Методические рекомендации для прохождения маршрута

Основная задача второго этапа экскурсионного практикума – получение практических навыков работы на маршруте и проведения автобусной экскурсии.

Методические рекомендации для организации работы на маршруте:

· Прежде чем начать свою часть экскурсионного маршрута, следует представиться группе.

· Экскурсовод постоянно должен пользоваться картой, заранее предупреждая водителя о маршруте: поворотах, остановках и т. д.

· В любой экскурсии показ занимает наиглавнейшее место, в то время как рассказ лишь помогает группе подробно рассмотреть объект. Автобусная обзорная экскурсия требует специфических приемов при показе объектов.

o Проще всего показать экскурсантам те достопримечательности, для знакомства с которыми запланированы остановки с выходом группы из автобуса. Приемы проведения экскурсии в этом случае повторяют те, которые уже применялись при проведении мини-экскурсий в рамках практикумов в курсе «Краеведение» (см. методические рекомендации к практикуму 3, гл. 1, п. 1.2). Не следует забывать, что разумное использование архитектурных терминов при работе с данной группой украшает речь экскурсовода, причем приветствуется расширение их списка.

o Однако с целым рядом объектов приходится знакомиться в автобусе – либо во время небольших остановок, либо по ходу его движения, и в этом случае методика проведения экскурсии несколько меняется. Необходимо предварительно подготовить экскурсантов к встрече с объектом показа. Для того чтобы группа не пропустила объект, надо заранее предупредить о том, что и где предстоит увидеть. Рассказ разделяется на две части: до встречи с объектом и после. В то время когда группа будет рассматривать объект, не имеет смысла отвлекать ее рассказом. До встречи с объектом следует описать то, что предстоит увидеть, и только потом дать дополнительную информацию, помогающую лучше его воспринять. После того как группа познакомилась с объектом, можно добавить более подробные сведения о нем.

· Владение текстом должно быть безупречным, при необходимости экскурсовод по ходу экскурсии должен уметь его сократить или частично изменить, перестроив его структуру. Во время маршрута может быть получена новая информация, которую нужно легко встроить в текст экскурсии.

· Дорожные паузы заполняются информацией о регионе или подготовкой к встрече с новым объектом.

· По ходу следования автобуса экскурсовод называет все встречающиеся объекты (селения, реки, озера и т. п.). Нет необходимости давать большой объем информации о них, иногда достаточно только привести их названия.

· Географическая информация должна обязательно присутствовать в экскурсии.

· Автобусная экскурсия, проводимая по незнакомому маршруту, полна неожиданностей, к которым надо быть готовым. По ходу маршрута могут возникнуть незнакомые объекты (новые постройки, эффектные видовые точки, не запланированные заранее), экскурсовод должен уметь найти выход из подобной ситуации и обратить внимание на интересную достопримечательность даже в том случае, если он не готов к встрече с ней. В любом случае сначала надо направить внимание туристов на объект («Посмотрите в правые окна автобуса…») и только потом комментировать увиденное.

· Помните, что группе нужен отдых, люди не могут с неослабевающим вниманием слушать экскурсовода несколько часов подряд, поэтому необходимы и дорожные паузы. Экскурсантов лучше предупреждать о том, насколько затянется пауза («Сейчас у вас есть 20 минут, а затем мы продолжим экскурсию»), чтобы затем было легче привлечь внимание к дальнейшему рассказу.

· Если во время экскурсии что-то происходит не так, как Вы запланировали (закрыт музей, не удалось попасть в храм, объект находится на реставрации, плохая дорога не позволяет подъехать к объекту), не следует выражать сожаление по этому поводу. Туристы должны думать, что именно так и было задумано (например, посещение музея не входило в программу, осмотр храма не планировался и т. д.). В противном случае они почувствуют себя обделенными, особенно, если экскурсовод неоднократно выражает сожаление о невозможности посетить различные экскурсионные объекты.

· При завершении своей части экскурсионной программы целесообразно поблагодарить туристов за внимание и передать слово другому экскурсоводу.

По ходу экскурсии все студенты отслеживают прохождение маршрута по карте и ведут полевые дневники, фиксируя в них те сведения, которые необходимы для составления путеводителя по маршруту и которые было трудно собрать во время предварительной подготовки: время работы и цены билетов в музеях, условия посещения храмов и монастырей и т. д. Также оцениваются разумность выбора того или иного объекта, целесообразность остановок, фиксируются объекты, пропущенные экскурсоводом, если таковые имели место.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: