Программа теоретической части курса

Лекционный курс «Основы экскурсоведения», рассчитан на студентов 2-го года обучения и предполагает 24 аудиторных часа. Теоретический материал разделен по темам, каждая лекция, как правило, посвящена одной – двум темам.

 

Тема 1. «История экскурсионного дела в Росси до 1917 г.» 2 ч.

История вопроса: истоки зарождения экскурсионного дела в России. (Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович де Мериево, В. Ф. Зуев, К. Д. Ушинский и др.). Организация различных обществ («Общество любителей естествознания», «Русское горное общество», «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор» и т.д.), их роль в развитии экскурсионной деятельности и организации путешествий. Участие в работе обществ знаменитых русских учёных. Периодические журналы, выпускаемые обществами. Расширение географии экскурсий. Открытие новых музеев, положивших начало музейному виду экскурсий. Экскурсии по святым местам (Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и т.д.). Развитие городских и естественноисторических экскурсии. Основание Русского Туринг-клуба и Российского общества туристов (РОТ), их деятельность. Создание Центральной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе, как головной организации для других российских округов; учреждение при ней музея и библиотеки, их роль в развитии экскурсионного дела. Выход первых теоретических работ русских педагогов и учёных по вопросам проведения экскурсий и экскурсионной методике: Б.Е. Райков, Г. Н. Боч «Школьные экскурсии, их значение и организация», И. М. Гревс «К теории и практике экскурсий, как орудия научного изучения истории в университетах». Статьи Н. Ф. Арепьева, И. М. Гревса, А. Я. Закса в периодических изданиях, их роль в дальнейшем развитии теории и практике экскурсионного дела.

 

Тема 2. «Становление экскурсионного дела в советский период» 2 ч.

Влияние культурной революции на экскурсионное дело. Пропаганда новых идеалов и помощь экскурсий в ликвидации неграмотности. Декрет «О мобилизации грамотных». Экскурсионный метод для просвещения народных масс. Общество «Долой неграмотность!» под председательством М. И. Калинина. Использование экскурсий. Создание учебных заведений для подготовки кадров экскурсионных работников: Центральный музейно-экскурсионный институт в Москве и Экскурсионный институт в Петрограде. Создание Опытно-показательной базы при Наркомпросе, руководившей экскурсионными учреждениями в регионах. Создание более 20 экскурсионных станций для проведения тематических экскурсий. 1-ая конференция в Петрограде (1921 г.), посвященная проблемам экскурсионного дела. 2-ая конференция в Петрограде (1923 г.), подводящая итоги и ставящая новые задачи. Новые методы проведения экскурсий. Введение в педагогических институтах лекционных курсов по экскурсионному делу. Книга В. А. Герда «Экскурсионное дело», где раскрывается понятие «экскурсия», даётся классификация экскурсий, раскрываются способы и методы их проведения. Мощное развитие краеведения и деятельность краеведческих организаций в 1920-30-е гг., их связь с работой экскурсионных организаций. Открытие экскурсионного справочного бюро при Центральном бюро краеведения (ЦБК). Издание журналов «Известия» и «Краеведение», где рассматривались проблемы связанные с развитием экскурсионного дела, сообщалось о новых экскурсионных маршрутах и т.д. Работа Б. Е. Райкова «Методика и техника экскурсий», где выдвигаются основные заповеди экскурсионного дела. Реорганизация в управлении экскурсионного дела: увеличение роли профсоюзных организаций, в ведение которых переходит организация всей экскурсионной и туристической деятельности. Рост темпов развития туризма и экскурсионного дела в послевоенный период. Расширение количества маршрутов, появление новых направлений и способов путешествий, развитие инфраструктуры. Появление новых направлений в 1970-е гг., их связь с вопросами охраны природы и окружающей среды. Олимпиада – 80 и появление новых экскурсионных маршрутов. Перестройка в организации экскурсионного дела в 1980-90-ые гг.

 

 

Тема 3. «Экскурсия, её признаки и задачи» 1 ч.

Экскурсия, как целенаправленный, заранее подготовленный процесс, основанный на слиянии зрительных, слуховых и других впечатлениях. Воздействие на экскурсантов, экскурсовод помогает им: увидеть, услышать, ощутить и сделать выводы. Задачи экскурсии: получение информации, расширение кругозора, научная пропаганда, формирование интересов, культурный досуг. Признаки экскурсии: протяжённость от академического часа до суток; наличие квалифицированного руководителя (экскурсовода); показ объектов на месте их расположения; наличие определённой темы экскурсии, последовательность показа объектов; активная деятельность участников: наблюдение, изучение, исследование.   

 

Тема 4. «Классификация экскурсий» 2 ч.

Признаки классификации экскурсий: по содержанию, по составу участников, по месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения. Специфические признаки каждой группы экскурсий. 

Классификация экскурсий по содержанию: обзорные (многоплановые) и тематические (посвящённые раскрытию одной темы). Тематические экскурсии: исторические, природоведческие, искусствоведческие, литературные и архитектурно-градостроительные. Классификация экскурсий по составу участников: взрослые экскурсанты – дети, местное население – приезжие, городское население – сельские жители, организованные группы – индивидуальные экскурсанты. Классификация экскурсий по месту проведения: городские, загородные, производственные и музейные. Классификация экскурсий по способу передвижения: пешеходные и с использованием транспортного средства. Классификация экскурсий по форме проведения: экскурсия-прогулка, экскурсия с использованием кинофильма, экскурсия-обсуждение, экскурсия-концерт, «экскурсионный спектакль» и экскурсия-массовка (корпоративный выезд по маршруту на нескольких автобусах).

 

Тема 5. «Показ и рассказ в экскурсии» 2ч.

Сочетание в экскурсии показа и рассказа, главенствующая роль показа. Изменение соотношения показа и рассказа в зависимости от числа экскурсионных объектов. Показ на экскурсии. Анализ объекта с помощью экскурсовода. Специфические признаки показа и рассказа на экскурсии. Особенности показа на экскурсии: активность участников, логическая последовательность (каждый объект – ступень в раскрытии темы), опережающая роль показа. Значение наглядности для формирования представлений об объекте на экскурсии. Средства наглядности: предметные (основные объекты показа) и вспомогательные средства («портфель экскурсовода»).

Рассказ на экскурсии – дополнительное средство для анализа зрительного материала. Специфические особенности рассказа: зависимость рассказа от скорости передвижения, вспомогательная и разъясняющая функция рассказа, использование в рассказе зрительных доказательств.

 

Тема 6. «Тема и название экскурсии. Этапы подготовки экскурсии» 2 ч.

Определение темы. Понятие «тема». Задача темы – акцентирование внимания на определённом круге объектов, последовательном и логичном изложении материала. Тема и подтемы экскурсии. Выбор темы. Сложность обзорных экскурсий (многоплановость, трудно удерживаться от более подробного освещения одних подтем, в ущерб другим). Задача названия экскурсии – активизация внимания и заинтересованность экскурсантов. Название экскурсии и её содержание.

Подготовка к экскурсии: подбор объектов, подбор и изучение материалов по теме, разработка маршрута, организационные вопросы.

Основные этапы подготовки экскурсии: 1) определение цели экскурсии; 2) выбор темы; 3) подбор литературы по теме экскурсии; 4) анализ других источников и материалов (архивных, литературных, статистических); 5) изучение экспозиций и фондов музеев по теме экскурсии; 6) отбор и изучение экскурсионных объектов; 7) разработка маршрута экскурсии; 8) обход или объезд маршрута; 9) подготовка контрольного текста экскурсии; 10) формирование «портфеля экскурсовода»; 11) продумывание методических приёмов проведения экскурсии и логических переходов от одной подтемы к другой; 13) составление текста экскурсии.

 

Тема 7. «Методика и техника проведения экскурсии» 4 ч.

Методические приёмы подачи материала. Общие методические приёмы (вне зависимости от темы и способов применения). Частные методические приёмы (в зависимости от вида экскурсии). Методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция. Употребление методов: аналогии, ассоциации по единству места или порядку времени. Заимствование педагогических методов: словесных, наглядных, практических. Методика показа и методика рассказа. Методические приёмы показа: предварительный осмотр, зрительный анализ, зрительная реконструкция, зрительный монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, приём «мемориальной доски». Методические приёмы рассказа: характеристика объекта, объяснение, приём репортажа, комментирование, цитирование, приём литературного монтажа, экскурсионная справка. Методический приём – движение относительно объекта. «Портфель экскурсовода».

Понятие «техника проведения экскурсии». Вопросы организации и требования, для чёткого, грамотного и безопасного проведения экскурсии.   

 

Тема 8. «Обзорные и тематические экскурсии» 1 ч.

Экскурсии подразделяются: обзорные (городские или загородные) и тематические. Обзорные экскурсии – общее представление о предмете экскурсии. Обзорные экскурсии: одноплановые («Санкт-Петербург литературный», «Животный мир Национального парка «Серенгети»), многоплановые («Санкт-Петербург – культурная столица России», «Старая Ладога – жемчужина Ленинградской области»).

Тематические экскурсии – экскурсии, посвящённые подробному раскрытию одной темы («Лицейские годы А. С. Пушкина», «Новгородский Кремль»). Место проведения: город, за городом, в музее, на производстве и т.д.

 

Тема 9. «Городские обзорные экскурсии» 1 ч.

Выбор темы обзорной городской экскурсии и характерные особенности развития города. Типы городов и специфика их экскурсионного показа: столицы, города-герои, промышленные центры, города-новостройки, города-порты, города-курорты, областные и районные центры, города-заповедники истории и архитектуры, города, связанные с жизнью и деятельностью исторических личностей. Ведущая подтема в экскурсии в зависимости от типа города. Начало и завершение экскурсии по городу. Национальное своеобразие города, особенности его быта. Трудности с выбором объектов на многоплановых обзорных экскурсиях. Объекты, связанные с темой, типичные объекты (главное – информационность), подлинные объекты. Посещение музея на обзорных экскурсиях для раскрытия одной из подтем экскурсии. Особенность обзорной экскурсии – большие логические переходы от одной подтемы к другой. Методические приёмы: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, сравнение, справка, цитирование, описание объекта. Дополнительно – приём «общего знакомого». 

 

Тема 10. «Тематические экскурсии. Исторические экскурсии» 1 ч.

Исторические экскурсии: историко-краеведческие, археологические, этнографические, военно-исторические. Объекты исторических экскурсий: памятники, памятные места и сооружения, связанные с историческими событиями, с деятельностью исторических личностей; места археологических раскопок; экспозиции исторических и краеведческих музеев. Документальный материал – основа исторической экскурсии для научности и достоверности раскрытия темы. Хронологический принцип подачи материала для последовательности и систематичности проведения экскурсии. Разноплановый анализ многоплановых т. е. имеющих историческое, или другое (архитектурное, военное, искусствоведческое и т. д.) значение экскурсионных объектов. Главное внимание – событие, связанное с данным объектом. Основные методические приёмы: реконструкция, локализация, описание, цитирование. Необходимость использования «портфеля экскурсовода». 

 

Тема 11. «Архитектурно-градостроительные экскурсии» 1 ч.

Архитектурно-градостроительные экскурсии: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определённого периода, экскурсии дающие представление о творчестве определённого архитектора, экскурсии, знакомящие с планировкой города, экскурсии по новостройкам. Объекты экскурсий: градостроительные объекты, архитектурные памятники, памятники монументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративная роспись, лепка, резьба, решётки и ограды. Подготовка к экскурсии: определение объектов, подбор литературных, изобразительных, вещественных источников. Литературные источники: документы по вопросам архитектуры и строительства, краеведческая литература, материалы по истории архитектуры, специальная литература (монографии, художественные и фотоальбомы), периодические издания, архивные документы. Изобразительные источники: планы, чертежи, эскизы проектов, литографии, фотографии, рисунки, репродукции, портреты. Вещественные источники: макеты зданий и сооружений, образцы строительного материала, строительные инструменты и механизмы. Необходимость в консультации специалистов (архитекторов или строителей), для помощи в выявлении особенностей объекта, объяснении их назначения, конструкции, идеи, художественного образа, наиболее удачных точек показа. Основные методические приёмы: предварительный осмотр объекта, исторический анализ, искусствоведческий анализ, локализации, реконструкции. Необходимо показать связь объекта с ландшафтом. 

 

Тема 12. «Литературные экскурсии» 1 ч.

Подразделение литературных экскурсий по месту проведения: городские, загородные и по литературным заповедникам. По содержанию: монографические или литературно-биографические, («А. Блок в Санкт-Петербурге», «Лицейские годы А. С. Пушкина»); историко-литературные, раскрывающие определённые периоды в развитии литературы («Поэты серебряного века в Санкт-Петербурге», «По литературным местам Гатчинского района»); литературно-художественные (поэтико-текстовые), знакомящие с местами, которые нашли своё отражение в том или ином литературном произведении, («По следам героев Ф. М. Достоевского», «Дом станционного смотрителя в Выре»). Подготовка к экскурсии: изучение текстового материала, подбор объектов и других источников. Литературные источники: общие, дающие полное представление о теме экскурсии и локальные, непосредственно связанные с жизнью, творчеством писателя или поэта, сюда же входят и сами литературные произведения. Важность локального материала, его связь со зрительным рядом. Соответствие основному требованию экскурсии – сочетание показа с рассказом. Объекты литературных экскурсий: памятники деятелям литературы, жилые и общественные здания, связанные с жизнью и творчеством писателя, улицы, площади, парки, мемориальные музеи и т.д. Основные методические приёмы: приём локализации событий, приём реконструкции, цитирования. Использование «портфеля экскурсовода», приём литературного монтажа.

 

Тема 13. «Музейные экскурсии» 1 ч.

Музейные экскурсии: обзорные и тематические. Проведение обзорных музейных экскурсий в крупных музеях (10 – 15 залов, в каждом 5 – 10 объектов). Тематические музейные экскурсии в небольших музеях. Проведение тематических экскурсий в крупных музеях (2 – 4 зала, в каждом 40 – 50 объектов). Объекты экскурсий: экспонаты музея. Логическая связь объектов обзорной музейной экскурсии. Особая требовательность к логическим переходам. Необходимость хронологических и тематических логических переходов на тематических музейных экскурсиях. Основные методические приёмы: описание, сравнение, реконструкция.

 

Тема 14. «Искусствоведческие экскурсии» 1 ч.

Связь искусствоведческих экскурсий с различными видами искусства (театральным, музыкальным, изобразительным и т.д.). Искусствоведческие экскурсии: театрально-музыкальные и экскурсии, знакомящие с произведениями искусства. Экскурсии обзорные («Санкт-Петербург» музыкальный»). Тематические: посвященные определённому деятелю искусства («Г. Уланова в Москве»), виду искусства в определённый период времени («Петербургские художники начала 20-го века»), деятельности конкретного театра («Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского»). Раскрытие творческой деятельности музыкального деятеля или театрального коллектива на театрально-музыкальных экскурсиях. Объекты: театры, консерватории, концертные залы, музеи-квартиры, усадьбы, жилые и общественные здания. Экскурсии, знакомящие с одним из видов искусства в историко-художественных музеях и картинных галереях. Объекты: произведения искусства; жилые здания и мастерские (как объекты экскурсий посвященных творчеству одного из деятелей искусства). Место проведения экскурсии: парки, мемориальные комплексы. Объекты: скульптуры и мемориалы. Экскурсии в музеях, мастерских. Объекты: произведения декоративно-прикладного искусства, в зданиях, где детали интерьера – объекты экскурсии.

Основные методические приёмы: художественный анализ, описание, реконструкция, локализация. Использование «портфеля экскурсовода».

 

Тема 15. «Природоведческие экскурсии» 1 ч.     

Природоведческие экскурсии: в городе, где объекты: парки, оранжереи, ботанические сады и т.д. и на загородных маршрутах. Природоведческие экскурсии: обзорные и тематические. Вопросы обзорных природоведческих экскурсий: географическое положение территории и её природные условия: геологическое строение, полезные ископаемые, рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир. Объекты: разнообразные объекты природы. Объединение подтем логическими переходами для отражения взаимосвязи объектов и явлений в природе. Обзорные природоведческие экскурсии по заповедникам. Тематические природоведческие экскурсии: ботанические, гидрологические, геологические и экскурсии по уникальным памятникам природы. Объекты ботанических экскурсий: наиболее типичные для данной местности растения, реликтовые и экзотические растения. Объекты зоогеографических экскурсий: животные. Вопросы, связанные с их численностью, видовым составом, условиями проживания, миграцией и охраной. Объекты гидрологических экскурсий: моря, реки, озёра, водопады и т.д. Вопросы значения водных и рыбных ресурсов, развития гидроэнергетики, охраны вод. Объекты геологических экскурсий: месторождения минералов и других природных ископаемых, естественные обнажения пород и т.д. Вопросы строения земли, богатства и охрана недр, значения и добычи полезных ископаемых, их свойства и применения. Объекты экскурсий по уникальным памятникам природы: природные образования, имеющие научное или эстетическое значение (памятники неживой природы – гейзеры, пещеры, ущелья и т.д.; живой природы – реликтовые растения и животные; природные комплексы). Выбор объектов для природоведческой экскурсии. Внимание научному значению и внешней привлекательности объектов. Удобство объекта для осмотра и изучения. Методические приёмы: описание, анализ, объяснение, характеристика объекта, сравнение, зрительная реконструкция, использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода».

 

Тема 16. «Географические экскурсии» 1ч.

Географические экскурсии как частный случай природоведческих экскурсий. Вопросы географических экскурсий: природные и культурно-экономические особенности территории. Классификация географических экскурсий: краеведческие и страноведческие. Страноведческие экскурсии: обзорные и тематические. Вопросы обзорных страноведческих экскурсий: история, природа, хозяйственная деятельность, быт людей отдельного региона, области, республики, страны. Объекты: природные и хозяйственные объекты, жилые и общественные здания, исторические памятники. Вопросы тематических страноведческих экскурсий: отдельные компоненты территории (локальная территория, её географическое положение, природа, исторические события). Краеведческие экскурсии. Локальный материал при подготовке краеведческой экскурсии – её важнейший признак. Краеведческий материал: топонимические сведения, карты местности, материалы из архивов и краеведческих музеев, статистические данные, краеведческая мемуарная и художественная литература, фото и кино материалы. Краеведческие экскурсии: обзорные и тематические. Комплексная характеристика края на обзорных краеведческих экскурсиях: природа края, история, население, культура, хозяйство. Вопросы тематических краеведческих экскурсий. Объекты краеведческой экскурсии: населённый пункт в целом, отдельные компоненты населённого пункта: район, улица, площадь, парк и т.д. Объекты экскурсии: природные объекты, жилые и общественные здания, сооружения, связанные с жизнью, историей и развитием культуры края. Основные методические приёмы: локализация событий, реконструкция, сравнение, использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», описание, объяснение, цитирование, встреча с местными жителями.

 

Литература по курсу:

1. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. Учебное пособие. Ч. 1-3. М., 1992.

2. Дьякова Р. А., Емельянов Б. В., Пасечный П. С. Основы экскурсоведения. М.,1991.

3. Гецевич Н. А. Основы экскурсоведения. Минск, 1988.

4. Омельченко Б. Ф. Экскурсионное общение. М., 1991.

5. Методические рекомендации по использованию элементов психологии в экскурсии. М., 1980.

 

2.2  Методика экскурсионной деятельности

Эффективность проведения экскурсии во многом зависит от методических приёмов применяемых на экскурсии. Использование методических приёмов необходимо для того, чтобы помочь экскурсантам усвоить содержание экскурсии. Применение тех или иных экскурсионных методов определяется целями и задачами, поставленными перед конкретной экскурсией. Выбор методических приёмов зависит от вида экскурсии, состава группы, способа передвижения.

Методические приёмы  делятся на два вида: общие и частные. К общим относятся те методы, которые применяются на любой экскурсии, независимо от её вида. Это такие приёмы как: анализ, синтез, дедукция, индукция, предварительный осмотр, сравнение и т. д. К частным относятся те методические приёмы, которые используются на экскурсиях определённого типа и помогают наиболее эффективно раскрыть тему экскурсии.

Анализ, как методический приём, предполагает собой мысленное расчленение объекта на составные части, для детального изучения отдельных признаков данного объекта.

Синтез  – предполагает мысленное соединение отдельных элементов объекта, для сведения в единое целое данных полученных в результате анализа.

Связь анализа и синтеза во время проведения экскурсии очевидна, их применение позволяет идти от конкретного к абстрактному и от сложного к простому. При этом анализ всегда предшествует синтезу, а синтез завершает анализ. Одним из общих методов научного анализа является аналогия. При помощи аналогии на экскурсии сравниваются сходные признаки объектов, что позволяет активизировать восприятие экскурсантов. Метод аналогии тесно связан с использованием различных ассоциаций. Чем больше ассоциаций вызывают новые объекты, тем лучше они понимаются и запоминаются. Бывают различные виды ассоциаций: по порядку времени (часто используются на исторических, искусствоведческих, литературных и др. экскурсиях, помогая усвоить ретроспективу событий); ассоциации по единству места (часто применяются на архитектурно-градостроительных, природоведческих, географических и др. экскурсиях, помогая активизировать зрительную память).

Методические приёмы индукции и дедукции взаимосвязаны и не используются отдельно друг от друга. Индукция – это способ рассуждения от частного к общему. Дедукция – это способ рассуждения от общего к частному.

Любая экскурсия является сочетанием показа и рассказа, где показу принадлежит ведущая роль (основное правило проведения экскурсии – «от показа к рассказу»). Соотношение показа и рассказа на экскурсии может варьироваться в зависимости от темы экскурсии, характера и количества объектов, вида экскурсии (автобусная, пешеходная и т. д.), состава участников. Особенностью рассказа на экскурсии является то, что его назначение – способствовать формированию зрительных образов. В связи с этим, основная задача методических приёмов рассказа – сделать рассказ зрительно воспринимаемыми. Все экскурсионные методические приёмы можно разделить на приёмы показа и приёмы рассказа.

К приёмам показа относятся

· приём предварительного осмотра, 

· прием зрительного анализа,

· прием зрительной реконструкции, 

· прием локализации событий,

· прием зрительного сравнения,

· приём «мемориальной доски».

Приём предварительного осмотра  объекта применяется на всех видах экскурсии и используется, после того как экскурсанты увидели объект. Экскурсовод должен назвать объект, дать рекомендацию на что обратить внимание и предоставить экскурсантам 1 - 2 минуты на самостоятельный осмотр объекта для составления о нём собственного суждения.

Приём зрительного анализа  имеет несколько видов: искусствоведческий (при показе объектов изобразительного искусства и архитектуры), исторический (показ объекта, где происходили исторические события), естественно – научный (показ объектов на природоведческой экскурсии). Главная задача анализа – выявить наиболее важные качества объекта.

Приём зрительной реконструкции  применяется тогда когда необходимо восстановить первоначальный облик объекта. Как правило, этот приём необходимо использовать на исторических, военно-исторических, архитектурно-градостроительных, городских обзорных, литературных, музейных, природоведческих экскурсиях. Приём зрительной реконструкции имеет несколько задач: 1 – помочь экскурсантам составить представление об объекте, который в настоящее время находится в виде отличном от первоначального; 2 – составить представление об изменениях, которые происходили с объектом (разрушение объекта и/или последующая реставрация); 3 – составить представление о событии, связанным с объектом; 4 – составить представление о планах изменения объекта. Для выполнения этих задач экскурсоводу помогает использование «портфеля экскурсовода».

Приём локализации событий  используется для конкретизации показа, то есть, этот приём необходим для того, чтобы связать событие с конкретным местом. Методический приём локализации используется на следующих экскурсиях: городских обзорных, исторических, архитектурно – градостроительных, литературных, природоведческих, географических. Задачи приёма локализации событий: 1 – показать, что данное событие произошло именно на этом месте; 2 – выделить событие из общего (исторического, эволюционного) процесса.

Приём зрительного сравнения  строится на сопоставлении различных объектов или их отдельных признаков. Применяется на городских обзорных, архитектурно – градостроительных природоведческих, географических экскурсиях. Задача приёма зрительного сравнения – помочь при помощи сопоставления лучше изучить и запомнить объект.

Приём «мемориальной доски» используется при показе объектов имеющих мемориальную доску или памятный знак. Применяется на исторических, архитектурно – градостроительных, литературных, искусствоведческих, природоведческих экскурсиях. Особенностью использования приёма является то, что если объект сохранился, сначала говорят о событии с ним связанном, а затем обращают внимание экскурсантов на мемориальную доску. Если объект не сохранён, то рассказ о событии начинается с мемориальной доски (памятного знака). 

К приёмам рассказа относятся:  

· экскурсионная справка,

· характеристика объекта,

· объяснение,

· комментирование,

· цитирование,

· репортаж,

· приём литературного монтажа,

· приём отступления от темы.

Приём экскурсионной справки используется на всех видах экскурсий и применяется при осмотре дополнительных объектов, когда не предусмотрена остановка у объекта или выход из автобуса. В экскурсионной справке сообщаются общие сведения об объекте: автор, дата возведения, назначение, размеры и т. д.

Характеристика объекта даёт более подробную информацию об объекте, чем экскурсионная справка и заключается в перечислении основных свойств и качеств объекта. Во время характеристики объекта, события, связанные с объектом только описываются. Приём используется во время краткой остановки у объекта, в течение 2 – 3 минут, если экскурсия автобусная, то без выхода из автобуса.

Приём объяснения является более детальным рассказом об объекте, чем характеристика объекта. Может использоваться практически на всех видах экскурсий, но чаще всего применяется на архитектурно – градостроительных, литературных, природоведческих экскурсиях. Приём объяснения используется не только для изложения события, связанного с объектом, но и даёт информацию, почему и как оно произошло.

Приём репортажа  заимствован из журналистики, где является оперативной подачей информации о событии её очевидцем. На экскурсии репортаж – это рассказ о событии, которое происходит перед глазами экскурсантов. Чаще всего используется в природоведческих и архитектурно – градостроительных экскурсиях.

Приём комментирования  также заимствован из журналистики, где используется в виде толкования события или рассуждения о происходящем событии. На экскурсии приём комментирования используют для разъяснения смысла происходящего события или объяснения замысла автора. Чаще всего приём комментирования используется на архитектурно – градостроительных и музейных экскурсиях.

Приём цитирования  – это дословное изложение отрывка из текста. Чаще всего используется на исторических и литературных экскурсиях. Задачи цитирования: подтвердить достоверность информации и вызвать в сознании экскурсантов зрительные образы.

Приём литературного монтажа  – это композиция из отрывков различных текстов (литературных произведений, воспоминаний, статей, документов и т.д.). Необходимо использовать такие отрывки, которые помогут экскурсантам зрительно представить событие. Приём можно использовать на всех видах экскурсий.

Приём отступления от темы  позволяет лучше объяснить или дать представление о событии. Когда экскурсовод делает отступление от темы, то он напоминает экскурсантам о каком-нибудь факте, так или иначе связанным с рассказом, приводит аналогию, подводит к основной мысли рассказа. Как правило, используется на исторических, литературных, искусствоведческих, музейных экскурсиях.

Во время проведения экскурсии, помимо выше изложенных методических приёмов, применяются дополнительные приёмы. К таким приёмам относится движение на экскурсии. Есть несколько видов движения на экскурсии.

· Движение по маршруту экскурсии от одного объекта к другому. В это время экскурсовод даёт экскурсионную справку или может ответить на вопросы.

· Движение относительно объекта. Этот вид движения позволяет осмотреть объект и применяется на обзорных городских, исторических, архитектурно-градостроительных, музейных, природоведческих, географических экскурсиях. 

· Движение, дающее представление о различных качествах объекта. Такой вид движения экскурсанты делают под руководством экскурсовода, для того, что бы составить представление о масштабе, материале, глубине и т. д. объекта. Часто применяется на архитектурно-градостроительных и природоведческих экскурсиях. Как правило, во время такого движения рассказ незначителен, преобладает показ и наблюдение объекта.

· К движению, как к методическому приёму, относится передвижение по пути героя (героев) одной из подтем литературно-художественной, исторической или военно-исторической экскурсии.

К методическим приёмам, применяемым на экскурсии, относится использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода». «Портфель экскурсовода» – это условное название папки, портфеля и т. д., где экскурсовод хранит наглядные пособия, которые он собирается использовать во время экскурсии. «Портфель экскурсовода» комплектуется по каждой теме отдельно и определяется её содержанием. Задачи «портфеля экскурсовода»: 1 – зрительно воспроизвести объект или историческое событие; 2 – показать, как изменялся, строился или перестраивался объект; 3 – воспроизвести объект в первоначальном виде.

«Портфель экскурсовода» может использоваться практически на любом виде экскурсии, кроме музейных. В зависимости от вида экскурсии в «портфель экскурсовода» могут входить различные репродукции, фотографии, карты, схемы, гербарии, образцы материалов, копии документов и т. д. Экскурсовод должен чётко себе представлять где, когда и как он будет использовать материалы из «портфеля экскурсовода» и какие пояснения при этом давать экскурсантам.

К дополнительным методическим приёмам относится использование аудио, видео или кинозаписей. Этот приём часто используют на литературных, искусствоведческих, военно-исторических и природоведческих экскурсиях. Прослушивание или просмотр отрывков различных записей служит более глубокому раскрытию одной из подтем экскурсии и не должно быть слишком длительным, чтобы не отвлекать экскурсантов от основной темы экскурсии.

Как методический приём на экскурсии можно использовать встречу с участником события. Этот приём применяется на военно-исторических, архитектурно – градостроительных экскурсиях. На выступлении участника события раскрывается одна из подтем экскурсии. Экскурсовод заранее оговаривает содержание и длительность выступления, помогает с подбором материала.

Другой методический приём, используемый на экскурсии – это исследование. С помощью этого приёма экскурсанты исследуют глубину объекта, его вес, свойства материала и т. д. Часто применяется на природоведческих экскурсиях и на экскурсиях для детской аудитории.    

    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: