Художественная культура эпохи Ренессанса

Наилучшим способом постижения Божественной красоты, растворенной в мире, признана работа человеческих чувств. Поэтому возникает интерес к визуальноиу восприятию, отсюда расцвет пространственных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры). Именно эти виды искусства позволяют более точно запечатлеть Божественную красоту.

Культура Возрождения носит отчетливый художественный характер.

 

Характеризуется обращением к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его. Светский характер искусства. Идеалы раскрепощенной личности, красоты и гармонии, ощущение цельности и закономерности мира

Противоречивость культуры Возрождения:

•         Радость самоутверждения

•         Трагизм мироощущения

Наличие этих двух перекрещивающихся тенденций (античность и модификация католицизма) определило противоречивость культуры и эстетики Возрождения.

Раннее Возрождение 15 век - отцы «Возрождения» из Италии – скульптор Донателло, архитектор Брунеллески, живописец Мозаччо

Высокое Возрождение -           конец 15 – нач.16века – архитектор Браманте, живописец (математик. Инженер, физиолог, ботаник) Леонардо да Винчи, живописцы Рафаэль, Санти, Микеланжело

Позднее Возрождение - 16 век живописцы Джорджоне, Веронезе, Тициан.

Литература эпохи Возрождения – Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Сервантес «Дон Кихот», драмы Шекспира, сонеты Петрарки.



Сущность и характерные черты культуры эпохи Ренессанса.

Эпоха возрождения охватывает период (с 15 по 17вв). Под возрождением в узком смысле принято понимать возрождение античной культуры, античного идеала, мышления и чувствования. В широком смысле под возрождением понимают целую историческую эпоху, период небывалого культурного подъёма, творческих начинаний и открытий, время людей, универсально одарённых. Родиной возрождения стала Италия – непосредственная наследница античных традиций. Постепенно идеи гуманизма (возрождения) распространились на страны севернее Италии (Нидерланды, Франция, Англия). Расцвет культуры в этих странах в 16-17 веках получили название северный ренессанс.

Характерные черты эпохи возрождения.

1.       антропоцентризм носил элитарный характер, в центре этой культуры ставился человек творческий, универсально одарённый, которого сравнивали с богами античной мифологии. В первую очередь речь идёт об эпохе высшего ренессанса, в частности, титаны – Микеланжело, Да Винчи, Тициан. Впервые были преодолены сословно-корпоративные различия (Да Винчи вышел из самых низов общества). Возрождается фраза Протагора: «человек есть мера всех вещей».

2.       гуманизм – система ценностей, признающая человека высшей ценностью, критерием всякой меры.

3.       связь эпохи возрождения с античностью (язычеством) и христианством, в частности, художники этого периода обращались как к античным, так и христианским сюжетам.

4.       стремление к гармонии и совершенству материального и духовного, небесного и земного и их достижения в эпоху высшего ренессанса как в искусстве, так и в самой жизни. Явление титанизма.

5.       космологизм (меняется смысл) – учение о вселенной, как единого с целым. С открытиями в области астрономии (Бруно, Коперник, Галилей), географии (Колумб) изменяется картина мира, она стала носить гемоцентрический характер.

6.       рационализм. Наука стала занимать всё более важное место в жизни, люди этой эпохи стремились объяснять мир на рациональной основе.

7.       светский характер ренессансной культуры. Культура постепенно освобождается от церковной опеки (в искусстве появляются светские жанры, складывается система светского образования, появляются частные и государственные школы, появляется этикет).

8.       несмотря на колоссальный прорыв в культуре, эпоха возрождения имела и свою оборотную сторону, порождённую индивидуализмом (я – личность, я поступаю так, как я хочу).

Эта эпоха сопровождалась резким падением нравов (проституция в Италии, безбрачные связи) начиная с церкви, процветают бытовые убийства. Даже известные гуманисты – покровители искусства (Медиче не брезговал ни чем в достижении своих целей). Двойственность этой эпохи отражалась и на самих людях, и стремились к гармонии, красоте, а в обыденной жизни вели себя недостойно.

 Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры.

Провозглашение идей гуманизма начинается с вызова схоластики (например, философии). Взамен формально термологическому методу утверждается новый гуманистический метод познания жизни. Гуманистами называли людей, изучающих и преподающих комплекс гуманитарных дисциплин – философия, история, этика, педагогика и другие гуманитарные дисциплины.

Гуманисты первыми сумели преодолеть сословно корпоративные различия, они создавали кружки по интересам, которые на античный манер называли академиями. Членом кружка мог стать любой, кто проявил себя в гуманитарных дисциплинах. Известность во Флоренции получила Платоновская академия, длительное время возглавляемая Фичино (направление неоплатонизма). Гуманистов условно можно разделить на 2 группы:

•         Ранние – писатели, философы, историки. Они изучали античность ради античности и их труды не оказали значительного влияния на развитие национальной культуры.

•         Поздние. Они изучали античность ради возрождения традиций национальной культуры (Шекспир, Сервантес).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: