Важнейшие особенности древнегреческой культуры

Античная колыбель европейской культуры



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Античная колыбель европейской культуры

1.1 «Греческое чудо» и его причины

1.2 Важнейшие особенности древнегреческой культуры

1.3 Основные этапы развития культуры Древней Греции

1.4 Культура Древнего Рима

1.5 Античная культура и возникновение христианства

1.6 Библия как священный текст и памятник культуры

Список использованных источников



Античная колыбель европейской культуры

 

Греческое чудо» и его причины

 

Культуры Древней Греции и Древнего Рима в силу их типологической близости принято объединять названием «античная культура» (лат. antiquues - древний) и рассматривать в качестве одного из важнейших источников европейского культурного развития последующих столетий. Если сравнивать древнегреческую и древнеримскую культуры между собой, то можно сказать, что наибольшей оригинальностью отличалась первая, а вторая развивалась под ее сильнейшим влиянием.

Культура Древней Греции (Эллады) поражает обилием своих достижений. Грецию называют родиной философии, европейского театра, демократии западного типа, Олимпийских игр. В Греции появилось искусство возвышенного реализма, утверждавшее идеал калокагатии (греч. kalos – прекрасный, agatos - добрый) – единство физической красоты и нравственного совершенства человека. В Греции берет начало ордерная архитектура (архитектурный ордер – строгая система рациональных соотношений между несомыми и несущими частями зданий стоечно-балочной конструкции). Здесь возникли и получили развитие главные жанры и виды литературы (эпос, поэма, трагедия, комедия, идиллия, эпиграмма, басня и т.д.). Названия многих наук, множества общеупотребительных научных и философских терминов имеют греческое происхождение (например, физика, астрономия, ботаника, антропология, динамика, атом, грамматика, политика, демократия…). Удивительно также общее количество знаменитых эллинов – талантливых и даже гениальных творцов культуры. Среди них: философы Сократ, Платон, Аристотель; трагики Эсхил, Софокл, Еврипид; комедиограф Аристофан; баснописец Эзоп; поэты Гомер, Сапфо, Анакреонт; скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет; математик Евклид; врач Гиппократ; историк Геродот; изобретатель Архимед… При этом эллины всегда оставались относительно небольшим народом, и сроки расцвета их культуры были довольно сжаты («классический период» - V – IV вв. до н.э.). Ученые говорят о «греческом чуде» и пытаются определить его причины и условия.

Ряд авторов указывают на особенности ментальности (национального характера) эллинов, в т.ч. на их славолюбие и свободолюбие, предприимчивость и любознательность, любовь к публичности и развитое чувство прекрасного.

Эти особенности пытаются увязать с каким-то своеобразием природно-климатических условий и географического положения Греции. Говорят о мягком климате и разнообразии рельефа, о жизни эллинов в окружении гор и морей, о жизни на пересечении многих путей, по которым уже в древности двигались торговцы, пираты, завоеватели, происходила передача культурных ценностей.

Подчеркивают тот факт, что цивилизация эллинов вошла в фазу зрелости на пике т.н. «железной революции», что обусловило ее больший динамизм и склонность к инновациям – в сравнении с древневосточными цивилизациями, где еще в бронзовом веке успели сложиться чрезвычайно консервативные общественные структуры.

Немаловажно, что на землях, населенных эллинами, не было необходимости заниматься ирригационным земледелием, а в странах Востока именно оно служило одним из главных условий складывания деспотических государств, устойчивых и медлительных в своем развитии.

На небольшой территории Древней Греции (помимо ее собственно балканской части к ней относились острова Эгейского и Ионического морей, западное побережье Малой Азии, юг Италии, побережье Сицилии, колонии в Северном Причерноморье и Северной Африке) в течение ряда веков существовало несколько сотен полисов, городов-государств, в управлении которых так или иначе участвовали все граждане (свободные мужчины-землевладельцы). В полисах случались перевороты, между полисами завязывались войны, но в целом такая общественно-политическая организация содействовала развитию в людях-гражданах инициативы и ответственности, чувства собственного достоинства, любви к публичной деятельности, умения ставить и обсуждать проблемы.

Следует учитывать и то, что в Греции в отличие от древневосточных цивилизаций сформировалось рабство классического типа, для которого характерна массовая и жестокая эксплуатация рабов, бесправных «говорящих орудий». Существование рабства давало свободным более широкие возможности посвятить свой досуг политике, искусству, философии, спорту. Мало того, рабство прямо к этому подталкивало, поскольку для эллинов было принципиально важно культивировать в себе такие качества, которые подчеркивали их статус свободных граждан.

И конечно же, надо признать факт влияния на греков культур Древнего Востока. Например, греческий алфавит был создан на основе переработанной финикийской письенности, философы Пифагор и Платон ездили на выучку в Египет и Азию и т. д.

 

Важнейшие особенности древнегреческой культуры

 

Перечислим важнейшие особенности древнегреческой культуры.

1) Космизм (космоцентризм, космологизм) от греч. kosmos - организованный мир, вселенский порядок. Имеется в виду восприятие мира как живой и упорядоченной целостности, частью которой (микрокосмом) является человек. Более того, можно утверждать, что чувственно-материальный космос был для эллинов тем божественным Абсолютом, выше которого они не мыслили себе истины, красоты, порядка и справедливости. Боги, которым поклонялись эллины, выступали, по сути, персонификациями различных аспектов космоса.

2) Повышенный интерес к человеку, побуждающий некоторых авторов говорить даже об антропоцентризме. Но все-таки человек находился не в центре мироздания, а в центре внимания самих эллинов. Отсюда – отчетливый антропоморфизм древнегреческих богов. Отсюда – знаменитый философский тезис: «Человек – мера всех вещей». Отсюда и поразительный факт: самыми авторитетными текстами для эллинов были не мифы, посвященные богам, а две эпические поэмы, «Илиада» и «Одиссея», повествующие, главным образом, о приключениях и подвигах людей.

3) Утверждение ценности полиса как необходимейшего условия нормальной человеческой жизни. Философы, художники, поэты почитали своим естественным долгом прославлять собственный полис и воспитывать для него достойных граждан.

4) Культ человеческой телесности и одновременно слабый психологизм. Дохристианская античность не открыла «внутреннего человека», не познала бездну человеческой души (если, как говорят, глаза являются зеркалом души, то стоит заметить, что у древнегреческих скульптур нет взгляда…) В этом смысле культура Эллады, по определению ее знатока, философа А.Лосева, была внеличностной.

5) Аисторизм, т.е. неисторичность, неспособность воспринимать историю как единый и направленный процесс. В Греции появились авторы-историки, самые знаменитые – Геродот и Фукидид. Однако их сочинения – это рассказы о достопримечательностях, о славных событиях и великих людях, т.е. это перечень ярких фактов, которые так и остаются фрагментами, не объединенными логикой, не выстраиваемыми в тенденции.

6) Совмещение фатализма и героизма, которое с большой художественной силой выразила древнегреческая трагедия. Фатализм (лат. fatalis – роковой, fatum – судьба, рок, неизбежность) – признание всевластия судьбы. Если вдуматься, это прямой вывод из космизма, растворяющего человеческую активность в природных процессах и ритмах. Но эллины ценили мужество тех, кто спорит с судьбой, действует невзирая ни на что.

7) Агонистика (греч. аgonia - борьба) – нацеленность на постоянную борьбу, соперничество, на то, чтобы превзойти всех. Агональный дух буквально пронизывал все сферы жизни эллинов – и Олимпийские игры, и театральные постановки, и философские споры, и судебные тяжбы, и мифология, и политику. Он же и придавал древнегреческому фатализму героический характер. Видна связь агонистики эллинов с их представлениями о загробном мире – сумрачном и тоскливом царстве теней… Эллины хорошо бы поняли современный рекламный призыв: «Возьми от жизни все!», и не согласились бы с принципом: «Главное не победа, а участие».

8) Отвлеченный рационализм, любовь к истине ради истины – в отличие, например, от древних египтян, да и от римлян, искавших преимущественно прикладное знание. Переход от эмпирических (опытных) представлений к понятийно-доказательному, теоретическому знанию сыграл большую роль в становлении науки. Но ее развитию в античном обществе мешало господство в нем мифологического мышления, которому отдавали порой дань даже величайшие мыслители. По словам английского писателя Г.К. Честертона, «греки за дриадами не видели лес»…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: