Прибыль — это главный показатель результативности работы банка. Разность между доходами и расходами коммерческого банка составляет его валовую прибыль. Именно показатель валовой прибыли (т.е. без учета уплаты налогов и распределения остаточной прибыли) дает характеристику эффективности деятельности коммерческого банка.
Результаты деятельности коммерческих банков, все произведенные расходы и полученные доходы в истекшем финансовом году учитываются по счету прибылей и убытков.
Данный документ позволяет исследовать структуру и соотношение отдельных статей доходов и расходов банка, а также их групп, провести анализ доходности конкретных операций банка, пофакторный анализ прибыли коммерческого банка.
В доходной части можно выделить три группы статей:
1) доходы от операционной деятельности банка, включающие доходы от межбанковских операций, операций с клиентами, ценными бумагами, лизинговых операций. Они делятся на: процентные доходы (процентные доходы, полученные по межбанковским ссудам; процентные доходы, поступившие по коммерческим ссудам) и непроцентные доходы, в том числе: доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды по ценным бумагам, доходы от участия в совместной деятельности предприятий и организаций и пр.); доходы от валютных операций; доходы от полученных комиссий и штрафов;
2) Доходы от побочной деятельности, т.е. от сдачи в аренду служебных и других помещений, оборудования, временно оказавшихся свободными, а также оказание услуг небанковского характера;
3) Доходы, отраженные по ряду статей и не заработанные банком, использованные резервы, результаты от переоценки долгосрочных вложений.
Расходная часть счета прибылей и убытков может быть сгруппирована следующим образом:
1) операционные расходы, к которым относятся проценты и комиссионные, выплаченные по операциям с клиентами (включая банки), по привлечению долгосрочных займов на финансовых рынках и др.;
2) расходы, связанные с обеспечением функционирования банка, включающие административно-хозяйственные расходы и амортизационные отчисления по установленным нормам;
3) расходы на покрытие банковских рисков, к которым относится создание резервов на покрытие кредитных потерь и прочих убыточных операций.
Если группировать валовые расходы банка по принципу «процентные» и «непроцентные», то процентные расходы — это начисленные и уплаченные проценты в рублях и в валюте, а к непроцентным расходам относятся: операционные расходы, уплаченные комиссионные по услугам и корреспондентским отношениям, расходы по операциям с ценными бумагами, расходы по операциям на валютном рынке, расходы по обеспечению функционирования банка, расходы на содержание аппарата управления, хозяйственные расходы, прочие расходы, штрафы, пени, неустойки (уплаченные), проценты и комиссионные прошлых лет и т.д.
Приведенная группировка доходов и расходов счета прибылей и убытков банка не является единственной, но она позволяет судить о методе формирования прибыли банка и перспективах сохранения или изменения рентабельности его деятельности. Для банков США предусмотрено указание сальдирующего результата от операций с ценными бумагами, после чего выводится чистая прибыль и доход на одну акцию.
В зарубежных банках параллельно со счетом о прибылях и убытках, как правило, составляется так называемый «баланс усредненных капиталов», который представляет собой аналитическую таблицу и не является официальным элементом отчетности. Данный баланс используется для аналитических целей самим банком. В его построении имеется ряд особенностей.
Статьи баланса группируются: в активе — на приносящие и не приносящие доход, в пассиве — на оплачиваемые и неоплачиваемые. Такое построение баланса облегчает анализ доходности банка. Более высокий удельный вес в активе статей, не приносящих доход, снижает доход, однако увеличивает ликвидность банка. Значительный объем неоплачиваемых средств в пассиве увеличивает доходность, но снижает ликвидность.
В балансе операции банка увязываются с доходами и расходами по ним. Поэтому он является ценным документом не только для анализа доходности деятельности банка в целом, но и по отдельным группам операций.
Баланс усредненных капиталов с использованием данных результативного счета позволяет рассчитать минимальную доходную маржу банка, которая дает возможность банку покрыть необходимые расходы, но не приносит прибыль. Этот показатель называется «мертвой точкой доходности банка». При расчете этого показателя учитываются также:
— общие расходы банка (административно-хозяйственные);
— страховые резервы, амортизационные отчисления и т.д.;
— прочие доходы, не отраженные в балансе, а учитываемые по забалансовым счетам (комиссии, возврат по убыточным операциям предыдущих финансовых лет, побочные доходы банка);
— сумма актива баланса;
— сумма статей актива, не приносящих дохода.
Отчет о прибылях и убытках банка
Процентный доход - Процентные расходы = Чистый процентный доход +/- Другие операционные доходы (убытки) = Валовой операционный доход (убытки) - Операционные расходы = Чистый операционный доход (убытки) -Расходы по созданию резервов на покрытие убытков по кредитам = Доход (убытки) до непредвиденных событий +/-Прибыль (убытки) от непредвиденных событий = Чистый доход (убытки) до уплаты налогов - Налог на прибыль = Чистая прибыль (убытки)
Распределение прибыли.
Такая схема отчета о прибылях и убытках включает доходные и расходные статьи, отражающие основные обобщенные операции банка и процесс формирования прибыли с указанием получаемой прибыли на промежуточных этапах.
Проанализировав эту схему, можно сделать вывод о том, что доходом банка от основной деятельности является доход от полученных процентов, а расходами считаются расходы по выплате процентов.
Доходами (убытками), связанными с неосновной деятельностью, являются другие операционные доходы (убытки). Поскольку расходы по выплате процентов учтены как расходы по основной деятельности, из полученного текущего результата, равного сумме (разности) чистого процентного дохода и других операционных доходов (убытков), вычитается сумма операционных расходов, что дает чистый операционный доход (убытки). Из этого результата вычитается резерв на покрытие убытков по кредитам, после чего к полученному результату прибавляется (вычитается) прибыль (убытки) от непредвиденных событий. Полученный результат представляет собой чистый доход /убытки) банка до уплаты налогов. Далее из полученного результата вычитается налог, что дает чистую прибыль (убытки) банка за рассматриваемый период.
Структура отчета о прибылях и убытках банка позволяет анализировать как абсолютные, так и рассчитываемые тем или иным образом относительные показатели доходов, расходов и прибыли банка по основным обобщенным позициям. Сравнение полученных данных с данными на начало отчетного периода, а также анализ тенденций их изменения за несколько отчетных периодов позволяют более обоснованно подходить к оценке деятельности банка и принятию соответствующих финансовых решений.
Банки привлекают средства, за использование которых они выплачивают своим вкладчикам и кредиторам доход, определяемый годовой ставкой процентов по депозитам и займам и купонной процентной ставкой по долговым обязательствам, которую также можно привести к эквивалентной годовой ставке процентов. Таким образом, все расходы банка, затраченные на использование привлеченных им средств, по своей финансовой сущности являются по принятой терминологии процентными. Следовательно, если в таком отчете о прибылях и убытках банка будет обобщенная статья «Процентные расходы», в которой приведена полностью сумма процентов, выплаченных за использование привлеченных средств в отчетном периоде, то предшествующая ей статья «Процентный доход» должна учитывать все доходы, полученные при использовании привлеченных банком средств, разница между такими доходами и расходами действительно даст результат, который можно назвать чистым процентным доходом, или, иначе говоря, прибылью от операций банка, связанных с направлением всех привлеченных им средств на активные операции, приносящие процентный доход. Другой составляющей анализа эффективности операций коммерческого банка является анализ процентной политики банка.
Процентная политика коммерческого банка отражается в динамике процентных ставок по его пассивным и активным операциям. Пассивные операции банка связаны с привлечением ресурсов. Ресурсная база формируется за счет таких привлеченных ресурсов, как вклады (депозиты) до востребования и срочные депозиты юридических и физических лиц, межбанковские кредиты, депозитные сертификаты, векселя. Устойчивую базу для развития активных операций банка составляют депозитные операции — вклады до востребования и срочные, депозитные сертификаты, которые являются наиболее дешевыми ресурсами. Поэтому при оценке процентной политики коммерческого банка анализируется стоимость всех ресурсов и депозитных операций. Основные направления такого анализа:
- изучение динамики, в том числе номинальной средней цены ресурсов коммерческого банка;
- изучение средней номинальной процентной ставки по привлеченным ресурсам в целом и по отдельным их видам;
- расчет реальной стоимости ресурсов, включая отдельные их виды;
- анализ изменения доли процентного расхода по привлеченным ресурсам в общем размере расходов коммерческого банка;
- выявление основного фактора удорожания ресурсов банка.
Расчет средней номинальной цены ресурсов и отдельных их видов позволяет выявить динамику цены — удорожание или удешевление ресурсов в отчетном периоде по сравнению с предшествующим, а также определить отклонение цены по отдельным видам ресурсов от средней. Кроме того, представляется возможным установить самый дорогой для банка вид ресурсов.
При определении стоимости ресурсов различаются номинальная (рыночная) и реальная цена ресурсов. Номинальная, или рыночная цена — это процентные ставки, отражаемые в договорах и складывающиеся на рынке. По ним осуществляется начисление процентных платежей в пользу владельца ресурсов. Однако под воздействием ряда факторов ресурсы для банка обходятся дороже, чем отражено в договоре по их привлечению. Одним из таких факторов является депонирование части привлеченных ресурсов на счете в ЦБ в соответствии с нормой обязательных резервов; вторым — отнесение на себестоимость банковских операций расходов по процентным платежам только в пределах нормы (учетная ставка ЦБ + 3 пункта).
Реальная стоимость межбанковского кредита формируется под влиянием действующей системы налогообложения. На себестоимость банковских операций относятся процентные платежи по межбанковскому кредиту, исходя из ставки, равной учетной ставке ЦБ плюс 3 пункта. Процентные платежи сверх этой нормы покрываются прибылью банка, являющейся объектом налогообложения.
При анализе процентной маржи следует исходить из ее назначения: маржа предназначена для покрытия издержек банка и рисков, включая инфляционный, создания прибыли, покрытия договорных скидок.
В общеэкономическом смысле понятия рентабельности и прибыльности совпадают. Поэтому фактически необходимо рассчитать показатель рентабельности банка.
Рентабельность характеризует уровень отдачи на 1 руб. вложенных средств, что применительно к коммерческому банку означает соотношение величины полученной прибыли и средств, внесенных акционерами (пайщиками) банка.
Этот показатель абстрагирован от системы налогообложения коммерческих банков и может служить для межстранового сравнения эффективности деятельности коммерческих банков.
Для того чтобы оценить эффективность деятельности коммерческого банка по сравнению с другими субъектами экономики, целесообразно использовать такой показатель, как отношение чистой прибыли к размеру оплаченного уставного фонда коммерческого банка. Он характеризует эффективность и целесообразность вложений средств в тот или иной банк, степень «отдачи» уставного фонда.
Существуют и другие показатели, характеризующие рентабельность (прибыльность, эффективность) деятельности коммерческого банка. В их числе — соотношение прибыли и суммы доходов коммерческого банка. Этот показатель отражает удельный вес прибыли в общей сумме доходов коммерческого банка. Иными словами, он показывает, какая часть доходов коммерческого банка идет на формирование прибыли. Если вычесть значение этого показателя (в долях единицы) из единицы, то будет получен показатель, характеризующий ту часть общей суммы доходов, которую банк направляет на возмещение своих расходов. Снижение этого показателя является крайне нежелательным для банка, поскольку означает увеличение доли доходов банка, используемых на покрытие расходов, и одновременное снижение доли прибыли в доходах.
С ростом платежного оборота повышается роль банков как расчетных центров. Банки расширяют базу накопления денежного капитала, мобилизуя как крупные, так и мелкие сбережения, и вкладывают полученные средства через инвестиции и систему кредитов в развитие экономики страны. Важную роль играет банк и как агент биржи, реализующий свое право продавать и покупать ценные бумаги и иностранную валюту.
Лекция 5. Организация безналичных расчетов и кассовая работа банков.
Все хозяйственные сделки обязательно завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную формы. Безналичные расчеты — это денежные расчеты, выполняемые путем записей по счетам в банках, при которых деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты осуществляются на основе совокупности принципов их организации, форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
Порядок взаимоотношений по осуществлению расчетов регулируется Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 2-П и договором о корреспондентских отношениях.
Безналичный денежный оборот включает расчеты между:
- предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных организациях;
- юридическими и физическими лицами, банками по получению и возврату кредита;
- юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;
- физическими лицами и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также по получению бюджет-ных средств.
Система безналичных расчетов состоит из взаимосвязанных элементов (рис. 1).
Расчетные, текущие, бюджетные и другие счета в банках | Расчетно-денежные документы |
Расчеты по товарным операциям | Расчеты по нетоварным операциям |
Способы платежа |
Виды платежа |
Принцип организации безналичных расчетов |
Формы расчетов |
Рис 1. Система безналичных расчетов
Основу ее составляют банковские счета предприятий (клиентов), а также расчетно-денежная документация.
Ускорение процесса реализации продукции и оборачиваемости оборотных средств во многом зависит от рациональной организации расчетов.
Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям. Расчеты по товарным операциям — это расчеты за отгружаемую предприятиями продукцию, которые сопровождаются движением платежных документов и денег. Расчеты по нетоварным операциям — это расчеты с финансовой системой по уплате процентов за кредит и комиссионных с вышестоящими и прочими организациями. Расчетные операции отличаются по способу платежа, в котором отражаются характер его источника и форма движения.
Применяются следующие способы платежа:
— перечисление денежных средств с расчетных (других) счетов плательщиков на счета получателей;
— зачет взаимных требований плательщиков и получателей (клиринг) с перечислением на соответствующие счета участников зачета лишь незачетной суммы;
— гарантированный платеж получателю, который может осуществляться банком из средств специально созданного депозита плательщика, а также без создания такового.
Виды платежа следующие: полной суммой, частями, а также по сальдо взаимных требований.
Принципы организации расчетов:
1-й принцип: безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентам, — как физическим, так и юридическим лицам — для хранения и перевода средств;
2-й принцип: платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете;
3-й принцип: свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков;
4-й принцип: принцип срочности платежа. Срочный платеж может осуществляться: до начала торговой операции, немедленно или через определенный срок после совершения торговой операции, в соответствии со сроками по договору. Досрочный платеж — выполнение денежных обязательств до истечения оговоренного договором срока. Отсроченный платеж — это когда при невозможности погасить денежное обязательство в намеченный срок осуществляется продление первоначального срока. Просроченным платеж считается при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения кредита при наступлении срока платежа;
5-й принцип: принцип обеспеченности платежа. Предполагает наличие у плательщика или у его гаранта ликвидных средств для погашения обязательств перед получателем денежных средств.
Действующими нормативными актами предприятиям Дано право без ограничений открывать в банках счета различных видов, которые предусмотрены действующим законодательством.
Счет является инструментом, позволяющим фиксировать движение денежных средств при ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Счета различаются по их назначению, по валюте учета, по субъектному составу их владельцев, по объему осуществляемых операций и другим признакам.
В соответствии с характером деятельности клиента, его правовым статусом и правоспособностью банки вправе открывать расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и иные счета.
Для расчетных операций используются разнообразные типы счетов. Среди них для обслуживания основной деятельности выделяется расчетный счет.
Расчетный счет является основным счетом предприятия и открывается в порядке, установленном законодательством РФ, для ведения расчетно-денежных операций по его деятельности. Операции по расчетному счету предприятия показывают изменения его долговых требований и обязательств. Расчетные счета предназначаются и используются для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета своих доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений. С расчетных счетов осуществляются расчеты с поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с рабочими и служащими по оплате труда, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также платежи по решениям судов и других органов (имеющих право принимать решение о взыскание средств со счетов предприятий в бесспорном порядке) и др. Остаток расчетного счета показывает свободные денежные средства, которыми располагает его владелец. Банк выдает клиенту выписки по счету по мере совершения операций.
Предприятиям, имеющим отдельные нехозрасчетные подразделения (магазины, склады, филиалы и представительства коммерческих организаций), расположенные отдельно и осуществляющие все или часть функций предприятия (что должно быть указано в учредительных документах создавшего их юридического лица или в решении о создании филиалов юридическим лицом), по ходатайству владельца основного счета могут быть открыты субрасчетные счета. Субрасчетные счета могут быть открыты и на имя самого юридического лица. Субрасчетные счета открываются по месту нахождения филиалов (отделений) и представительств в таком же порядке как открывается расчетный счет.
Операции по таким счетам ограничены и осуществляются, как правило, по разрешению головной организации в соответствии с конкретным перечнем операций, который она устанавливает согласно требованиям действующего законодательства.
Субрасчетные счета предназначаются для расчетов с поставщиками и покупателями за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также для зачисления платежей покупателей, поступающих за отгруженные (отпущенные) товарно-материальные ценности и оказанные услуги. Основное назначение этих счетов — аккумуляция поступающей выручки филиалов (отделений) и представительств юридического лица для последующего перечисления на расчетный счет юридического лица и производства расчетов. Выдача наличных денег с этих счетов, в том числе и на заработную плату, как правило, не предусматривается.
Обособленному структурному подразделению, состоящему на отдельном балансе, по ходатайству коммерческой организации может быть открыт самостоятельный расчетный счет в обслуживающем ее банке.
Субрасчетный счет учитывается на тех же балансовых счетах, что и расчетные — в зависимости от организационно-правовой формы предприятия.
Текущие счета открываются по законодательству РФ юридическим лицам — резидентам, являющимся некоммерческими организациями. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете.
Текущие счета предназначены для осуществления расчетных операций в соответствии с целями деятельности, предусмотренными учредительными документами юридического лица, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Текущие счета предназначаются для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), осуществления расчетов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, учета сумм полученных кредитов и иных поступлений, расчетов с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решение о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке и др. Текущие счета могут открываться филиалам (отделениям) и представительствам юридических лиц, а также филиалам (отделениям) и представительствам при предоставлении ходатайства юридического лица. По текущим счетам могут проводиться расчетные операции, связанные с оплатой труда, административно-хозяйственными расходами и т.д.
Бюджетные счета открываются предприятиям, организациям и учреждениям, которым выделяются средства за счет бюджетов для целевого их использования.
Остатки неиспользованных средств на бюджетном счете распорядителя бюджетных средств перечисляются его платежным документом на счет органа федерального казначейства.
Бюджетные счета распорядителей бюджетных средств открываются предприятиям, организациям и учреждениям, которым выделяются средства за счет федерального и местного бюджетов для целевого их использования.
Текущие счета по внебюджетным средствам открываются предприятиям и организациям, состоящим на федеральном или местных бюджетах. Внебюджетными средствами являются средства, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых им из бюджета соответствующего уровня. В основном, это средства, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности.
Банки имеют право открывать клиентам на определенный срок накопительные счета для зачисления средств. Расходование средств с этих счетов не допускается.
Средства с накопительных счетов по истечении срока перечисляются на оформленные в установленном порядке расчетные (текущие) счета клиентов. Накопительные счета не должны использоваться для задержки расчетов и нарушения действующей очередности платежей.
На счетах учета операций по расчетным (текущим) счетам клиентам могут открываться в установленном порядке отдельные лицевые счета для учета операций по использованию средств на капитальные вложения и другие цели. Открытие этих счетов и совершение по ним операций производится на договорных условиях на том же балансовом счете, где учитываются операции по расчетным (текущим) счетам. При этом не должна нарушаться действующая очередность платежей. Средства на эти счета должны перечисляться с расчетных (текущих) счетов.
Схема обозначения лицевых счетов и их нумерации (по основным счетам)
В обозначении счета текстом показываются следующие данные: цифровой номер лицевого счета; по кредитным счетам — цель, на которую выдан кредит — текстом, номер кредитного договора, размер процентной ставки, срок погашения кредита, цифровое обозначение группы кредитного риска, по которой начисляется резерв на возможные потери по кредитам, другие данные по решению банка. На каждый отдельный показатель открывается отдельный лицевой счет.
таблица 2.
Схема нумерации:
Номер раздела | Номер счета первого порядка | Номер счета второго порядка | Код валюты | Защитный ключ | Номер отделения банка, не имеющего корсчета | Символ бюджетной отчетности | Номер лицевого счета |
х | хх | хх | ххх | Х | хххх | ххх | хххх |
х | хх | хх | ххх | х | хххх | ххххххх |
Если семь знаков номера лицевого счета и четыре знака номера отделения излишни, то свободные знаки этих разрядов банками не используются. Свободные знаки обозначаются нулями. Для осуществления обязательной продажи части валютной выручки резидентам в уполномоченном банке параллельно открываются транзитный и текущий валютные счета. Валютная выручка в полном объеме поступает на транзитный валютный счет, о чем уполномоченный банк не позднее следующего дня извещает владельца счета, который, в свою очередь, в течение семи дней должен дать поручение уполномоченному банку на ее продажу.
Формы расчетов и платежные документы
Примерно 3/4 платежного оборота — это расчеты по товарным операциям, остальная часть — это расчеты с бюджетом, государственными органами и кредитными учреждениями. По территориальному признаку расчеты бывают одногородними (местными) и иногородними.
Форма расчетов включает в себя способ платежа и соответствующий ему документооборот, т.е. систему оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств.
В соответствии с действующим законодательством допускается использование следующих форм документов для безналичных расчетов:
1) платежное поручение — письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя средств;
2) аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении. Аккредитивная форма расчетов используется только в иногородних расчетах и только с одним поставщиком.
Аккредитив может быть:
— покрытый (депонированный), при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиками;
— непокрытый (гарантированный), по которому платежи поставщику гарантирует банк.
Кроме того, аккредитив может быть: отзывный, т.е. он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом, и безотзывный — не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика.
Кроме перечисленных существует еще вексельная форма расчетов, которая представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа — векселя. Вексель — это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Существуют простой и переводной векселя. Простой вексель выписывает сам плательщик. Переводной вексель-тратта — это приказ векселедателя плательщику об уплате вексельной суммы третьему лицу. Участвуют: трассант (векселедатель) — трассат (плательщик) — ремитент (векселедержатель — получатель платежа). Вексель передается из рук в руки с помощью передаточной надписи — индоссамента. Срок платежа по векселю — это обязательный реквизит. Вексельная форма расчетов предполагает обязательное участие в ней банков, в частности инкассирование банками векселей, т.е. выполнение ими поручений векселедержателей по получению платежей по векселям в срок. Приняв вексель на инкассо, банк берет на себя ответственность по предъявлению векселя в срок плательщику и по получению причитающегося по нему платежа. В вексельной форме расчетов помимо банка векселедержателя, инкассирующего векселя, может участвовать и банк плательщика в качестве домицилиата, т.е. выполнять поручение своего клиента-плательщика по своевременному совершению платежа по векселю.
Кассовые операции коммерческих банков обеспечивают налично-денежный оборот. Предприятия обязаны всю денежную наличность сверх установленных лимитов сдавать в банк. Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций банк имеет оборотную кассу. Банк стремится осуществить выдачу наличных денег за счет поступления их от клиентов, не обращаясь в ЦБР за подкреплением. Для этого банк составляет оперативный кассовый прогноз, а клиенты — кассовые заявки. Чаще всего приходные кассы принимают деньги по объявлению на взнос наличными. Возможна сдача денег через инкассацию.
Деньги расходной кассой выдаются в основном по денежным чекам из чековых книжек или по расходным кассовым ордерам, выписываемым бухгалтерией.
Все виды операций с наличными деньгами обязательно сопровождаются определенным документооборотом, четко регламентированным документами ЦБР.
Безналичный денежный оборот (расчет) охватывает расчеты между всеми субъектами рынка. Осуществление безналичных расчетов порождает взаимные межбанковские расчеты, которые проводятся через корреспондентские счета, открывающиеся на балансе каждого банка.
Для осуществления движения средств между банками корреспондентские счета могут быть открыты коммерческим банком (или для коммерческого банка) в рамках той или иной системы расчетов. Вся совокупность схем корреспондентских отношений в России называется национальной платежной системой финансовых расчетов. Сюда же, как составная часть национальной платежной системы, относятся и международные расчеты с применением корреспондентских счетов, открытых в иностранных банках (или иностранным банкам).
Межбанковские расчеты осуществляйся через специально создаваемые органы ЦБР — расчетно-кассовые центры (РКЦ), в которых по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются Корреспондентские счета банков, через которые банки
реализуют весь круг операций, связанных с обслуживанием клиентов, а также операции самого банка как хозяйствующего объекта. Одновременно с открытием счета заключается договор о корреспондентских отношениях с РКЦ ЦБР.
Вся система межбанковских расчетов основана на двух типах счетов — счета ЛОРО и счета НОСТРО. Счета ЛОРО и НОСТРО являются зеркальным отражением друг друга.
Основным инструментом для совершения безналичных платежей в Российской Федерации является система валовых расчетов Банка России.
Важное место в системе межбанковских расчетов занимают клиринговые расчеты, которые проводятся ЦБР между одногородними коммерческими банками. Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги.
Главный принцип — это осуществление их строго при наличии и в пределах остатка средств на этих счетах. Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям.
Безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам. Платежи со счетов должны проводиться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. При этом клиент сам выбирает форму безналичных расчетов. Платеж должен быть осуществлен в сроки, предусмотренные договором при наличии у плательщика средств на счете в банке.
Предприятия имеют право без ограничений открывать в банках счета различных видов, которые предусмотрены действующим законодательством.
В соответствии с характером деятельности клиента, его правовым статусом и правоспособностью банки могут открывать расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и иные счета.
Форма расчетов включает в себя способ платежа и соответствующий ему документооборот, т.е. систему оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств.