Для оценки гудвилла компании ОАО «Хлебная база» методом избыточных прибылей необходимо установить следующими данные: чистые активы компании ОАО «Хлебная база» составили 332442 руб., а годовая чистая прибыль — 49621 руб.
Рентабельность чистых активов =
(Годовая чистая прибыль / Чистые активы) × 100%
Таким образом, рентабельность чистых активов равна 15%.
Согласно результатам проведенного анализа деятельности предприятий-аналогов было определено, что рентабельность их активов составляет в среднем 12,9% [9], то есть рентабельность активов ОАО «Хлебная база» на 2,1% больше среднего показателя по аналогичным предприятиям.
Согласно методу оценки с позиции избыточной прибыли такое расхождение возникло из-за того, что не была учтена часть активов ОАО «Хлебная база», а именно гудвилл.
Соответственно, для того чтобы получить прибыль в размере 49621 руб. при рентабельности активов 12,9%, предприятию необходимо располагать активами на сумму 384859 руб. (49621 / 12,9%).
Таким образом, стоимость гудвилла компании составляет = 384859 ─ 332442 = 52417 руб.
|
|
В соответствии с «Порядком экспертной оценки нематериальных активов» экспертная оценка стоимости нематериальных активов, в том числе и гудвилла, не отраженных в бухгалтерском балансе, может быть осуществлена следующим образом:
Сгуд = Бпр / Ск – Сцик
где, Сгуд - стоимость нематериальных активов, не отраженных в балансе;
Бпр - балансовая прибыль предприятия после вычитания налога на прибыль;
Ск -ставка капитализации;
Сцик – стоимость целостного имущественного комплекса по балансу.
Расчёт ставки капитализации производится по модели Шарпа:
R = R f + β × (R m ─ R f) + S 1 + S 2,
Где: R f - безрисковая ставка (доходность по долгосрочным облигациям федерального займа (ОФЗ) к концу декабря 2007 г. ─ 6,53 % [10]);
β - коэффициент, являющийся мерой систематического риска, связанного с макроэкономическими и политическими изменениями происходящими в стране;
R m - общая доходность рынка в целом, доходность среднерыночного портфеля ценных бумаг (среднерыночная доходность по долгосрочным облигациям на конец декабря 2007 г. ─ 8,2 % [11]);
S 1 - премия для малых предприятий, учитывает размеры оцениваемой
компании (8 % [12]);
S 2 - премия за риск инвестиций в конкретную компанию (в зависимости от отрасли).
Таблица 6
Расчёт премии за риск инвестиций в ОАО «Хлебная база»
Факторы | Премия в %-ом выражении |
Клиентская база | 1 % |
Ключевая фигура управления | 2 % |
Цены на сырьё | 3% |
Страновой риск | 1,75 % |
Итого: | 7,75 % |
Каждый фактор риска оценивается в пределах от 0 до 5 процентов.
|
|
Уровень диверсификации определяется не только количеством клиентов, но и долей сбыта приходящейся на каждого из них. Чем меньше неравенство долей выручки приходящейся на конкретных клиентов, тем при прочих равных условиях в меньшей степени компания зависит от конкретного клиента. Фактор немного не соответствует оптимальному значению.
Фактор «ключевая фигура управления» отвечает не всем необходимым требованиям, а именно отсутствует сформированный кадровый резерв, таким образом риск по этому превышает оптимальные значения и в будущем может ещё вырасти. Премиальная надбавка составляет 2 %.
В модели капитальных активов поправка на становой риск рассчитывается по методике фирмы Dailond&Tysh, где учитываются следующие факторы риска:
1. Связанные с активами (политика экспроприации; возможности местного финансирования; защита лицензий, патентов, контрактов).
2. Связанные с социально-экономической ситуацией (политическая стабильность; отношение к иностранным инвестициям; наличие и стоимость рабочей силы; влияние организованной преступности; государственное регулирование).
3. Финансовые риски (уровень инфляции; процентные ставки; ставки аналогов; задолженность гос. бюджета; экономический рост; доступность на рынок СЭС);
Наша компания подвержена в большей степени социальным и фанансовым рискам, поэтому премиальная надбавка будет значительной – 1,75 %. В дальнейшем она может вырасти из-за недостаточности информации, необходимой для стратегического (долгосрочного) прогноза.
Остальные риски оцениваются экспертным путем.
β = 0,84 × (1 + (1 - t) × (Заёмные ср-ва / Собственные ср-ва))
t – ставка налога на прибыль (24 %),
β = 0,84 × (1 + (1 – 0,24) × (39013 / 74129)) = 1,176
R = 6,53 + 1,176 × (8,2 – 6,53) + 8 + 7,75 = 24,25 %
Тогда, Сгуд = 49621/0,2425 – 172396 = 32226,7 руб.
Оценка гудвилла по объему реализации
Для использования метода оценки гудвилла по объему реализации нужно знать среднеотраслевые коэффициенты рентабельности. В этом случае стоимость гудвилла компании (GW) определяется по формуле:
GW = (NOI ─ Q f × R q) / R g',
Где: NOI — чистый операционный доход от деятельности компании. Рассчитывается как валовой доход за вычетом операционных издержек и расходов на возмещение (на текущий момент);
Q f — стоимость реализованной продукции;
R q — среднеотраслевой коэффициент рентабельности реализации продукции;
R g' — коэффициент капитализации нематериальных активов (отношение прибыли компании к стоимости нематериальных активов, учтенных на балансе).
Rq = Прибыль от реализации продукции / Полную себестоимость реализованной продукции = 95599 / 723604 = 0,13 (Коэффициент рентабельности реализации продукции нашего предприятия). В результате исследования установлено, что средний коэффициент рентабельности аналогичной продукции по отрасли равняется 0,126 [13].
R g' = Прибыль компании / Стоимость нематериальных активов, учтённых в балансе = 49621 /35633 = 1,392
GW = (143653 ─ 723604 × 0,126) / 1,392 = 37700,4 руб.