В двух пробирках получить роданид железа (III). Для этого в каждую из пробирок налить по 10 капель раствора роданида аммония и по 1 капле хлорида железа (III).
В одну из пробирок внести 1 каплю раствора сульфата меди. Затем в обе пробирки одновременно добавить по 10 капель тиосульфата натрия (предварительно приготовленного в двух других пробирках). Наблюдать различную скорость обесцвечивания раствора.
Задания:
1. Составить уравнение обменной реакции между роданидом калия и хлоридом железа (3)
___________________________________________________________________________
2.Записать уравнение реакции восстановления роданида железа (3) тиосульфатом натрия.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Сделать вывод о влиянии катализатора на скорость реакции.
Вывод ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАСТВОРЫ. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ. ГИДРОЛИЗ.
Лабораторная работа № 2.
Тема «Определить среду водных растворов электролитов. Выполнить реакции ионного обмена между водными растворами электролитов».
|
|
Цель работы: определить среду водных растворов электролитов. Выполнить реакции ионного обмена между водными растворами электролитов.
Оборудование: штативы с пробирками, водяная баня.
Реактивы: дистиллированная вода, растворы - соляной кислоты, карбонат натрия, ацетата аммония, хлорида натрия, сульфата меди (II), гидроксида натрия (едкого натра), хлорида кальция, сульфата алюминия, хлорида бария, серной кислоты, хлорида аммония.
Индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин, лакмусовая бумага,
Ход работы.
Опыт № 1. Испытание различных сред индикаторами (окраска индикаторов в различных средах).
а) В три пробирки налейте по 2 мл дистиллированной воды и прибавьте в каждую по несколько капель раствора одного из индикаторов: лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина. Каков их цвет в водной среде? Каков рН дистиллированной воды?
б) В три пробирки налейте по 2 мл разбавленной соляной кислоты и в каждую добавьте по несколько капель одного из индикаторов: лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина. Каков их цвет в кислой среде? Каков рН кислого раствора?
в) То же проделайте с раствором едкого натра. Какой цвет имеют индикаторы в щелочной среде? Каков рН щелочного раствора? Результаты опыта занесите в таблицу.
Среда | рН | Цвет индикатора. | ||
лакмус | метиловый оранжевый | фенолфталеин | ||
нейтральная | ||||
кислая | ||||
щелочная |
|
|
Опыт 2. Реакция среды водных растворов солей.
а) Налейте в пробирку 2 мл раствора карбоната натрия и добавьте 4-5 капель индикатора фенолфталеина. Фенолфталеин в растворе карбоната натрия окрашивается в ____________________ цвет.
Напишите уравнения гидролиза соли в молекулярном и ионном виде.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) К 4 мл раствора сульфата алюминия прибавьте 5 капель метилоранжа. Перемешайте содержимое пробирки, взбалтывая раствор. Метилоранж в водном растворе сульфата алюминия окрашивается в ____________________ цвет.
Напишите уравнения гидролиза соли в молекулярном и ионном виде.
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) К раствору ацетата аммония прибавьте 10 капель раствора лакмуса. Взболтайте раствор. Лакмус в водном растворе ацетата аммония окрашивается в ______________ цвет.
Напишите уравнения гидролиза соли в молекулярном и ионном виде.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) В пробирку с 2 мл раствора хлорида натрия добавьте 10 капель раствора лакмуса. Лакмус в водном растворе окрашивается в ______________ цвет.
Заполните таблицу.
Формула соли | рН | Среда раствора | ||
нейтральная | кислая | щелочная | ||
Опыт 3. Реакции, идущие с образованием малорастворимого вещества.
Возьмите три пробирки. В первую налейте 2 мл раствора сульфата меди (II) и добавьте столько же раствора гидроксида натрия, во вторую – 2 мл раствора хлорида кальция и 2 мл раствора карбоната натрия, в третью налейте 2 мл раствора сульфата алюминия и немного раствора хлорида бария. Напишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 4. Реакция, протекающая с выделением газа.
В пробирку налейте 2 мл раствор карбоната натрия и прибавьте 2 мл раствора серной кислоты. Подержите над отверстием влажную синюю лакмусовую бумагу. Как изменится ее цвет? Почему? Ответ объясните, написав уравнение реакции в молекулярном и ионом виде.
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 5. Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующего вещества.
а) Реакция нейтрализации.
В пробирку налейте 4 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 3 капли фенолфталеина. Фенолфталеин приобретает ____________________________ цвет. Затем прилейте пипеткой по каплям раствор серной кислоты, все время, перемешивая содержимое пробирки, до обесцвечивания раствора. Раствор обесцветился потому что _____________________________________________________________________________. Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций.
|
|
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Реакции, идущие с образованием слабых оснований или слабых кислот.
В пробирку налейте 5 мл раствора хлорида аммония и прибавьте 4 мл раствора гидроксида натрия. Раствор слегка нагрейте и поднесите к отверстию пробирки влажную красную лакмусовую бумагу. Что наблюдаете?
_____________________________________________________________________________
Напишите уравнения реакций в молекулярном и в ионном виде.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗВА.
Разделение катионов на группы по кислотно-щелочной классификации.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
K+ Na+ NH4+ | Ag+ Pb 2+ Hg2+2 | Ba2+ Sr2+ Ca2+ (Pb2+) | Al3+ Cr3+ Zn2+ Sn2+ Sn4+ As5+ As3+(Sb3+) | Mg2+ Mn2+ Fe2+ Fe3+ Bi3+ Sb3+ Sb5+ | Сu2+ Hg2+ Cd2+ Co2+ Ni2+ |
Групповой реагент | |||||
--- | 2 н. раствор НС1 | 2 н. раствор Н2SО4 | Изб. 4 н. раствора NаОН | Изб. 25 процентного раствора NН4ОН | |
Р-р | Осадок | Осадок | Раствор | Осадок | Раствор |
К+ | АgС1 | ВаSО4 | А1О2-СгО2- | Гидроксиды | |
Nа+ | РbС12 | SrSO4 | ZnО22-SnО32- | Me(ОН)n | Аммиакаты |
NН4+ | Нg2С12 | СаSО4 | АsО33- | НSbО2 | [Ме(NН3)n]2+ |
(РbSО4) | (SbО33-) | НSbO3 |
Разделение анионов.
1 | SО42-, SО32-, СО32- РО43-, SiО32- | Групповой реагент | ВаС12 при рН=7, рН>7 |
2 | С1-, Вг-, I-, S2- | AgNО3 в присутствии HNО3 |
Лабораторная работа №3.