18 век – век разума, век Просвещения, главная идея - Просвещение
Эта эпоха распространяется на многие страны, хотя и имеет различные формы:
• Англия в форме промышленной революции - Гоббс
• Франция в форме политической революции – Дидро
• Германия в форме философско-эстетической революции – Гегель, Кант
В России - эпоха просвещенного абсолютизма
В 1721г. Петр объявил себя императором, т.е. все общегосударственные документы могли исходить только от первого лица.
ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ имели как позитивы, так и негативы.
Позитивный потенциал:
1. Началась европеизация России на основе западного опыта в области социального управления и военно-технической сфере.
2. Подведен мощный экономический фундамент под развивающуюся русскую нацию на основе начавшейся индустриализации.
3. Впервые на практике началась социальная модернизация, т.е. отход от традиционных путей развития.
Негативный потенциал:
1. Европеизация не превратила Россию в передовую страну. Россия продолжала оставаться аграрной цивилизацией.
|
|
2. Экономический прогресс был фактором, стимулировавшим регресс общества, т.к. усилилось его закрепощение (при Петре доля крепостных составляла 2/3 их общей численности)
3. Петровская модернизация определяется как консервативная, т.е. при Петре Россия, смотря в сторону западного типа цивилизаций, фактически пятилась назад в направлении традиционных цивилизаций. Самое негативное последствие этого было то, что социальный раскол достиг своих зрелых форм и стал предопределять в таком же качестве историческую динамику страны вплоть до сегодняшнего дня.
Зрелые формы социального раскола обнаружились в следующем:
• Раскол разделил власть и народ
• Раскол образовал культурную дистанцию между общественным верхом и низом, т.к. дворянская аристократия усиливала передовую западноевропейскую просветительскую идеологию, а крестьянство черпало знания из Библии.
• Раскол проник в душу каждого человека, т.к. при официальной поддержке властей стали разрушаться православные ценности (закрытие монастырей, гонения на монахов, упразднено патриаршество, а для управления церковью создан СИНОД) и насаждение протестантских ценностей (богослужение перевели на латинский язык). Т.е. у людей складывалась двойственная манера поведения – в быту и в обществе.
Возникновение либерализма в России во второй половине XVIII века было результатом влияния западных идей на русскую культурную среду
Просвещение возникло в 17 веке в Англии и достигло своего расцвета в 18-м веке во Франции (Вольтер, Дидро, Руссо и др.)
|
|
К основным идеям просветителей относятся следующие:
- идея о естественных правах человека,
- идея о распределении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти,
- идея о торжестве закона в государстве (правового государства)
- идея о верховенстве общества над государством (гражданского общества) и т.д.
Екатерина II, задавшись целью преобразовать страну обратилась к достижениям западноевропейских просветителей, и поэтому время её правления называют эпохой просвещённого абсолютизма, сущность которого заключалась в использовании передовой западноевропейской идеологии для укрепления основ самодержавия и в оказании помощи дворянству, как социальной базе самодержавия. В результате, просвещение и просвещённый абсолютизм находились в обратно пропорциональной зависимости:
• Просвещённый абсолютизм был нацелен на использование свободолюбивых идей для подпитки самодержавно-крепостнических отношений,
• просвещение было сориентировано на обеспечение свободы человека.
Противоположной просвещению была иррационалистическая традиция, признающая только веру в качестве источника освоения мира. На её основе в начале 17 века в Англии возникло религиозно-мистическое учение и движение – масонство, которое в 30-е года 18-го века стало проникать в Россию, а во второй половине 18-го века Москва и Петербург стали признанными центрами масонского движения в мире.
Масоны ставили своей целью объединить человечество в религиозном братском союзе и превратить христианство в истинное христианство.
Екатерина запустила в русский политический оборот многие идеи, не вполне освоенные даже в Западной Европе.
С Екатерининского времени из наиболее предприимчивых слоёв дворян начинает интенсивно формироваться русская буржуазия. Не случайно, в 80-90е годы 18-го века в экономике России стал складываться буржуазный уклад.
Освобождённое дворянство получило возможность появившийся у него досуг направлять на занятия наукой, искусством, образованием, и потому с екатерининского времени из наиболее образованных слоёв дворян начинает интенсивно формироваться русская интеллигенция.
Однако с конца 80-х г. Екатерина стала резко отходить от либерального курса,
была запрещена продажа западноевропейской просветительской литературы, начались гонения на русских просветителей, и была запрещена деятельность масонских организаций.
Главное:
Дворянско – светский аспект русской культуры:
• Абсолютизм – неограниченная верховная власть – абсолютная монархия
Петра 1
- просвещенный абсолютизм Екатерины 2
- процесс европеизации: централизация, бюрократизация
управлдения, регулярность армии, флота, полиции.
• Универсализм – «Нарышкинский стиль», русское барокко, рококо, классицизм
• Аристократизм – привилегированность, господствующее положение дворянского сословия – бюрократизация дворянства, чиновничья административная прослойка, дворянское предпринимательство.
Полупривилегированное сословие – деление населения на регулярное и нерегулярное по принципу владения собственностью и Табель о рангах
• Секуляризация – огосударствление церкви – секуляризация монастырских земель, передача судебных и образоватедльных функций в ведение государства.
Секуляризация культуры – обмирщение, эмансипация, индивидуализация человеческой личностию, светские просветительные начала.
Классицизм просвещения (революционный классицизм) – продолжает традиции классицизма 17 века, но с нотой дидактизма, античность сливается с революционной борьбой. В 19 веке классицизм становится академическим направлением, утрачивает романтическую основу. Представители – литература Вольтер, Дидро, Руссо
|
|
Представители –
• В литературе – Ломоносов, оды Державина, Сумароков, трагедии Княжнина
• В театре – Волков, Дмитриевский
• В архитектуре – Баженов, Казаков, Воронихин, Захаров, Росси
• В скульптуре – Козловский, Мартос
• В живописи – Лосенко, Угрюмов