Сравнительная характеристика греческой и римской античности

1. Космологизм (космос, строй, порядок) – стремление к гарантии, соразмерности, рационализму, пропорциональности.

Лосев («12 тезисов об античной культуре») – использовал определения, как абсолютный, внеличностный, объективный, материально чувственный космологизм.

Формируются греческие эстетические идеалы красоты, основанные на мере, гармонии, соразмерности.

2. Антропоцентризм (человек в центре). В литературе, философии, искусстве, религии, центральное место занимала проблема человека.

3. Рационализм (разум). Греки (а потом римляне) объясняли мир на рациональной основе. Например, боги – это законы природы, Фалес – «бог-вода», то есть мир и человек на 70% созданы из воды. Демокрит вводит понятие атом.

4. Пантеизм.

5. Героический фатализм. Вера в судьбу и в её героев, которые идут поперёк судьбы (царь Эдип, Прометей).

6. Античность – театр (Лосев). В Греции театр является школой воспитания гражданской позиции. В Риме основная функция – развлекательная. В Греции каждый обязан был посещать театр. Богатые платили за бедных. В Греции актёр - уважаемый человек, а в Риме нет.

7. Созидательный характер (агностицизм). Греки и римляне стремились выявить лучшее во всём (спорт, политика, театр, действие).

8. праздничный характер.



Язычество древних славян. Влияние языческой культуры на культуру русского народа и его менталитет.

Роль идеологии в средневековом государстве выполняла религия. К моменту образования древнерусского госуд. восточные славяне еще не успели создать своей национальной религии. Но Древняя Русь находилась на границе западного и восточного миров, где встречались разные народы и их религии, поэтому определение идеологии для Киевской Руси было проблемой выбора среди сущ. В мире религий. Эта проблема была решена внуком княгини Ольги князем Владимиром Святославовичем (980-1015гг). Его выбор состоял из 3 выборов:

1.       выбор между древними верованиями восточных славян и мировыми религиями в пользу первого. В 980г. Владимир провел языческую религиозную реформу, в ходе которой был создан объединенный пантеон, куда вошли почитаемые у различных славян божества (Перун-бог грома и молнии, Дажь-бог – солнца, Хорс, Стрибог ветра, Семаргл – подземного царства, Мокоть плодородия и др., но эта реформа не дала успеха, потому что:

- Перун был не исконно-славянского, а балто-скандинавского происхождения, поэтому не пользовался авторитетом

- наряду с 6 основными божествами восточные славяне продолжали поклоняться своим местным богам

- объектом религиозного почитания в язычестве является природа, а почитание каждым племенем опред. природной стихии не содействовало объединению общества

Христианизация Руси имела неоднозначные последствия:

•         объединяющая роль - объединение 5 этносов, проживающих на территории восточно-европейской равнины и прилегающих регионов, объединение их укладов и образов жизни

•         цивилизующая роль – Древняя Русь через Византию вошла в сообщество мировых цивилизаций, на Русь пришла письменность, книжность, архитектура, иконопись и др.

•         негативное последствие христианизации Руси было то, что возникли первые элементы социального раскола

                   В результате в менталитете древнерусского человека стало складываться  

                  двоеверие - часть населения приняло христианство, а другая часть долгое

                  время была языческой

Крещение Руси князем Владимиром в 988году явилось крупнейшим событием по своим результатам и последствиям. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие. Язычество не выделяло человека от природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения.

С принятием христианства культура осознает себя и свое место в мире.

Это была революция, Крещение в корне меняло всю сферу мыслительной деятельности и, поэтому, вступало в конфликт с прежними религиями. Язычество оказывало сопротивление.

Больших успехов церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды с новым содержанием. Типичный языческий праздник – Новый год, Масленица. Полной победы над язычеством христианство на Руси не одержало, постепенно сложилось двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: