На ПЭВМ
Объем земляных работ может быть рассчитан с использованием пакета прикладных программ Excel или специальных программ, позволяющих производить данные вычисления (СAD CREDO, Geo и др.).
Исходные данные для определения объема земляных работ с использованием ПЭВМ и программ Excel приведены в табл. 5.2.
Таблица 5.2. Исходные данные для расчета объема земляных работ на ПЭВМ
Пикет (плюс) | Тип попе-речника | Рабо-чая отметка h, м | Расстоя-ние L, м | Ширина земляного полотна по верху а, м | Ширина земляного полотна на уровне земли b, м | Глу-бина кювета, м | Ширина кювета, м | Длина кювета, м |
Работа по определению объема земляных работ автомобильной дороги оформляется в виде таблицы с соответствующими расчетами.
Задание 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ
В СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ И ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГИ
Цель задания: овладеть методикой расчетов потребности в строительных материалах при сооружении автомобильной дороги.
Содержание задания:
6.1. Определение потребности в строительных материалах.
6.2. Определение ориентировочной стоимости строительства автомобильной дороги.
Исходные данные: 1) материалы задания 5; 2) методические указания и нормативная литература.
В результате выполнения задания студент представляет:
1. Расчет потребности в строительных материалах.
2. Локальную и сводную сметы стоимости строительства дороги.
3. Расчетно-пояснительную записку.
Определение потребности в строительных материалах
Объем дорожно-строительных материалов определяют исходя из общей площади и толщины дорожного покрытия, укрепляемых откосов, обочин, длины искусственных сооружений и их конструкции (мостов, труб, кюветов, перепадов, быстротоков, дамб и др.). При этом учитывают объемный вес и коэффициент уплотнения материалов (табл. 6.1).
Таблица 6.1. Объемный вес и коэффициент уплотнения материалов
Материалы | Объемный вес, т/м3 | Коэффициент уплотнения |
Песок | 1,5 | 1,1 |
Гравий | 1,6 | 1,24 |
Щебень | 1,5 | 1,32 |
Окончание табл. 6.1
1 | 2 | 3 |
Камень | 1,8 | 1,2 |
Асфальтобетон | 2,3 | 1,3 |
Цементобетон | 2,4 | 1,02 |
Дерн |
Примерные нормы расхода материалов на основные виды строительных работ приведены в табл. 6.2.
Таблица 6.2. Примерные нормы расхода материалов на строительство дорог
№ п.п. |
Виды строительных работ | Требуется строительных материалов на 100 м2 площади при толщине слоя, см | ||||
5 | 8 | 10 | 15 | 20 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Подстилающий слой из песка, м3 | 5,5 | 8,8 | 11,0 | 16,5 | 22,0 |
2 | Щебеночное и гравийное основание или покрытие, м3 | – | – | 13,2; 12,4 | 19,8; 18,6 | 26,4; 24,8 |
3 | Основание и покрытие из черного щебня (щебень, битум), м3, т | – | 10,6; 0,7 | 13,2; 0,9 | 19,8; 1,4 | 26,4; 1,8 |
4 | Поверхностная обработка щебеночного или гравийного, черного щебеночного или гравийного, асфальтобетонного покрытия (щебень, битум), м3, т | 2,0; 0,3 | 2,0; 0,3 | 2,0; 0,3 | 2,0; 0,3 | 2,0; 0,3 |
5 | Черное покрытие: а) по способу смешения на дороге (щебень, песок, известь, эмульсия), м3, м3, т, т | 5,5; 0,5; 0,4; 0,5 | – | 12,4; 1,0; 1,0; 1,0 | – | – |
б) из смеси, приготовленной в установке (щебень, известь, эмульсия), м3, т, т | 12,5; 0,1; 1,0 | – | – | – | – | |
6 | Цементобетонное покрытие, основание, м3 | – | – | 10,2 | – | 20,4 |
7 | Основание и покрытие из грунтов, укрепленных цементом (10 % содержания), т: пески супеси, суглинки, глины | – – | – – | 1,7 2,0 | – – | – – |
8 | Асфальтобетонное покрытие (асфальтобетон, битум), т | 6,5; 0,3 | 10,4; 0,3 | – | – | – |
9 | Мостовая из булыжного камня (булыжный камень, щебень, песок), м3 | – | – | – | 16,0; 4,0; 2,0 | 24,0; 6,0; 2,0 |
10 | Мостовая из брусчатки (брусчатка, песок, цементобетон), м3 | – | – | 12,0; 2,0; 4,0 | 18,0; 5,0; 6,0 | – |
Окончание табл. 6.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
11 | Укрепление обочин гравием, щебнем, м3 | 6,2; 6,6 | 10,4 | 13,0 | – | – |
12 | Укрепление откосов: | |||||
а) ж.-б. плитами, м3 | – | – | – | 15,0 | – | |
б) камнем, м3 | – | – | – | – | 24,0 | |
в) гравием, м3 | – | – | – | – | 24,8 | |
г) дерном, м2 | – | – | – | – | 110 | |
13 | Укрепление конусов моста цементобетонными плитами, м3 | 5,1 | – | – | – | – |
14 | Труба круглая цементобетонная (диаметр 1,5 м на 1 м трубы), м3 | – | – | 0,5 | – | – |
15 | Мост железобетонный (на 1 м), м3 | – | – | – | – | 7 |
16 | Перепад цементобетонный (на 10 м), м3 | – | – | 2,0 | – | – |
17 | Быстроток цементобетонный (на 10 м), м3 | – | – | 0,5 | – | – |
Данные по расчету требуемого количества материалов приводятся в табл. 6.3.
Таблица 6.3. Расчет потребности в строительных материалах
Наименование сооружения и их конструкции | Размер сооружения | Наименование требуемых материалов | Требуется материалов | Расстояние перевозки, км | ||||
единица | количество единиц | на единицу измерения, м3 | всего | |||||
м3 | с учетом коэф. уплотнения, м3 | тонн | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Мост |
|
| ||||||
Труба |
|
| ||||||
Дорожное покрытие |
|
| ||||||
Основание проезжей части |
|
| ||||||
Кюветы |
|
| ||||||
Быстротоки, перепады |
|
| ||||||
Окончание табл. 6.3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Укрепление обочин, откосов |
|
| ||||||
Укрепление конусов под мостом |
|
| ||||||
Определение ориентировочной стоимости строительства
Автомобильной дороги
В стоимость строительства автомобильной дороги входят затраты на строительные материалы, транспортные расходы и затраты на производство строительных работ. Для их определения составляют калькуляции, сметно-финансовые расчеты, локальные сметы по видам затрат и сводную смету. Студентом составляется локальная смета на земляные работы (табл. 6.4).
Таблица 6.4. Локальная смета на земляные работы
Наименование работ | Единицы измерений | Количество единиц | Стоимость, _______ руб. | |
единицы | общая | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Разработка грунта бульдозером с перемещением до ………. м | ||||
Разработка грунта скрепером с перемещением до ……….. м | ||||
Уплотнение грунта проходами прицепного катка | ||||
Перевозка грунта автомобилями-самосвалами: до ………….. км до …………… км | ||||
Планировка обочин и откосов насыпи и выемки | ||||
Итого … | ||||
Накладные расходы (20,5 %) | ||||
Плановые накопления (8 %) | ||||
Всего по смете … |
При наличии исходных данных сметы могут составляться и на другие виды работ. Основные усредненные данные по видам затрат в расчете на единицу при строительстве дороги по сводной смете приведены в табл. 6.5.
Таблица 6.5. Дорожно-строительные затраты (примерные)
№ п.п. | Виды затрат | Стоимость единицы, тыс. руб. | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Строительные материалы | |||
1 | Песок, м3 | 16 | |
2 | Гравий, м3 | 20 | |
3 | Щебень, м3 | 24 | |
4 | Камень, м3 | 23 | |
5 | Цемент, м3 | 45 | |
6 | Битум, м3 | 85 | |
7 | Цементобетон, т | 45 | |
8 | Асфальтобетон, т | 40 | |
9 | Шлак, м3 | 24 | |
10 | Лес, м3 | 50 | |
11 | Дерн, м3 | 20 | |
12 | Известь, т | 50 | |
II. Транспортировка материалов автотранспортом (карьер, склад, ж.-д. станция – дорога), руб. за 1 т | |||
На расстояние, км: | Промежуточные значения определяются интерполяцией | ||
1 | 1–20 | 25–125 | |
2 | 21–45 | 135–215 | |
3 | 46–75 | 230–295 | |
4 | 76–100 | 30–345 | |
5 | Свыше 100 за каждый километр, руб. | +30 | |
III. Освоение трассы | |||
1 | Стоимость отводимых земель, га | 1200 | |
2 | Отвод земель с правовым оформлением, га | 2000 | |
3 | Рекультивация временно занимаемых земель, га | 5000 | |
4 | Оплата за аренду временно занимаемых земель в год, га | 100 | |
5 | Восстановление трассы, км | 100 | |
6 | Расчистка трассы, устройство подъездов, км | 300 | |
IV. Земляное полотно дороги | |||
1 | Разработка грунта бульдозером при перемещении до 10 м, 100 м3 | 800 | На каждые последующие 10 м до- бавлять 50 тыс. руб. |
2 | Устройство насыпей бульдозером при перемещении грунта до 20 м, 100 м3 | 1200 | |
3 | Разработка грунта экскаватором, 100 м3 | 700 | |
4 | Разработка грунта скрепером при перемещении грунта до 300 м, 100 м3 | 600 | На каждые последующие 10 м до- бавлять 50 тыс. руб. |
Продолжение табл. 6.5
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Устройство корыта проезжей части, 100 м2 | 200 | |
6 | Планировка площадей бульдозером, 100 м2 | 20 | Надвижка слоя 30 см |
7 | Профилирование земляного полотна, откосов, 100 м2 | 20 | |
V. Искусственные сооружения | |||
1 | Железобетонный мост, м | 1000–1500 | |
2 | Железобетонная труба, м | 200–300 | |
3 | Быстроток, 10 м | 70 | |
4 | Перепад,1 шт. | 80 | |
5 | Кювет, 100 м | 10 | |
6 | Укрепление откосов бетонными плитами, 100 м2 | 250 | 8 см |
7 | Мощение откосов и дна кюветов камнем, 100 м2 | 230 | 20 см |
8 | Одерновка откосов и кюветов, 100 м2 | 80 | |
VI. Дорожная одежда, 100 м2 | |||
1 | Укрепление грунта добавками песка, гравия | 20 | 12 см |
2 | Укрепление грунта цементом или известью | 40 | 15 см |
3 | Укрепление грунта битумом | 50 | 20 см |
4 | Основание из песка | 15 | 20 см |
5 | Основание из гравия | 20 | 15 см |
6 | Основание из щебня | 30 | 15 см |
7 | Гравийное покрытие | 20 | 12 см |
8 | Щебеночное покрытие | 30 | 15 см |
9 | Мостовая из камня | 70 | 18 см |
10 | Черное щебеночное покрытие | 20 | 6 см |
11 | Асфальтобетонное покрытие горячее | 25 | 5 см |
12 | Асфальтобетонное покрытие холодное | 20 | 5 см |
13 | Брусчатая мостовая | 150 | 10 см |
14 | Поверхностная обработка переходных покрытий битумом со щебнем | 10 | 3 см |
15 | Укрепление обочин песочно-гравийной смесью | 15 | 10 см |
16 | Покрытие из железобетонных плит | 15 | 20 см |
17 | Цементобетонное покрытие | 8 | 20 см |
VII. Обстановка дороги, км | 20 | ||
VIII. Прочие расходы (18,3 % от общей стоимости) | |||
IX. Проектно-изыскательские работы | |||
(1,43 % от общей стоимости) |
Стоимость материалов рассчитывается по перечню и объемам, приведенным в табл. 6.3. Расходы на их транспортировку определяют с учетом расстояния перевозок от пункта их получения (карьер, завод, железнодорожная станция, пристань и др.) до объекта строительства (середина дороги, место размещения моста и т. д.).
Стоимость отводимых под дорогу земель определяется действующим законодательством, а работы по отводу и рекультивации земель оплачиваются по ведомственным нормативным источникам. В табл. 6.5 приведены их примерные значения.
При определении затрат на строительство земляного полотна принимают, что бульдозеры используют для устройства насыпей высотой до 1…1,5 м за счет боковых резервов или путем продольного перемещения грунта до 100 м из соседней выемки. При большой высоте насыпи и дальности перемещения грунта используют скрепер. При разработке протяженных глубоких выемок используют скрепер или экскаватор с отвозкой грунта автомобилем.
Используя данные об объемах работ, потребности в материалах и стоимости единицы, определяют общие затраты на строительство запроектированной дороги, которые приводятся в табл. 6.6.
Таблица 6.6. Сводная смета стоимости строительства дороги
Вид затрат | Количе-ство единиц | Стоимость единицы, тыс. руб. | Общая стоимость, тыс. руб. | При-меча-ние |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Строительные материалы | ||||
1. Песок, м3 | ||||
2. Гравий, м3 | ||||
3. Камень, м3 | ||||
4. Битум, т | ||||
5. Асфальтобетон, т | ||||
6. Цементобетон, м3 | ||||
Транспортировка материалов, т | ||||
На расстояние, км | ||||
……… | ||||
……… | ||||
……… | ||||
Освоение трассы | ||||
1. Отвод земель, га | ||||
2. Рекультивация земель, га | ||||
3. Восстановление трассы, км | ||||
4. Строительство земляного полотна: | ||||
бульдозером, 110 м3 | ||||
скрепером, 100 м3 |
Продолжение табл. 6.6
5. Устройство кюветов, 100 м3 | ||||
6. Устройство корыта, 100 м2 | ||||
7. Профилирование земляного полотна, откосов, 100 м2 | ||||
Строительство дорожной одежды, 110 м2 | ||||
1. Основание из песка | ||||
2. Основание из гравия | ||||
3. Основание из щебня | ||||
4. Гравийное покрытие | ||||
5. Щебеночное покрытие | ||||
6. Черное гравийное (щебеночное) покрытие | ||||
7. Асфальтобетонное покрытие | ||||
8. Укрепление обочин | ||||
Строительство исскуственных сооружений | ||||
1. Мост, м | ||||
2. Труба, м | ||||
3. Укрепление откосов конусов под мостом, 100 м2 | ||||
Обстановка дороги, км | ||||
Итого… | ||||
Прочие расходы (18,3 % от общей стоимости) | ||||
Проектные и изыскательские работы (1,43 % от общей стоимости) | ||||
Всего затрат… | ||||
Затраты в расчете на 1 км дороги |
Стоимость обстановки автомобильной дороги рассчитывается исходя из ее протяженности и действующих нормативов затрат на 1 км трассы.
Прочие расходы и затраты на проектно-изыскательские работы исчисляются в размере соответственно 18,3 % и 1,43 % от суммы вышеприведенных затрат.
Далее устанавливаются затраты в расчете на 1 км дороги.