского собора геологов, помимо общекультурной важно поместить информацию об использовании природного камня при украшении и строительстве собора и т. д.

· Оформить проспект-рекламу.

Требования к оформлению проспекта-рекламы:

· Работа печатается на компьютере, объем проспекта-рекламы 5–6 страниц, включая титульный лист (шрифт12, межстрочный интервал – одинарный).

· На титульном листе указывается группа, для которой разрабатывается культурная программа, и приводятся данные о разработчике программы (фамилия, имя). (Проспект-реклама трехдневной культурной программы для участников …)

· Вторая страница посвящена характеристике группы (возраст, профессиональные интересы) и специфике условий проведения экскурсионной программы (время года). Также для расчета времени, затрачиваемого на дорогу, указывается место проживания группы.

·    На третьей странице расписывается программа каждого из трех дней пребывания в городе с указанием точного времени начала и окончания экскурсий. Предполагается, что группа уже поселена в гостиницу, рабочее мероприятие закончено, и три дня отведены только на культурную программу. В программу включаются питание, переезды, посещение культурных и природных достопримечательностей, свободное время. 

· Далее следует обоснование включения в программу каждого из предложенных объектов. Стиль описания объекта – реклама (пример описания-рекламы приведен в приложении 4), объем описания-рекламы – 1 страница для одного объекта.

 

Перечень научных мероприятий, для участников которых разрабатывается культурная программа (можно выбрать группу, не включенную в список):

· Археологический конгресс.

· Конференция ботаников.

· Геологическая конференция.

· Гидрологический семинар.

· Этнографическое совещание.

· Экологический конгресс.

· Географический съезд.

· Совещание по проблемам природного и культурного наследия.

· Исторический симпозиум (историки-медиевисты).

· Совещание «Две столицы: Москва-Петербург».

· Конференция «Православная Россия».

· Конференция, посвященная жизни и творчеству Н. К. Рериха

· Конференция «Современная молодежная культура России».

· Съезд музыкантов.

· Конференция «Россия-Швеция».

· Конференция «Садово-парковое искусство».

· Спортивные соревнования.

· Конференция, посвященная творчеству А. С. Пушкина.

· Совещание «Жизнь в искусстве» (творчество И. Е. Репина).

· Конференция по проблемам библиотечного дела.

· Конференция «Экологические проблемы современности».

· Совещание «История образования в России».

· Конференция «След Великой Отечественной войны в облике Петербурга и окрестностей».

· Конференция медиков.

· Съезд военных моряков.

· Конференция «Серебряный век русской культуры».

 

Приложения

Приложения включают в себя справочный материал и библиографию.

Приложение 1. Справочный материал: архитекторы Санкт-Петербурга

СТИЛЬ АРХИТЕКТОР ПОСТРОЙКИ, участие в планировке Санкт-Петербурга

ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО

 ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ (около 1670 – 1734)   Петропавловская крепость: Петропавловский собор Петровские ворота Александро-Невская лавра: Благовещенская церковь Здание Двенадцати коллегий Дом Трезини (Университетская набережная, 21) Летний дворец (совместно с А. Шлютером) План застройки Санкт-Петербурга
ЖАН БАТИСТ АЛЕКСАНДР ЛЕБЛОН (1679– 1719)   Путевой дворец Петра I (Стрельна) Верхние палаты (Петергоф) План застройки Санкт-Петербурга
АНДРЕАС ШЛЮТЕР (около 1660–1714)   Палаты Соловьева (дворец Петра II) Летний дворец (совместно с Д. Трезини) Монплезир (Петергоф)
МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ ЗЕМЦОВ (1688–1743)   Церковь Симеона и Анны (угол ул. Белинского и Моховой ул.) Аничков дворец Кунсткамера (строительство)
ИВАН КУЗЬМИЧ КОРОБОВ (1700–1747)   Адмиралтейство Участие в комиссии о Санкт-Петербургском строении 1737 г.
ПЕТР МИХАЙЛОВИЧ ЕРОПКИН (около 1698–1740)   Участие в комиссии о Санкт-Петербургском строении 1737 г. Радиально-дуговая планировка города
Иоганн Фридрих Браунштейн (?) Верхние палаты (Петергоф) Марли (Петергоф) Монплезир (Петергоф)  
Николай Фридрих (Николай Федорович) Гербель (? –1724) Кунсткамера (завершение строительства) Комплекс зданий придворного Конюшенного ведомства (Конюшенная площадь)  
Гаэтано Киавери (1689 –1770) Кунсткамера (строительство)
Георг Иоганн Маттарнови (?–1719) Кунсткамера (проект)
Иоганн Готфрид Шедель (1680-е –1752) Дворец А. Д. Меншикова Большой дворец (Ораниенбаум)
Джованни Марио  Фонтана (?) Дворец А. Д. Меншикова Большой дворец (Ораниенбаум)

 

ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО

ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО (ВАРФОЛОМЕЙ ВАРФОЛОМЕЕВИЧ) РАСТРЕЛЛИ (1700–1771)   Воронцовский дворец (Садовая ул., 26) Строгановский дворец (Невский пр., 17) Зимний дворец Смольный (Воскресенский) собор Екатерининский дворец (Царское Село) Большой Петергофский дворец (перестройка) Аничков дворец (перестройка)  
САВВА ИВАНОВИЧ ЧЕВАКИНСКИЙ (171 –1780) Никольский Морской собор Шуваловский дворец (Итальянская ул., 25) Шереметьевский дворец (совместно с Ф. Л. Аргуновым) Новая Голландия (закончено Ж. Б. Валлен-Деламотом) Кунсткамера (доработка)
Александр Францевич Вист(1722 – 1794) Андреевский собор (угол Большого проспекта В.О. и 6-й линии) Ботный домик
РОКОКО АНТОНИО РИНАЛЬДИ (около 1710 –1794)   Китайский дворец (Ораниенбаум) Катальная горка (Ораниенбаум)

 

РАННИЙ КЛАССИЦИЗМ

АНТОНИО РИНАЛЬДИ (около 1710 –1794) Мраморный дворец Князь-Владимирский собор (проспект Добролюбова) Костел св. Екатерины на Невском проспекте (совместно с Ж. Б. Валлен-Деламотом) Исаакиевский собор (вариант) Большой дворец (Гатчина) Дворец Петра III (Ораниенбаум)
  ЖАН-БАТИСТ МИШЕЛЬ ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ (1729–1800)   Новая Голландия (завершение строительства) Малый Эрмитаж Костел св. Екатерины на Невском проспекте (совместно с А. Ринальди) Гостиный двор Академия художеств (совместно с А. Ф. Кокориновым) Дворец К. Г. Разумовского (совместно с А. Ф. Кокориновым)
АЛЕКСАНДР ФИЛИППОВИЧ КОКОРИНОВ (1726–1772)   Академия художеств (совместно с Ж. Б. Валлен-Деламотом) Дворец К. Г. Разумовского (совместно с Ж. Б. Валлен-Деламотом)

СТРОГИЙ КЛАССИЦИЗМ

ЮРИЙ МАТВЕЕВИЧ  ФЕЛЬТЕН (1730–1801) (во многом творчество относится к периоду раннего классицизма) Старый Эрмитаж Арочный переход в Эрмитажный театр Армянская церковь (Невский проспект, 40-42) Лютеранская церковь св. Екатерины (Большой проспект В.О., 1) Ограда Летнего сада Набережные Невы
ИВАН ЕГОРОВИЧ  СТАРОВ (1745–1808)   Таврический дворец Аничков дворец (перестройка) Свято-Троицкий собор в ансамбле Александро-Невской лавры Усадьбы Демидовых в Тайцах и Сиворицах
ДЖАКОМО КВАРЕНГИ (1744–1817)   Эрмитажный театр Академия наук Конногвардейский манеж Смольный институт Ассигнационный банк (Садовая ул., 21) Мальтийская капелла во дворе Воронцовского дворца (Садовая ул., 26) Екатерининский институт (наб. Фонтанки, 36) Колокольня Владимирской церкви (Колокольная ул.) Усадьба Безбородко (Свердловская наб., 40, совместно с Н. А. Львовым) Юсуповский дворец (Садовая ул., 50) Александровский дворец (Царское Село)
ЧАРЛЬЗ КАМЕРОН (1743–1812) Камеронова галерея (Царское Село) Агатовые комнаты (Царское Село) Холодные бани и Висячий сад (Царское Село) Павловский дворец Храм Дружбы (Павловск)  
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛЬВОВ (1751–1803) Невские ворота Петропавловской крепости Главный почтамт (Почтамтская ул., 9) Церковь св. Екатерины (Мурино)

РОМАНТИЧЕСКОЕ НАПРВЛЕНИЕ

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛЬВОВ (1751–1803) Троицкая церковь, «Кулич и Пасха» в селе Александровском (пр. Обуховской обороны, 235) Приоратский дворец (Гатчина)
  ВИНЧЕНЦО (ВИКЕНТИЙ ФРАНЦЕВИЧ) БРЕННА (1747 – 1818?) Михайловский замок (проект В. И. Баженова) Румянцевский обелиск – памятник П. А. Румянцеву (перенесен К. И. Росси) Гатчинский дворец (завершение строительства) Крепость Бип (Павловск) Павловский дворец (завершение строительства)  
ЮРИЙ МАТВЕЕВИЧ ФЕЛЬТЕН (1730– 1801) Чесменская церковь (ул. Ленсовета, 12) Чесменский дворец (ул. Гастелло, 15)

 

ВЫСОКИЙ КЛАССИЦИЗМ (АМПИР)

КАРЛ ИВАНОВИЧ РОССИ (177 –1849)   Здание Александринского театра                                                              Улица Зодчего Росси Михайловский дворец (Русский музей) Здание Сената и Синода Здание Главного штаба Ансамбль Елагинского дворца Михайловский театр (проект фасадов)
АНДРЕЙ НИКИФОРОВИЧ ВОРОНИХИН (175 –1814)     Казанский собор Горный институт (наб. Лейтенанта Шмидта, 45)
ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ СТАСОВ (1769–1848) Спасо-Преображенский собор (Преображенская площадь) Троицкий (Измайловский) собор (Измайловский пр.) Московские ворота Нарвские ворота Павловские казармы на Марсовом поле Новый Эрмитаж (руководство строительством)
АНДРЕЯН ДМИТРИЕВИЧ ЗАХАРОВ (1761–1811)   Адмиралтейство  
ЖАН ФРАНСУА ТОМА ДЕ ТОМОН  (176 –1813) Биржа Ростральные колонны фонтан около Казанского собора Дом А. Г. Лаваля (Английская набережная, 4) Мавзолей Павла I (Павловск)
Поль (Павел Петрович) Жако (1798 – 1860)   Здание Дворянского собрания (Большой зал Филармонии)  
Джованни Лукини (1784 –1853) Здание Таможни Здания пакгаузов Фондовой биржи  
Франц Карл Лео фон Кленце (1784 –1864) Новый Эрмитаж (проект) (фигуры атлантов выполнены скульптором А. И. Теребеневым)
ОГЮСТ МОНФЕРРАН  (1786–1858)   Особняк князя Лобанова-Ростовского (Адмиралтейский пр., 12) Александровская колонна Исаакиевский собор

 

ЭКЛЕКТИКА

 

ОГЮСТ МОНФЕРРАН (1786–1858) Дом П. Н. Демидова (Большая Морская ул., 43) Памятник Николаю I (скульптор П. К. Клодт)  
АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ ШТАКЕНШНЕЙДЕР (1802–1865) Ново-Михайловский дворец (Дворцовая наб., 18) Николаевский дворец (площадь Труда) Мариинский дворец Дворец Белосельских-Белозерских (Невский пр., 41) Царицын и Ольгин павильоны (Петергоф) Бельведер (Петергоф)  
КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ ТОН (1794–1881) Пристань у Академии художеств Здание Николаевского (Московского) вокзала Москва: храм Христа Спасителя            Большой кремлевский дворец            Оружейная палата  
АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ БРЮЛЛОВ (1798–1877)   Здание Михайловского театра (перестроен А. К. Кавосом) Лютеранская церковь св. Петра (Невский пр., 22 24) Здание Гвардейского корпуса (Дворцовая пл.) Служебный корпус Мраморного дворца Церковь св. Петра и Павла (Шуваловский парк) Пулковская обсерватория Костел мавзолей в усадьбе Дружноселье
АДАМ АДАМОВИЧ МЕНЕЛАС (1753–1831)   Дворец Коттедж (Петергоф) Шапель (Царское Село) Готическая капелла (Петергоф, при участии И. И. Шарлеманя)
Николай Леонтьевич Бенуа (1813–1898)   Петергоф: вокзал, госпиталь, конюшни, фрейлинские корпуса
Иосиф Иванович Шарлемань (1782–1861)   Готическая капелла (Петергоф, при участии А. А. Менеласа)
Максимилиан Егорович Месмахер (1842–1906) Здание Центрального училища технического рисования и музей А. Л. Штиглица (Соляной переулок, 13)
Василий Антонович Косяков (1862–1921) Морской собор (Кронштадт, при участии Вл. А.. и Г.А. Косяковых)  
Альфред Александрович Парланд (1842–1920) Храм Воскресения Христова, «Спас-на-Крови» (первоначальный проект совместно с архимандритом Игнатием (И. В. Малышевым))
Альберт Катаринович Кавос (1800–1863) Здание Михайловского театра (перестройка) Здание Большого (Мариинского) театра  

 

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕРНА

ГАВРИИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ БАРАНОВСКИЙ (1860–1920) Торговый дом товарищества «Братья Елисеевы» (Невский пр., 56) Здание Русского географического общества (пер. Гривцова, 10)  Буддийский храм (Приморский пр., 91)    
Николай Васильевич Васильев (1875–1948?) Мечеть (при участии С. С. Кричинского и А. И. фон Гогена)
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ФОН ГОГЕН (1856–1914) Особняк М. Ф. Кшесинской (ул. Куйбышева, 2) Памятник подвигу миноносца «Стерегущий» (скульптор К. В. Изенберг) Соборная мечеть (при участии Н. В. Васильева и С. С. Кричинского)
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ЛИДВАЛЬ (1870–1945) Доходный дом И. Б. Лидваль (Каменноостровский пр., 1 3) Дом Э. Л. Нобеля (Лесной пр., 20) Дом М. П. Толстого (наб. Фонтанки, 52-54) Здание гостиницы «Астория» Здание гостиницы «Европейская» Здание Азовско-Донского банка (ул. Большая Морская, 3 5)  
РОБЕРТ ФРИДРИХ (Роман Федорович)  МЕЛЬЦЕР (1860–1943) Особняк Р. Ф. Мельцера (Каменный остров, Полевая аллея, 8) Здание Ортопедического института (Александровский парк, 5, панно «Богоматерь с младенцем» выполнено художником К. С. Петровым-Водкиным)
АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ БУБЫРЬ (1876–1919) Дом архитектора Бубыря (Стремянная, 11)
Павел Юльевич Сюзор  (1844–1919) Здание акционерного общества «Зингер и К°» (Невский пр., 28) Здание Общества взаимного кредита (наб. канала Грибоедова, 13)

 

Примечания.

В таблице имена некоторых архитекторов повторяются дважды. Это определяется тем, что их творчество невозможно определить одним архитектурным стилем. Надо помнить, что не всегда четко можно классифицировать стиль постройки. Некоторые здания, выполненные на рубеже эпох, имеют черты различных архитектурных стилей, поэтому приведенное подразделение архитектурных памятников в достаточной степени условно. Прописными буквами обозначены имена архитекторов, чей вклад в формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга наиболее значим.

 

Приложение 2. Список архитектурных памятников, включенных в зачет

1. Адмиралтейство 2. Академия наук 3. Академия художеств 4. Александринский театр 5. Александровская колонна 6. Андреевский собор 7. Аничков дворец 8. Арка Новой Голландии 9. Армянская церковь 10. Ассигнационный банк 11. Биржа   12. Благовещенская церковь Александро-Невской лавры 13. Большой Петергофский дворец 14. Ботный домик 15. Буддийский храм 16. Владимирская церковь 17. Воронцовский дворец 18. Гатчинский дворец 19. Главный штаб 20. Горный институт 21. Гостиный двор 22. Готическая капелла в Петергофе 23. Дворец А. Д. Меншикова в Ораниенбауме 24. Дворец Белосельских-Белозерских 25. Дворец в Павловске 26. Дворец К. Г. Разумовского 27. Дворец Коттедж в Петергофе 28. Дворец Марли в Петергофе 29. Дворец Монплезир в Петергофе 30. Дворец Петра II (палаты Соловьева) 31. Дворец Петра III в Ораниенбауме 32. Дом акционерного общества «Зингер и К°» 33. Дом И. Б. Лидваль 34. Дом П. Н. Демидова                35. Екатерининский дворец 36. Елагин дворец 37. Здание Двенадцати коллегий 38. Здание Гвардейского корпуса 39. Здания Сената и Синода 40. Зимний дворец 41. Исаакиевский собор 42. Казанский собор 43. Казармы Павловского полка 44. Катальная горка в Ораниенбауме 45. Кикины палаты  46. Китайский дворец в Ораниенбауме 47. Князь-Владимирский собор 48. Конногвардейский манеж 49. Костел св. Екатерины 50. Крепость Бип в Павловске 51. Кунсткамера   52. Летний дворец 53. Лютеранская церковь (костел) св. Петра 54. Малый Эрмитаж 55. Мариинский дворец 56. Мариинский театр 57. Меншиковский дворец 58. Мечеть 59. Михайловский (Малый оперный) театр 60. Михайловский дворец (Русский музей) 61. Михайловский замок 62. Морской собор в Кронштадте 63. Московские ворота 64. Мраморный дворец 65. Нарвские ворота 66. Невские ворота Петропавловской крепости 67. Николаевский (Московский) вокзал 68. Николаевский дворец 69. Никольский морской собор 70. Новый Эрмитаж 71. Ортопедический институт 72. Особняк князя Лобанова-Ростовского 73. Особняк М. Ф. Кшесинской 74. Пакгаузы Фондовой биржи 75. Пантелеймоновская церковь 76. Петровские ворота  77. Петропавловский собор 78. Приоратский дворец в Гатчине 79. Публичная библиотека 80. Решетка Летнего сада 81. Ростральные колонны 82. Сампсониевский собор 83. Свято-Троицкий собор в ансамбле Александро-Невской лавры 84. Смольный институт 85. Смольный собор 86. Спасо-Преображенский собор 87. Строгановский дворец 88. Таврический дворец 89. Таможня 90. Троицкая церковь в селе Александровском («Кулич и Пасха») 91. Троицкий (Измайловский) собор 92. Храм Воскресения Христова («Храм на крови») 93. Храм Дружбы в Павловске 94. Церковь Симеона и Анны 95. Чесменская церковь 96. Чесменский дворец 97. Шапель в Царском Селе 98. Шереметьевский дворец 99. Шуваловский дворец 100. Эрмитажный театр  

Приложение 3. Краткий словарь архитектурных терминов

Антаблемент – верхняя, горизонтальная, поддерживаемая колоннами часть архитектурного ордера, состоящая из архитрава, фриза и карниза.

 

Анфилада – ряд примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены по одной оси, что создает сквозную перспективу интерьеров (например, во дворцах барокко и классицизма)

Апсида – выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом; в христианских храмах апсида – алтарный выступ.

 

Аркада – ряд арочных проемов, опирающихся на колонны или пилоны.

 

Арматура – декоративное украшение, скомпонованное из изображений воинских доспехов.

 

Архитрав – горизонтальная балка, опирающаяся непосредственно на колонны; нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента.

 

Аттик – стенка над венчающим архитектурное сооружение карнизом; часто украшена рельефом или скульптурой.

 

База – подножие колонны, пилястры, пилона.

Балюстрада – сквозное ограждение балконов, террас, галерей, лестниц, крыш в виде перил с невысокими фигурными стойками – балясинами.

 

Балясина – см. балюстрада.

 

Барабан – венчающая часть здания цилиндрической или многогранной формы, несущая купол. Может иметь оконные проемы.

 

Барельеф – тип скульптурного декора, выпуклая часть которого выступает над плоскостью фона менее чем на половину своего объема.

 

Бельведер – надстройка над домом в виде башенки, часто под куполом. Садовый павильон на возвышенном месте.

 

Брандмауэр – огнестойкая, преимущественно глухая капитальная стена, проходящая через все элементы сооружения.

 

Боскеты – группы густо посаженных деревьев или кустов, образующих благодаря декоративной стрижке сплошные зеленые стены; часто употреблялись в регулярных садах середины XVIII в.                                                       

 

Волюта – декоративная деталь в виде спирального завитка.

 

Герма – подпора, стойка, завершенная мужским бюстом.

Горельеф – тип скульптурного декора, выпуклая часть которого выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

 

Замковый камень – верхний, обычно клиновидный камень, завершающий свод или дугу арки.

 

Каннелюры – вертикальные желобки на стволах колонн, пилонов или пилястр.

 

Капитель – верхняя, завершающая часть колонны пилона или пилястры.

 

Кариатиды – вертикальные опоры в виде женских фигур, поддерживающих перекрытие, балкон и т.п.

 

Карниз – верхняя часть антаблемента, венчающая здание или часть его – этаж.

 

Картуш – украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором помещены герб, эмблема, надпись.

 

Колонна – архитектурно обработанная вертикальная опора, круглая в сечении, состоит из ствола, базы и капители.  

 

Курдонер – парадный двор перед зданием, ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями с крытыми переходами; от улицы отделяется сквозной оградой с воротами.

 

Лопатка – плоский вертикальный выступ на стене здания, не имеющий базы и капители.

 

Люкарна оконный проем круглой или многоугольной формы в чердачном помещении или купольной перекрытии, часто имеет декоративное значение.

Маскарон – маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного.

                                                           

Наличник – обрамление дверного или оконного проема.

Ниша – углубление в толще стены.

Пандус – слегка наклоненная плоскость, заменяющая лестницу.

 

Парапет – невысокая стенка, ограждающая балкон, мост, набережную, кровлю здания и т.д.

 

Пилоны – массивные, чаще прямоугольные в плане столбы, поддерживающие перекрытия арки или оформляющие въезд.

 

Пилястра – плоский, прямоугольный в плане, вертикальный выступ стены, имеющий, подобно колонне, базу, ствол и капитель; служит для членения плоскости стены.

                                                              

Плафон – перекрытие, украшенное живописным или скульптурным (лепным) изображением.

 

Портал – архитектурно выделенный на фасаде вход в здание.

 

Портик – колоннада перед входом в здание (или отдельно стоящее сооружение в виде галереи с одной стеной), несущая перекрытие и завершенная фронтоном или аттиком.

 

Пропилеи – монументальные ворота; торжественно оформленный вход в город или архитектурный ансамбль.

 

Раскреповка – небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента; часто встречается в сооружениях стиля барокко.

                                                   

Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада.

                                               

Ротонда – круглое в плане здание, чаще всего перекрытое куполом.

 

Рустовка – рельефная кладка или облицовка здания камнями (рустами, у которых лицевая грань выступает из поля стены)

 

Сандрик – небольшой карниз, расположенный над проемом окна или на фасаде здания; может быть прямоугольным, треугольным, лучковым.

 

Тимпан – внутреннее поле фронтона.

 

Триглиф – элемент дорического фриза в виде прямоугольной плиты с тремя бороздками.

 

Фасад – наружная, лицевая часть здания; различают фасады: главный, боковой, задний; уличный, дворовый, садовый.

 

Филенка – часть поверхности стены, ограниченная декоративной рамкой.

 

Флигель – боковая пристройка основного здания или отдельная постройка, входящая в состав усадьбы.

                                                           

Фриз – средняя часть антаблемента, а также орнаментальная скульптурная или живописная полоса, окаймляющая верх стены.

 

Фронтон – завершение фасада или портика, обычно треугольное, образованное двумя скатами крыши и карнизом; фронтоны бывают также лучковые, ступенчатые, разорванные.

 

Эркер – часть внутреннего объема здания, вынесенная за пределы его наружных стен и выступающая на фасаде в виде закрытого балкона; обычно он не опускается до земли, охватывая один или несколько этажей.                                     

Цоколь – нижняя часть наружной стены здания или сооружения, лежащая непосредственно на фундаменте; цоколь слегка выступает наружу, для его облицовки применяют гранит, песчаник, известняк, керамику и т. д.

Приложение 5. Пример описания-рекламы экскурсионного объекта

Описание-реклама экскурсии в Эрмитаж для участников геологического конгресса

В рамках культурной программы Вы посетите Эрмитаж – музей, который является символом Петербурга. Пройдя сложный путь от закрытого собрания до одного из самых знаменитых музеев мира, он хранит в своих стенах свыше 2 млн 700 тыс. экспонатов. Датой основания музея принято считать 1764 г., когда в Петербург прибыла первая крупная коллекция картин, приобретенная Екатериной II у берлинского купца Гоцковского. В Эрмитаже – шесть отделов: первобытной культуры, культуры и искусства античного мира, культуры и искусства народов Востока, русской культуры, западноевропейского искусства и нумизматики. Предлагаемая Вашему вниманию экскурсия «Природный камень в интерьерах и коллекциях Эрмитажа» позволит Вам взглянуть на эрмитажное собрание с необычной стороны. 

   Посещение Георгиевского, или Большого Тронного, зала, сверкающего белизной мрамора, Малахитового зала, согретого теплом уральского камня, поможет понять, насколько значим природный камень в оформлении интерьеров Зимнего дворца. Площадь Георгиевского зала составляет 800 м², однако фактура каррарского мрамора, из которого выполнены колонны, облицовка стен и барельефы, украшающие зал, делает его не холодно парадным, но возвышенно торжественным. Малахитовый зал, законченный А. П. Брюлловым в 1839 г., – это единственный сохранившийся образец оформления малахитом жилого интерьера. Колонны, камины, торшеры, ваза – все, что украшает этот зал, выполнено из малахита в технике «русской мозаики», свыше 2 т камня пошло на его отделку. Ваза, рисунок которой напоминает «мятый бархат», – одна из самых ранних монументально-декоративных ваз в коллекции музея.

   Среди экспонатов Эрмитажа достойное место занимают уникальные камины, в отделке которых использованы мраморы, ленточные яшмы, лазурит; а также столешницы, подробное изучение причудливых инкрустаций которых подобно осмотру коллекции природного цветного камня в музее Горного института. Поразит Вас и уникальное собрание мраморной скульптуры, среди которой Вы увидите творения величайших скульпторов («Амур и Психея» А. Кановы, «Вечная весна» О. Родена, «Зима» Э.-М. Фальконе, «Вольтер» Ж.-А. Гудона).

   Особое место занимает осмотр коллекции резных античных камней. Каждая из древних гемм – маленький шедевр, будь то летящая цапля на голубоватом халцедоне или бег свободных коней на пестрой яшме (2-я половина V в. до н.э.). Вы увидите камею Гонзага – одну из самых крупных камей в мире, выполненную на трехслойном сардониксе в Александрии в III в. до н.э.

   И, конечно же, Вы познакомитесь с коллекцией русских художественных изделий из камня, которую можно причислить к важнейшим сокровищам музея. Разноцветные яшмы многих десятков оттенков, родонит, разных цветов порфиры, малахит, лазурит, многие виды мрамора и кварца оживают под резцом искусных мастеров, превращаясь в сотни прекрасных ваз и чаш, светильников, ларцов, настольных украшений. Вы увидите гигантскую вазу из серо-зеленой ревневской яшмы, сделанную по рисунку архитектора А. Мельникова. Высота этой колоссальной монолитной вазы – 2,5 м, размер ее овальной чаши – 5x3,25 м, вес – 19 т.

 

Приложение 6.

Научная, научно-популярная, учебно-методическая и художественная литература, рекомендуемая для самостоятельных занятий

Основная:

1. Авсеенко В. Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. 1703–1903. СПб., 1993.

2. Анциферов Н. П. Непостижимый город. Л., 1991.

3. Ахматова А. А. Поэма без героя (любое издание).

4. Белый А. Петербург (любое издание).

5. Даринский А. В. Невский край. СПб., 2000.

6. Даринский А. В., Старцев В. И. История Санкт-Петербурга XVIII–XIX вв. СПб., 2000.

7. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век / Под ред. Ю. В. Артемьевой, С. А. Прохватиловой. СПб., 1997.  

8. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – начало XX века / Сост. В.Г. Исаченко. СПб., 1998.

9. Игнатова Е. Записки о Петербурге. СПб., 2003.

10. Кирцидели Ю. И., Левина Н. Р. Мой город – Санкт-Петербург. М., 1994.

11. Мавродин В. В. Основание Петербурга. Л., 1983.

12. Платунов А. М. Так строился Петербург. СПб., 1997.

13. Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990.

14. Санкт-Петербург. 1703-1917 / Под ред. А. В. Даринского. СПб., 2000.

 

Дополнительная:

1. Алешковский М. Х. Каменные стражи. Путеводитель по древним крепостям. Л., 1971.

2. Анциферов Н. П. Город как объект экскурсионного изучения // Краеведение. 1926. № 2. С. 167– 181.

3. Вайль П. Гений места. М., 2001.

4. Георги И. Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного, с планом. СПб., 1996.

5. Гоголицын Ю. М., Гоголицина Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987.

6. Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: Историко-архитектурный путеводитель. СПб., 2001.

7. Гревс И. М. Монументальный город и историческая экскурсия // Экскурсионное дело. 1921, №1.

8. Ефремов Ю. К. Природа моей страны. М., 1985.

9. Засосов Д. А., Пызин В.И. «Из жизни Петербурга 1890–1910-х годов». Л., 1991.

10. Исаченко В. Г. Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель. СПб., 2002.

11. Исаченко В. Г. Монументальная и декоративная скульптура Санкт-Петербурга. Справочник. СПб., 2005.

12. Исаченко В. Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. СПб., 2004.

13. Исаченко Г.А. «Окно в Европу». История и ландшафты. СПб., 1998.

14. Каганов Г. З. Санкт-Петербург: образы пространства. СПб., 2004.

15. Красная книга природы Ленинградской области: В 3 т. / Отв. ред. Г. А. Носков, М. С. Боч. СПб., 1999. Т.1

16. Красная книга природы Санкт-Петербурга / Отв. ред. Г. А. Носков. СПб., 2004.

17. Лебедев Г. С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977.

18. Муравьева И. А. Век модерна. СПб., 2001.

19. Муратов П. П. Образы Италии. В 3 т. М., 1993. Т. 1; 1994. Т. 2–3.

20. Памятники архитектуры Ленинграда / Петров А. Н., Борисова Е. А., Науменко А. П., Повелихина А. В. Л., 1976.

21.  Памятники архитектуры пригородов Ленинграда / Петров А. Н., Петрова Е. Н., Раскин А. Г., Архипов Н. И., Крашенинников А. Ф., Кремшевская Н.Д. Л., 1985.

22. Природа Ленинграда и окрестностей / Под ред. С. Я. Соколова Л., 1964.

23. Природа Ленинградской области и ее охрана / Под общ. ред. Э. О. Слепяна. Л., 1983.

24. Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга: Репринт. воспроизв. изд. 1889 г. СПб., 1994.

25. Пыляев М. И. Старый Петербург: Репринт. воспроизв. изд. А. С. Суворина 1889 г. СПб., 1990.

26. Туристский путеводитель по Ленинградской области / Биржаков М. Б., Кузнецов Ю. В., Панов Н. И. и др. М.; СПб., 2003.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: