Глава XI. Доиндустриальный тип социальности и культурная регуляция 10 страница
Реформаторский подход заключался прежде всего в установлении более активных отношений между человеком и божественным порядком. Вместо исчезающей малой величины перед лицом абсолюта человек обретал способность проявлять свою волю и достигать поставленных целей. Поклонение Богу как высшей силе сохранялось, но человек представал уже не как слепое орудие в руках Бога. Ему давалось право выбора, и он должен был сделать правильный выбор, стремясь к выполнению завета самосовершенствования. Отныне “реформированный” Бог действовал не сам, не как трансцендентный субъект,а через посредство человека, через его волю, разум и действия.
Реформаторы настойчиво выделяют из прежнего состава религии то, что может быть десакрализовано, т.е. то, что не связано непосредственно с Богом и не является сущностной чертой религии. Вероучение рассекается на более или менее важные сферы по степени значимости для веры или для земных дел. Преодоление фаталистических установок требует подчас далеко идущих изменений в духовном составе религии. Исламские реформаторы обрушивались на “душевную атрофию”, навязанную таклидом (приверженностью косной традиции), и призывали к активной деятельности ради улучшения условий существования человека. Таклиду противопоставляются иджма и иджтихад (способность человека к самостоятельному суждению) не только как средство выяснения рациональной значимости тех или иных положений в исламе, но и как источник уверенности индивида в оправданности своих действий.
Такое изменение исходных принципов меняет и ряд других важных сторон религии. Пересматриваются “способы” взаимоотношения человека и Бога. Главное — внутренняя религиозность, и отныне сам человек может входить в отношения с Богом через разум, интуицию и через свою угодную Богу деятельность. Уменьшилась роль посредников между Богом и верующими: священников, храмов, изображений, жертвоприношений, обрядности.
Важной переменой было и расширение роли рационального познания в обосновании веры и поведения,что способствовало преодолению слепого принятия прежних догм и предписаний, пересмотру отношения к священным текстам, расширению их толкований. В исламе это потребовало явного или подразумеваемого снижения статуса откровения, что повело к жестоким спорам о соотношении его с разумом. Проблема нередко решалась через обращение к дуалистическому положению о двойственности истины (т.е. оправданности как науки, так и божественного откровения). Полномочия разума в рамках этого течения были ограничены задачей поддержания веры в ее конечных основаниях.
Реформация проводится за счет уменьшения догматических и институциональных сторон религии в пользу ее интерпретации как комплекса этических норм, дающих основу для признания социальных комплексов по
лезной деятельности. Задачей религии отныне становилось не утверждение незыблемости божественного правопорядка, а моральное совершенствование человека и общества. В индуизме, например, закон космической дхармы становится носителем преимущественно этических принципов.
Усиление реформаторских идей связано с развитием новых форм деятельности, в которые вовлекались широкие группы населения. Не увиливание от неприятных или греховных обязанностей, а их выполнение ради общественной пользы — важный принцип реформаторства. Реформаторские тенденции выразились и в призывах отменить запреты, сковывающие различные роды деятельности (например, в буддизме — запрет на прикасание к деньгам, который приходилось обходить весьма сложной казуистикой; запреты на убиение живых существ и т.п.). Проще и доступнее стало индивидуальное выполнение повседневных обрядов, смягчены ритуальные нормы, перетолкован даже столь важный для буддистов принцип ненасилия, который теперь не должен распространяться на тех, кто угрожает существованию общества.
В период после достижения независимости реформаторские тенденции снова набирают силу, питаясь растущим стремлением буржуазных слоев к обретению ориентации, соответствующей их интересам. Однако характерно, что Реформация по-прежнему охватывает лишь относительно узкую среду, а именно те группы населения, которые вовлечены в новые отношения. Крупная буржуазия откровенно переходит на позиции буржуазного прагматизма и утилитаризма, а мелкая, сталкиваясь с неустойчивостью своего положения, усваивает скорее ортодоксальные или фундаменталистские варианты религии.
Радикальный фундаментализм. В условиях социального кризиса в общественном сознании усиливается обращение к религиозному течению, часто называемому радикальным фундаментализмом или возрожденческим, так как в нем провозглашается возрождение истинной религии, в которой разрешены все социальные конфликты и воплощены идеи общего блага, единства и равенства. Однако на самом деле речь шла об оживлении лишь одного из религиозных вариантов, который в прошлом питал хи-лиастические (провозглашавшие веру в осуществление мистически понятого идеала справедливости до наступления эсхатологического конца мира), мессианские (верящие в Мессию — ниспосланного Богом Спасителя рода человеческого) и сектантские движения и который теперь приобретает подчас огромную убеждающую силу.
Отвергая реформаторские призывы приспособить религию к требованиям современности, сторонники религиозного возрождения настаивают на том, что мир должен подняться до высоты религиозных принципов, провозглашенных много веков назад и до сих пор оставшихся непонятыми или неосуществленными.
В рамках возрожденческих течений блистательные изображения “золотого века” снова становятся образцами общественного устройства. В исламе это период правления четырех праведных халифов и спутников Пророка, в индуизме — время создания ранних Вед, в буддизме — период существования ранних буддистских государств, особенно в правление царя Ашоки. Предполагается, что необходимо лишь вернуться к этим образцам, преодолев заблуждения, привнесенные своекорыстием привилегированных классов и властей, а также косного духовенства, отошедшего от первоначального идеала. Вину за упадок общества идеологи фундамен-тализма большей частью возлагают на династии, которые своевольно нарушали сакральные законы и тем самым подрывали общественные устои.
В рамках таких течений духовные лидеры нередко предпринимают далеко идущие попытки пересмотреть всю историю своих народов, преподнести ее как постоянную борьбу за осуществление изначальных принципов своей религии. Ислам, буддизм и индуизм преподносятся как важнейшее достояние общества, а сущность истории как охрана этого достояния от проникновения западных идей и возникновения пагубных отступлений от религии. Гораздо интенсивнее, чем в реформаторских направлениях, фундаментализм выступает с критикой буржуазного Запада, превращая ее в критику Запада вообще, противопоставляя собственное вероучение его духовному и моральному распаду, чтобы вместе с его религией и куль
турой можно было бы отвергнуть и чуждые социально-экономические принципы.
Социальное кредо таких течений — всемогущество веры, демократия и справедливость. Демократия и справедливость трактуются как утверждение равенства и устранение крайностей богатства и бедности, как избавление от эксплуатации и обеспечение всем доступа к средствам существования. Эти принципы имеют громадную убеждающую силу, привлекая широкие массы, поднимая их на активную борьбу против социального и национального угнетения. Именно эта способность привлечь массы делает и поныне возрожденчество влиятельной идейной и политической силой, важным средством формирования широких движений против культурной экспансии Запада.
В качестве примера такого движения, характерного для недавнего прошлого, можно привести гандизм. Та струя, которую внес в развитие индийского национально-освободительного движения М.Ганди, способствовала объединению в нем различных слоев населения, превращению его в подлинно массовое. Он призывал участников движения к моральной стойкости, готовности принести себя в жертву ради свободы народа. Ганди сумел в полной мере мобилизовать ту моральную готовность, тот гнев и протест, которые накопились в индийском народе.
Весьма приспособлен к восприятию тенденций оказался ислам с его разработанным учением о воплощении справедливого общества (исламского государства) на земле, а также сильным влиянием общезначимых духовных принципов, выраженных в Коране и в Предании. 06 этом свидетельствует и роль ислама в антимонархической революции в Иране (1979 г.).
Значительный размах получило возрожденческое течение в буддизме, охватившее не только страны, где он признан, но и перекинувшееся в его прародину Индию. В Индии необуддизм влиял прежде всего на членов низших каст, привлеченных содержащимися в этом учении идеалами социальной справедливости и равенства. Необуддизм усилил критику монашеских порядков во имя того, чтобы сангха (монастырская община) вернулась к подлинным заветам буддизма и взяла на себя задачу исправления социальных порядков. Фундаменталистские варианты религии дают массовому сознанию новые, духовные ориентации в условиях ломки прежних жизненных устоев.
Выделяют следующие черты соответствия фундамен-талистских ориентации потребностям масс:
1. Нормы группового солидаризма не отвергаются, а расширяются до рамок единства всех членов религиозной (конфессиональной) общины, сплоченной совместным участием не только в ритуализованных религиозных действиях (молитва, паломничество), но и в общем политическом деле.
2. Выдвигается требование уравнивания членов конфессиональной общины. Этому способствуют совместные коллективные действия с участием представителей всех слоев общества. При этом всячески подчеркивается единство высших чинов и простого народа, их взаимная близость и т.д. Большую нагрузку в утверждении принципов эгалитаризма несут меры по перераспределению богатства через налоги на собственность, пожертвования, отказ от взимания процентов, устранение престижной и показной роскоши и т.д.
3. В отношении к жизненным благам фундаментализм сохраняет установку на непосредственное потребление, во многом ограничивая и осуждая накопительские тенденции (в том числе и чрезмерную частную собственность). Выдвигается принцип, что цель экономики не процветание и развитие, а сближение человека с Богом. В гармоничном обществе должно поддерживаться постоянное равновесие между экономическими достижениями и моралью.
4. Фундаментализм реализует оппозиционные установки массового сознания в требованиях создания справедливой власти, которая не должна иметь собственных корыстных интересов, отделенных от интересов народа. Олицетворением такой власти обычно становится хариз-матическая личность, наделяемая особыми свойствами и способностью к выражению общенародных интересов. Вместе с тем необходим и непреложный Закон, имеющий божественное происхождение и не подвластный человеческому произволу.
5. Опираясь на установки массового сознания, религиозный фундаментализм выдвигает жесткую моральную программу прав и обязанностей для всех членов общности. В соответствии с установкой, отрицающей духовную.•начимость индивида, фундаментализм прибегает не только к моральной критике грешника, но и к физическим наказаниям за совершение антисоциального проступка (побиение камнями, отрубание руки и т.д.).
6. Уравнительские тенденции массового сознания находят выражение также в призывах к устранению разрыва в потреблении, снижению уровня профессиональной и культурной дифференциации, они ведут к попыткам избавиться от научных элементов в общественном сознании, от научно-технических достижений и упростить культурную жизнь.
7. Существующая в массовом сознании дилемма между солидарностью и накоплением превращается в фун-даменталистской идеологии в широкомасштабное противостояние морального Духа и пагубной Материи. Носителем духовности становится та или иная религия, а воплощением злонамеренной материальности — капитализм. Моралистическая критика капитализма сопровождается противопоставлением ему принципов духовного совершенствования общества.
8. Очевидная для массового сознания связь между пагубными последствиями модернизации с Западом дает фундаментализму сильный антизападный импульс. Однако столь же сильное неприятие вызывает и “безбожный коммунизм. Поэтому фундаменталистские течения ревностно стремятся к искоренению видимого присутствия Запада в жизни членов конфессиональной общины и большинства населения общества.
9. Все эти особенности создают высокую степень двойственности и противоречивости процессам, связанным с ростом фундаментализма. Он активизирует участие масс как в общественно-политической, так и хозяйственной деятельности во имя достижения высоких, освященных религией целей. Он способствует реинтеграции общества на основе общих религиозных принципов, но вместе с тем он закрывает обществу перспективы конструктивной трансформации, подрывает стремление к освоению новейших достижений мировой цивилизации, а тем самым сковывает динамику общества. Приверженность к общерелигиозным принципам регуляции препятствует дифференциации общественной жизни и сознания, формированию в них автономных сфер рациональности и новых социальных институтов.
Глава XV. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Основные темы. Этнические, природные и исторические истоки культурного разнообразия России. Восточные и западные этнокультурные связи. Территориальные и климатические воздействия на становление менталитета русской культуры. Многообразие ценностного строя менталитета русской культуры и противоречия этнического локализма.
Православие в структуре духовной жизни. Нравственное и эстетическое значение православия. Нейтральное отношение православия к хозяйственно-практической жизни. Роль православия в укреплении авторитета российского государства. Подчиненное положение православия в структуре властных и административных связей. Застойность православного канона.
Противоречия русской культуры. Споры о “русской идее” и несводимость русской культуры к одному из идеологических вариантов. Бердяев о противоречиях русской культуры. Прерывистость исторического развития и противоречивость культурного достояния. Двойственность ценностного строя русской культуры. Сложилось ли в русской культуре ценностно-смысловое ядро?
Поликонфессиональность Российской империи.
Противоречия модернизации.
Государство в социокультурной структуре России, его формообразующие, интегрирующие и регулирующие функции. Основные черты политической культуры России: принятие властного авторитаризма как гаранта общественного порядка и вместе с тем постоянная оппозиция к самовластию и стремление к свободному волеизъявлению.
Российская интеллигенция и культура. Интеллигенция как основной носитель секулярно-просветительских механизмов в русской культуре. Либеральное, революционно-демокра
тическое направления в деятельности интеллигенции. Роль интеллигенции в формировании “срединной культуры”. Размах оппозиционных течений среди интеллигенции. Раскол среди интеллигенции как проявление антиномичности русской культуры и инверсионного характера общественной динамики.
Циклический характер перемен в политической и культурной жизни России. Инверсионные явления в российской истории.
Социокультурное размежевание и революция. Русская революция как феномен культуры, как проявление присущих ей полярных противоположностей. Роль культурных факторов в подготовке и осуществлении русской революции. Раскол культуры и образование “двух культур”.
Социокультурное формирование советского общества. Распад государственной системы и цивилизованных основ общественной жизни. Восстановление централизованного авторитарного государства, опирающегося на насилие и политико-идеологическую систему управления обществом. Ленинская установка на соединение “победоносной” пролетарской революции с достижениями буржуазной культуры. Репрессивно-манипуляторская система сталинизма. Культурно-идеологические принципы тоталитарного режима. Гонения на интеллигенцию и система “формирования нового человека”. Формирование официальной культуры из дореволюционного достояния и социалистической культуры.
Советская система как цивилизация. Социокультурное содержание общества. Мифологические черты “культа вождя”. Превращение марксизма-ленинизма в квазирелигиозное учение универсалистской ориентации. Причины принятия социализма и его глобальное распространение. Сакрализация учения “основоположников”. Система идеологической обработки населения. Роль партии как института регуляции духовной жизни. Идейные и культурные стороны партийной системы.
Ценностные принципы социализма: ограничение товарно-денежных отношений, частной собственности и частного предпринимательства, сферы формального права и свободы личности в пользу коллективистских и уравнительных отношений, регулируемых партийно-бюрократическим механизмом, вытеснение христианства и других религий в пользу “научного атеизма”. Культурные источники идейного утопизма, утопия и реальность социалистического общества.
Регуляция межнациональных отношений. Поощрение “расцвета национальных культур” под идейно-политическим контролем партии и административной системы. Унификация всех больших и малых народностей в “единый советский народ”. Достижения культурной политики советской власти и ее противоречия.
Социокультурная струкрура советского общества. Роль идеологии и партийной регуляции. Социокультурные противоречия социалистической системы; тотальная унификация и обременительная унификация при блокировании потенций развития. Издержки государственно-партийной регуляции культурной жизни. Раздвоение духовной жизни на официальную и оппозиционную. Массовое распространение двойной морали и лицедейства. Причины и характеристика застоя в культурной жизни.
Социокультурные перспективы. Плюрализм социокультур-ных процессов и поиски путей устроения общества. Культурные аспекты модернизации: имитация Запада или поиски собственного пути? Проблема обустройства России. Роль культуры в обеспечении социальной дифференциации и формировании нации.
Проблемы межнациональных отношений на территории бывшего СССР. Национализм и межконфессиональные отношения.
Инверсионный характер перестройки и формирование узлов социокультурных противоречий, чреватых срывами или настоятельно требующих разрешения: модернизация и стабильность, социальная дифференциация и поддержание национального единства, развитие отношений с Западом и сохранение цивилизационной самобытности, преодоление национализма и налаживание межкультурного взаимодействия и взаимопонимания.
Этнические, природные и исторические истоки культурного разнообразия России
По этническому генотипу русская культура принадлежит к общеславянскому типу, что на протяжении всей истории создавало предпосылки общности славянских культур и порождало сильную тягу к панславизму. Однако и в этническом плане русской культуре присуща, с одной стороны, значительная степень сходства в языковом и этническом планах, но с другой заметная степень внутренней разделенности на субэтносы (население Поморья, русского Севера, Поволжья, Сибири, Приморья, казаки и т.д.).
Эта разделенность формировалась как адаптацией на-
• 1ясния к местным природным и культурным ареалам,
iK и историческим опытом. Жизнь в районах русского t свера с его лесами, торговыми городами, традиционными промыслами, монастырями весьма отлична от степных районов с огромными пространствами пахотных земель, интенсивным животноводством и длинными торг-"кыми трактами. Другим фактором разнообразия было
• шимодействие с другими народами Евразии в тех аре-.1 iax, где обосновывалось русское население и где происходило смешение и взаимная культурная адаптация.;)ю и определило одну из важнейших характеристик этнокультурного облика России — значительный диапазон нариативности диалектов, фольклора, обрядов, форм бы-ювой культуры и верований.
Формирование русской национальной культуры проходило на протяжении веков как тенденция преодоления
•тнической рыхлости и разобщенности, но в условиях интенсивного воздействия извне, как со стороны Запада, гак и Востока. Это воздействие носило не только собственно культурный характер, но принимало нередко.жстремальные формы, подвергая русский народ угрозе пытеснения и рассеяния. Как мы знаем, общим механизмом консолидации и защиты общества являются государство и религия, которые и в России приобрели столь большое значение.
Православие в структуре духовной жизни
Важнейшая социологическая характеристика того религиозного порядка, который утвердился в России с принятием и распространением православия, относится не к содержанию религиозного учения, а к месту религиозного института, т.е. церкви, в общей социокультурной системе. На Западе результатом развития цивилизации, который не был “запланирован” в первоначальном христианстве, стало отделение единой церкви от множества центров государственной власти. Это означало, что политический и общекультурный порядок были отделены друг от друга, хотя в перипетиях взаимной борьбы этот принцип мог нарушаться обеими сторонами. Напротив, восточное христианство сложилось как система независимых друг от друга (автокефальных) патриаршеств, которые находились между собой в отношениях ревнивого соперничества за власть над душами и умами “своих” верующих. Такое рассогласование резко снижало способность церковных властей противостоять власти политической. Автокефальный статус различных церквей восточного христианства означал не только независимость друг от друга, но и их зависимость от государства, выступавшего как гарант веры. В сущности, такова была уже византийская традиция, в соответствии с которой церковь утверждала божественную санкцию монаршей власти. С утверждением самостоятельности московского патриаршества в XV в. церковь на Руси становится существенным орудием централизации, утверждения государственного единства и борьбы против “неверных”, т.е. государств иных конфессий.
Московские государи проявили большое “своеволие” в организационных церковных делах, назначая на высшие церковные должности или прогоняя неугодных иерархов. Однако чем сильнее была организационная зависимость, тем крепче религиозное сознание держалось за независимость “священного предания”. Поэтому пересмотр богослужебных книг в середине XVII в., принятый по инициативе патриарха Никона, был воспринят значительной частью народа как отступление от канона и привел к длительному расколу с его постоянной тенденцией перехода в народные бунты, непризнания официальных властей и т.д.
Национально-государственная привязанность православия утвердилась и в других восточных церквах. Важнейшим культурным результатом такого положения явилась культурная замкнутость, локальная изолированность этих церквей и застойность их вероучения. Тот богословский итог, который был достигнут в Византии и зафиксирован в постановлении семи Вселенских соборов, был воспринят восточным православием как окончательная “истина”, и уже не было такого авторитета, который мог бы утвердить ее изменение. Сопротивление “еретическому” инакомыслию, неприятие любого измене
ния “стародавних” обрядов сковало силы православия и превратило его в покорного слугу авторитарного государства.
Застойный характер религиозной жизни привел к тому, что уже с середины XVII в., т.е. до Петровских реформ, присущее русскому обществу противоречие между принципами стабильности и развития приняло характер противостояния самобытности “святой Руси” и западничества (“латинствующие”). Православие сопротивлялось европейским влияниям в духовной жизни, представляя их как “отступление от чистой веры Христовой”. Церковные порядки, установленные Петром I и его преемниками (введение Синода, секуляризация церковных земель и другие меры), усилили организационную зависимость церкви от государства. Однако содержание вероисповедания, “святыня веры”, осталось незатронутым, превращаясь все более в косное, архаичное начало. Православию были чужды сколько-нибудь серьезные попытки реформации. Незыблемость церковной жизни, устарелость ее языка и обрядов, застой ортодоксии усиливали изоляцию церкви от образованной части общества. Прочная связь церкви и престола приводила к тому, что растущая оппозиция против власти переносилась и на церковь. Официальная церковь не могла стать накопителем народного протеста против социальной несправедливости. Она не породила мучеников борьбы с самодержавием и крепостным правом, постоянно призывая к смирению перед властями и заглушая народное негодование. Вместе с тем духовная косность православия лишь способствовала усилению секуляризма и неверия среди образованных слоев общества. Развитие культуры проходило мимо религиозной жизни и вело не к реформации, а к секуляризации, выражавшейся в форме равнодушия, прямого неверия и принципиального атеизма.
Застойный характер православия не устранял сам по себе сдвигов в культурной жизни, которая отнюдь.не сводилась к религиозно регулируемому “благочинию”. Одним из источников этого разнообразия была народная, во многом еще языческая, почвенническая и “мужицкая” культура, представленная фольклорной, обрядовой, праздничной, смеховой традициями. Вторым источником было влияние извне, со стороны многих культур Запада и Востока, интенсивное общение с которыми Россия поддерживала на протяжении многих веков. Третьим источником разнообразия стало государство как одна из важнейших сил, которая не только объединяла население, распространенное на огромных пространствах Евразии, но и так или иначе способствовало развитию и дифференциации как хозяйственной,так и культурной деятельности.
Противоречия русской культуры
Хорошо известно о том, что исходная историческая и социологическая характеристика русской культуры состоит в том, что в ней отражается пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационными типами — Европой и Азией, Западом и Востоком. Длительные споры, протекавшие в России на протяжении почти всего XIX в. и продолжающиеся до сих пор, породили разные ответы.* Мыслители западнической ориентации предпочитали видеть в России неуклонную тенденцию приобщения к Западу и преодоления “восточной отсталости”. Мыслители славянофильского типа, напротив, отстаивали самобытность России, ее принципиальное отличие от Запада, как, впрочем, и от Востока, видя в ней общинно-православное начало. Позднее выявилась и евразийская линия в понимании русской культуры, в которой утверждалось ее пространственное, историческое и духовное слияние с азиатским ареалом.
Однако эти идейные споры отражали несводимость русской культуры к одному из вариантов или к сочетанию и синтезу того и другого. Такие попытки неизменно оказывались неудачными. Часто встречающиеся в научных работах формулировки о “парадоксальности” русской культуры свидетельствуют, что ее понимание требует преодоления однозначных, линейных схем и обращения к многомерной концепции. Такой подход возможен
* Хотя и в разных терминах, о раздвоенности русской культуры писали многие мыслители: А.Герцен, Г.Федотов, Г.Флоровский, Н.Ильин и др.
именно на основе применения цивилизационного анализа, так как русская культура несводима к этническому или национальному субстрату, хотя, несомненно, несет в себе характеристики обоих этих уровней.
Бердяев о противоречиях русской культуры. Именно это промежуточное положение между Западом и Востоком, взаимодействие с обоими началами и противодействие им привело к глубокой противоречивости русской культуры, ее раздвоенности и внутренним расколам. Неся в себе черты сходства с культурой Запада и культурами Востока, русская культура вместе с тем отличается от них. По выражению Н.Бердяева, Россия соединяет в себе Запад и Восток как два потока мировой истории и это соединение превращает ее отнюдь не в некий интегральный вариант, а в арену “столкновения и противоборства восточных и западных элементов”. Эта хорошо знакомая исходная антиномия развертывалась в “поляризованности русской души”, в культурном расколе между правящим классом и народными массами, в переменах внутренней политики от попыток реформ к консерватизму, а во внешней политике — от тесного союза со странами Запада до противостояния им.
Конкретизируя исходное противоречие русской истории, Н.Бердяев выделяет в ней пять периодов, которые вместе с тем образуют разные сущности, “пяоть разных России”; киевская, татарского периода, московская, петровская, императорская. Особым образованием становится и советская Россия. Эти России, сменяя друг друга, вместе с тем накладывались друг на друга, не образуя органического единства и преемственности. Напротив, общество проходило через радикальные, во многих отношениях катастрофические, изменения социокультурного типа*.
Хотя приводимое Бердяевым перечисление номинально связано с меняющимися центрами и типами государственности, конечно не в этом был его критерий, определяющий характер общества. С типом государственности был тесно связан общий характер культуры, тенденции, определяющие ее динамику в каждом периоде.
* Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма.— М., 1990.—
Каждый переход от одного периода к другому сопровождался не только далеко идущей перестройкой предшествующих политических и социальных структур, но и их ломкой, энергичными мерами по отрицанию и разрушению отвергаемого прошлого. Таков был вынужденный результат татаро-монгольского господства, политики Ивана Грозного и потрясений Смутного времени. Таковы были следствия целеустремленной политики Петра I и его преемников. В дворянско-бюрократической империи были отменены или ограничены прежние феодальные привилегии и порядки,создана новая социальная иерархия на основе “Табели о рангах” и выслуги на государственной службе. Европеизация осуществлялась через крайнее социальное и культурное расслоение “по вертикали”: европеизированые и просвещенные “верхи” и закрепощенные, бесправные и темные “низы”. В свою очередь, дворянская культура решительно отвергалась разночинной интеллигенцией, а нарастающая буржуазия беспощадно рубила “вишневые сады” и обрекала на разорение “дворянские гнезда”. Нарастание социальных противоречий и движений социального протеста зачастую отражалось в отрицании господствующей культуры и культурном нигилизме.