Подготовка исходных данных для автоматизированного проектирования продольного профиля на ПЭВМ

 

Проектирование дороги в продольном профиле может выполняться автоматизированно. При этом используется программное обеспечение и ПЭВМ. Для проектирования дороги в продольном профиле в системе CAD CREDO необходимо подготовить исходные данные в табл. 3.4 и 3.5. Последовательность выполнения работы приведена в методических указаниях [12].

 

Таблица 3.4. Исходные данные для проектирования дороги

В продольном профиле на ПЭВМ

Пикет, плюсовая точка

Отметка поверхности земли, м

Опорные точки

 

Уклон, 0/00

Руководящая (рекомендуемая) рабочая отметка

Проектная линия пройдет через

Код Отметка, м
             

 

При заполнении табл. 3.4 на первом и последнем пикетах необходимо указывать отметку и уклон, для этого используют коды «2=,3=,4=».

При использовании кодов «3, 4, 5» уклон не задается, а вычисляется программой автоматически.

 

Таблица 3.5. Минимальные радиусы и максимальные уклоны

Вертикальных кривых для проектирования дороги в продольном профиле

На ПЭВМ

 

 

От пикета

 

До пикета

Минимальные радиусы кривых, м

Максимальный

уклон, 0/00

Минимальная длина кривой, м

Диапазон варьирования отметкой, м

выпуклой вогнутой
             

 

Задание 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГИ В ПОПЕРЕЧНОМ

ПРОФИЛЕ

 

Цель задания: овладеть методикой проектирования дороги в поперечном профиле.

Содержание задания:

4.1. Проектирование земляного полотна и элементов дорожного водоотвода.

4.2. Построение профиля дорожной одежды.

Исходные данные: 1) материалы задания; 2) методические указания и нормативные материалы.

В результате выполнения задания студент представляет:

1. Вычерченные поперечные профили дороги в насыпи, выемке, точках «нулевых» работ.

2. Оформленное задание.

3. Расчетно-пояснительную записку.

Проектирование земляного полотна и элементов

Дорожного водоотвода

Поперечные профили земляного полотна и их элементы проектируют для трех произвольно выбранных пикетов в соответствии с технической категорией дороги, типом дорожного покрытия и местными природными условиями.

На продольном профиле дороги выбирают пикеты или плюсовые точки, в которых дорога проходит в выемке, насыпи и точках «нулевых» работ, и строят три поперечных сечения (профиля) автомобильной дороги. Длина каждого из них соответствует суммарной ширине элементов дороги: проезжей части, обочин (откосов), кюветов (резервов), нагорных канав, кавальеров и т. д. (прил. 3).

Параметры элементов зависят от категории проектируемой дороги, определяются ТКП 45-3.03-19–2006 (см. табл. 1.1) и указываются в табл. 4.1.

 

Таблица 4.1. Параметры элементов поперечного профиля

 

Пикет, плюсовая точка

Поперечный профиль

Значения элементов, м

Уклоны, 0/00

Тип дорожной одежды

Проез-жая часть Обо-чина Кю-вет Обрез проез-жей части обо-чин
                 

 

При построении поперечных профилей земляного полотна в насыпи высотой до 0,5 м, в выемке или точке «нулевых» работ обязательно устраиваются боковые кюветы треугольной или трапециевидной формы с заложениями откосов соответственно 1:3 и 1:1,5.

Первые (треугольной формы) проектируются, как правило, глубиной не менее 0,3 м при прохождении дороги по песчаным и супесчаным грунтам и незначительном поверхностном увлажнении.

Вторые (трапециевидной формы) имеют следующие параметры: глубина кювета 0,7–0,8 м, ширина по дну 0,3–0,4 м и устраиваются при избыточном увлажнении или размещении дороги на глинистых и суглинистых грунтах.

Откосы земляного полотна, кюветов и резервов проектируют, задаваясь их крутизной, т. е. используя рекомендуемые коэффициенты заложения.

Для дорог низших технических категорий рекомендуется назначать следующую крутизну откосов:

насыпи высотой до 1,0 м – 1:3;

насыпи высотой 1,0–6,0 м – 1:1,5;

выемки глубиной до 12 м – 1:1,5.

Поперечный уклон проезжей части назначают в зависимости от типа дорожной одежды. Он рекомендуется для асфальтобетонных покрытий 15–20 ‰; щебеночных, гравийных и других, обработанных органическими вяжущими, – 20–25; щебеночных и гравийных – 30–35; мостовых из булыжного или колотого камня и грунтовых – 35–40 ‰. Для обочин уклон назначается на 10–20 ‰ больше, чем для проезжей части.

Для построения профиля принимают горизонтальный и вертикальный масштабы 1:100. На миллиметровой бумаге вычерчивают сетку профиля (прил. 4).

В принятом горизонтальном и вертикальном масштабах показывают размеры и конструкцию всех элементов дороги. Высоту насыпи или глубину выемки откладывают от поверхности земли до бровки земляного полотна. Для этого проводят горизонтальную линию на уровне отметки земли, взятой с продольного профиля в пикете или плюсовой точке, и от нее откладывают вверх высоту насыпи, а вниз – глубину выемки (рабочая отметка в пикете или плюсовой точке). Новый уровень будет соответствовать отметке бровки земляного полотна дороги.

Симметрично оси дороги показывают половину ширины проезжей части, обочин и других элементов. Отметка кромки проезжей части находится по формуле

 

                                     ,                                  (4.1)

 

где Н к – отметка кромки проезжей части, м;

Н б– отметка бровки земляного полотна дороги в пикете или плюсовой точке, м;

h – превышение кромки проезжей части над бровкой земляного полотна (находится как произведение ширины обочины и ее поперечного уклона), м.

Отметка оси проезжей части (Но)

                                              

                             ,                                     (4.2)

 

где Н к – то же, что и в формуле (4.1);

h – превышение оси дороги над кромкой проезжей части (устанавливается как произведение половины ширины проезжей части и ее поперечного уклона), м.

Все остальные элементы земляного полотна строятся по данным типового поперечного профиля (прил. 4–6).

Кроме этого поперечные профили автомобильной дороги могут иметь другие элементы (прил. 7–9).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: