Все издержки предприятия разделим на условно – постоянные (ФЗП, отчисления, аренда, коммунальные платежи, электроэнергия, прочие платежи) и условно – переменные (сырьё, материалы, налоги, проценты по кредиту) (таблица 9). Учитывая то обстоятельство, что при расчете брались усредненные показатели затрат, то условно примем все затраты постоянными.
Показатели для расчета точки безубыточности.
Таблица 12.
Месяцы | Условно-постоянные затраты, руб. | Совокупные затраты, руб. | Валовая выручка, руб. |
0 месяц | 100000,0 | 100000,0 | 0 |
1 месяц | 100000,0 | 142520,0 | 53280 |
2 месяц | 100000,0 | 182640 | 112330 |
3 месяц | 100000,0 | 223160 | 166860 |
4 месяц | 100000,0 | 263680 | 222400 |
5 месяц | 100000,0 | 304200 | 275220 |
6 месяц | 100000,0 | 337200 | 321460 |
7 месяц | 100000,0 | 372900 | 370680 |
8 месяц | 100000,0 | 413420 | 423330 |
9 месяц | 100000,0 | 453940 | 477610 |
10 месяц | 100000,0 | 494460 | 530890 |
11 месяц | 100000,0 | 534980 | 587140 |
12 месяц | 100000,0 | 575500 | 640250 |
Рис. График точки безубыточности.
Произведём оценку эффективности проекта. Для этого рассчитаем точку безубыточности Qктб по формуле:
|
|
Qктб = Fс/ (Qп – Vс) * Qп,
где Qп – среднемесячный объем реализованных услуг;
Fс - постоянные затраты (ФЗП, отчисления, аренда, коммунальные платежи, электроэнергия, реклама, прочие платежи)
Vс - переменные затраты (сырьё, материалы, налоги);
Qктб = 30750,0 / (53354,17– 8770,0)*53354,17 = 36800,0
Qп больше Qктб, значит, проект прибыльный.
Для оценки эффективности проекта используют следующие показатели:
- чистый дисконтированный доход NPV
определяется по формуле:
NPV = Σ Pn/ Кt - IC, где
Pn - годовые поступления в период рассчитываемых лет (прибыль);
IC - одноразовые инвестиции (на приобретение оборудования, материалов, реконструкцию);
Кt – коэффициент дисконтирования.
Коэффициент дисконтирования (Kt) рассчитаем по формуле:
Kt = (1 + r)t ,
где r = 12 % (0,12) – процентная ставка (норматив дисконтирования);
t – год проведения затрат.
Kt = (1 + 0,12) = 1,12
Рассчитав чистый дисконтированный доход, получим:
NPV = 178340 / (1,12)1- 100000 = 59232,14 руб.
Данный инвестиционный проект стоит признать рентабельным, поскольку чистая текущая стоимость выше, чем первоначальные инвестиции.
- внутренняя норма доходности IRR
определяется по формуле:
IRR = (NPV: IC)* 100 (в процентах)
IRR = 59232,14/100000 * 100 = 59 %
Ответ показывает, что внутренняя норма прибыли составляет 59%. Следовательно, инвестиционный проект выгоден для предприятия и инвестора.
- индекс доходности затрат и инвестиций PI
PI = Σ Pt/(1 + r) : IC,
где Pt –годовые денежные поступления в периоде t;
PI = 178340/ (1,12): 100000 = 1,6
В нашем случае, PI > 1, следовательно, инвестиционный проект эффективен.
|
|
- срок окупаемости проекта PP
РР = IC / Рср,
где Рср – среднегодовые денежные поступления
PP = 100000/178340 = 0,56 года, что составляет примерно 7 месяцев.
Заключение
Проделана большая серьезная работа по проектированию стоматологических услуг. В самом начале планирования предполагалось взять кредит в размере 550 000 рублей, а при ближайшем рассмотрении оказалось достаточно начальных средств для развития бизнеса в размере 100 000 руб. Тем более, что отдача кредита не вызовет затруднений у предприятия. Даже более того, по расчетам выяснилось, что будут образовываться свободные средства, так необходимые для закупки собственной стоматологической установки в течение третьего года жизни предприятия.
Список использованной литературы
1. Афанасьев М.П. «Маркетинг: стратегия и практика фирмы». — М.: Финстатин-форм, 1995.
2. Буров В., Ломокин А. «Бизнес-план фирмы». Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Вершигора Е.Е. «Менеджмент». М., 2002.
4. Грабовой П.Г., Петрова С.И. и др. «Риски в современном бизнесе». — М.: Алане,1994.
5. Дашков Л.П., Данилов А.И. «Предпринимательство и бизнес». Учеб. пособие.— М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1995.
6. Дихтль Е., Хершген X. «Практический маркетинг». Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 1995.
7. Идрисов А. Б. «Планирование и анализ эффективности инвестиций». - М.: PRO-INVEST Consulting, 1995.
8. «Обозрение стоматология». Журнал №3, апрель 2003, Изд.ПБОЮЛ Воловик И.Г., Н.Новгород
9. «Обозрение стоматология». Журнал №7, август 2003, Изд.ПБОЮЛ Воловик И.Г., Н.Новгород
10. Карлофф Б. «Деловая стратегия: концепция, содержание, симптомы»: - М.: Экономика – 1991.
11. Ковалев А.В. «Финансовый анализ: теория и практика». — М.: Финансы и статистика, 1995.
12. Коромыслова В.В. «Основы менеджмента» Методические рекомендации. Киров, 2005 г.
13. Кочеткова А.И. «Введение в организационное поведение и организационное моделирование» - М., 2003
14. Кочеткова А.И., Уткин Э.А. «Управление персоналом в малом и среднем бизнесе» - М., 1996
15. Котлер Ф. «Основы маркетинга»— СПб.: Литера Плюс, 1994.
16. Липсиц И.В., Koccoe B.B. «Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа».— М.: Бек, 1995.
17. Лэйхифф Дж. «Бизнес-коммуникации: Стратегии и навыки». СПб., 2001.
18. Методические указания по техническому оформлению выпускных квалификационных (дипломных) работ под ред. Овчинникова. – М.: Современный гуманитарный университет, 1998.
19. Налоговый Кодекс РФ. Часть I от 31.07.1998 г. №146-ФЗ.
20. Налоговый Кодекс РФ. Часть II от 05.08.2000 г. №117-ФЗ
21. Трудовой Кодекс РФ от 21.12.2001 г.
22. Уилсон П. «Финансовый менеджмент в малом бизнесе». Пер. с англ.— М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.
23. Шуплецов А.И. «Бизнес – планирование» Методические рекомендации. Киров, 2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
|