Цель: сплочение коллектива.
Время: 10 минут.
Инструкция: группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:
· квадрат;
· треугольник;
· ромб;
· букву;
· птичий косяк.
Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?
Упражнение «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Время: 10 минут.
Инструкция: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
1. Поздороваться с помощью рук.
2. Побороться руками.
3. Помириться руками.
4. Выразить поддержку с помощью рук.
5. Пожалеть руками.
6. Выразить радость.
7. Пожелать удачи.
8. Попрощаться руками.
Игра «Школьный класс»
Время: 15 минут.
Цель: данная игра проводится для психологической разрядки группы. Она позволяет выражать такие эмоции и действия, которые в повседневной жизни не приветствуются, а здесь разрешаются. Она освежает психологический климат в группе и, как правило, снимает напряжение. Начиная игру, имейте в виду, что на некоторое время в группе будет ужасный шум и гам.
Инструкция: мне нужны три добровольца.
(Попросите их выйти за дверь, предупредив, чтобы они не подслушивали.)
Вы школьный класс, у вас заболел учитель, и вы решили сорвать урок, чтобы не пришел другой учитель и не провел контрольную работу. Сейчас я каждому дам инструкцию, что он должен делать. Например, у Кати пропала косметичка, которую она взяла без разрешения у мамы, и она просит ее найти; Петя кричит, чтобы все шли в кино; Сергей говорит, что надо привести собаку, чтобы та нашла косметичку по запаху, и т.д. Как только кто-то зайдет в класс, вы начинаете срывать урок.
(Затем вы идете за дверь к трем добровольцам.)
Вы просто пришли в школу к директору, и он вас попросил посидеть 45 минут с классом, рассказать о своей профессии или интересные истории из жизни.
Упражнение «Поезд»
Цель: сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.
Время: 25 минут.
Инструкция: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.
Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».
Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».
Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время: 3 минуты.
Инструкция: ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Рефлексия:
Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о группе?
Как будете использовать эти знания?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?
Орг. конец:
Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.
Участники тренинга уходят из аудитории.
«Ритуал завершения»
Время: 2 минуты.
Литература:
1. http://trepsy.net
2. С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. Психогимнастика в тренинге. СПб. 1993
3. http://www.petaref.com
4. http://festival.1september.ru