Лекция 4. Доходы и прибыль коммерческого банка

   Прибыль — это главный показатель результативности работы банка. Разность между доходами и расходами коммерческого банка составляет его валовую прибыль. Именно показатель валовой прибыли (т.е. без учета упла­ты налогов и распределения остаточной прибыли) дает характеристику эффективности деятельности коммерче­ского банка.

Результаты деятельности коммерческих банков, все произведенные расходы и полученные доходы в истек­шем финансовом году учитываются по счету прибылей и убытков.

Данный документ позволяет исследовать структуру и соотношение отдельных статей доходов и расходов бан­ка, а также их групп, провести анализ доходности кон­кретных операций банка, пофакторный анализ прибыли коммерческого банка.

   В доходной части можно выделить три группы статей:

1) доходы от операционной деятельности банка, включающие доходы от межбанковских операций, опе­раций с клиентами, ценными бумагами, лизинговых опе­раций. Они делятся на: процентные доходы (процентные доходы, полученные по межбанковским ссудам; про­центные доходы, поступившие по коммерческим ссудам) и непроцентные доходы, в том числе: доходы от инве­стиционной деятельности (дивиденды по ценным бума­гам, доходы от участия в совместной деятельности пред­приятий и организаций и пр.); доходы от валютных опе­раций; доходы от полученных комиссий и штрафов;

2) Доходы от побочной деятельности, т.е. от сдачи в аренду служебных и других помещений, оборудования, временно оказавшихся свободными, а также оказание услуг небанковского характера;

3) Доходы, отраженные по ряду статей и не зарабо­танные банком, использованные резервы, результаты от переоценки долгосрочных вложений.

Расходная часть счета прибылей и убытков может быть сгруппирована следующим образом:

1) операционные расходы, к которым относятся про­центы и комиссионные, выплаченные по операциям с клиентами (включая банки), по привлечению долгосроч­ных займов на финансовых рынках и др.;

2) расходы, связанные с обеспечением функциониро­вания банка, включающие административно-хозяйствен­ные расходы и амортизационные отчисления по установ­ленным нормам;

3) расходы на покрытие банковских рисков, к кото­рым относится создание резервов на покрытие кредит­ных потерь и прочих убыточных операций.

Если группировать валовые расходы банка по прин­ципу «процентные» и «непроцентные», то процентные расходы — это начисленные и уплаченные проценты в рублях и в валюте, а к непроцентным расходам относят­ся: операционные расходы, уплаченные комиссионные по услугам и корреспондентским отношениям, расходы по операциям с ценными бумагами, расходы по операци­ям на валютном рынке, расходы по обеспечению функ­ционирования банка, расходы на содержание аппарата управления, хозяйственные расходы, прочие расходы, штрафы, пени, неустойки (уплаченные), проценты и ко­миссионные прошлых лет и т.д.

  Приведенная группировка доходов и расходов счета прибылей и убытков банка не является единственной, но она позволяет судить о методе формирования прибыли банка и перспективах сохранения или изменения рента­бельности его деятельности. Для банков США преду­смотрено указание сальдирующего результата от опера­ций с ценными бумагами, после чего выводится чистая прибыль и доход на одну акцию.

В зарубежных банках параллельно со счетом о при­былях и убытках, как правило, составляется так называе­мый «баланс усредненных капиталов», который пред­ставляет собой аналитическую таблицу и не является официальным элементом отчетности. Данный баланс ис­пользуется для аналитических целей самим банком. В его построении имеется ряд особенностей.

     Статьи баланса группируются: в активе — на прино­сящие и не приносящие доход, в пассиве — на оплачи­ваемые и неоплачиваемые. Такое построение баланса облегчает анализ доходности банка. Более высокий удельный вес в активе статей, не приносящих доход, снижает доход, однако увеличивает ликвидность банка. Значительный объем неоплачиваемых средств в пассиве увеличивает доходность, но снижает ликвидность.

В балансе операции банка увязываются с доходами и расходами по ним. Поэтому он является ценным доку­ментом не только для анализа доходности деятельности банка в целом, но и по отдельным группам операций.

      Баланс усредненных капиталов с использованием данных результативного счета позволяет рассчитать ми­нимальную доходную маржу банка, которая дает воз­можность банку покрыть необходимые расходы, но не приносит прибыль. Этот показатель называется «мертвой точкой доходности банка». При расчете этого показателя учитываются также:

— общие расходы банка (административно-хозяйст­венные);

— страховые резервы, амортизационные отчисления и т.д.;

— прочие доходы, не отраженные в балансе, а учиты­ваемые по забалансовым счетам (комиссии, возврат по убыточным операциям предыдущих финансовых лет, по­бочные доходы банка);

— сумма актива баланса;

— сумма статей актива, не приносящих дохода.

Отчет о прибылях и убытках банка

Процентный доход -  Процентные расходы = Чистый процентный доход +/- Другие операционные доходы (убытки) = Валовой операционный доход (убытки) - Операционные расходы = Чистый операционный доход (убытки) -Расходы по созданию резервов на покрытие убытков по кредитам = Доход (убытки) до непредвиденных событий +/-Прибыль (убытки) от непредвиденных событий = Чистый доход (убытки) до уплаты налогов - Налог на прибыль = Чистая прибыль (убытки)

Распределение прибыли.

  Такая схема отчета о прибылях и убытках включает доходные и расходные статьи, отражающие основные обобщенные операции банка и процесс формирования прибыли с указанием получаемой прибыли на промежу­точных этапах.

Проанализировав эту схему, можно сделать вывод о том, что доходом банка от основной деятельности явля­ется доход от полученных процентов, а расходами счи­таются расходы по выплате процентов.

Доходами (убытками), связанными с неосновной дея­тельностью, являются другие операционные доходы (убытки). Поскольку расходы по выплате процентов уч­тены как расходы по основной деятельности, из получен­ного текущего результата, равного сумме (разности) чис­того процентного дохода и других операционных дохо­дов (убытков), вычитается сумма операционных расхо­дов, что дает чистый операционный доход (убытки). Из этого результата вычитается резерв на покрытие убытков по кредитам, после чего к полученному результату при­бавляется (вычитается) прибыль (убытки) от непредви­денных событий. Полученный результат представляет собой чистый доход /убытки) банка до уплаты налогов. Далее из полученного результата вычитается налог, что дает чистую прибыль (убытки) банка за рассматривае­мый период.

  Структура отчета о прибылях и убытках банка позволяет анализировать как абсолютные, так и рассчи­тываемые тем или иным образом относительные показа­тели доходов, расходов и прибыли банка по основным обобщенным позициям. Сравнение полученных данных с данными на начало отчетного периода, а также анализ тенденций их изменения за несколько отчетных периодов позволяют более обоснованно подходить к оценке дея­тельности банка и принятию соответствующих финансо­вых решений.

   Банки привлекают средства, за использование кото­рых они выплачивают своим вкладчикам и кредиторам доход, определяемый годовой ставкой процентов по де­позитам и займам и купонной процентной ставкой по долговым обязательствам, которую также можно привес­ти к эквивалентной годовой ставке процентов. Таким об­разом, все расходы банка, затраченные на использование привлеченных им средств, по своей финансовой сущно­сти являются по принятой терминологии процентными. Следовательно, если в таком отчете о прибылях и убыт­ках банка будет обобщенная статья «Процентные расхо­ды», в которой приведена полностью сумма процентов, выплаченных за использование привлеченных средств в отчетном периоде, то предшествующая ей статья «Про­центный доход» должна учитывать все доходы, получен­ные при использовании привлеченных банком средств, разница между такими доходами и расходами действи­тельно даст результат, который можно назвать чистым процентным доходом, или, иначе говоря, прибылью от операций банка, связанных с направлением всех привле­ченных им средств на активные операции, приносящие процентный доход. Другой составляющей анализа эффективности опера­ций коммерческого банка является анализ процентной политики банка.

Процентная политика коммерческого банка отражает­ся в динамике процентных ставок по его пассивным и активным операциям. Пассивные операции банка связа­ны с привлечением ресурсов. Ресурсная база формирует­ся за счет таких привлеченных ресурсов, как вклады (де­позиты) до востребования и срочные депозиты юридиче­ских и физических лиц, межбанковские кредиты, депо­зитные сертификаты, векселя. Устойчивую базу для раз­вития активных операций банка составляют депозитные операции — вклады до востребования и срочные, депо­зитные сертификаты, которые являются наиболее деше­выми ресурсами. Поэтому при оценке процентной поли­тики коммерческого банка анализируется стоимость всех ресурсов и депозитных операций. Основные направления такого анализа:

- изучение динамики, в том числе номинальной средней цены ресурсов коммерческого банка;

- изучение средней номинальной процентной ставки по привлеченным ресурсам в целом и по отдельным их видам;

- расчет реальной стоимости ресурсов, включая от­дельные их виды;

- анализ изменения доли процентного расхода по привлеченным ресурсам в общем размере расходов ком­мерческого банка;

- выявление основного фактора удорожания ресур­сов банка.

Расчет средней номинальной цены ресурсов и отдель­ных их видов позволяет выявить динамику цены — удо­рожание или удешевление ресурсов в отчетном периоде по сравнению с предшествующим, а также определить отклонение цены по отдельным видам ресурсов от сред­ней. Кроме того, представляется возможным установить самый дорогой для банка вид ресурсов.

При определении стоимости ресурсов различаются но­минальная (рыночная) и реальная цена ресурсов. Номи­нальная, или рыночная цена — это процентные ставки, отражаемые в договорах и складывающиеся на рынке. По ним осуществляется начисление процентных пла­тежей в пользу владельца ресурсов. Однако под воздей­ствием ряда факторов ресурсы для банка обходятся до­роже, чем отражено в договоре по их привлечению. Од­ним из таких факторов является депонирование части привлеченных ресурсов на счете в ЦБ в соответствии с нормой обязательных резервов; вторым — отнесение на себестоимость банковских операций расходов по про­центным платежам только в пределах нормы (учетная ставка ЦБ + 3 пункта).

  Реальная стоимость межбанковского кредита формиру­ется под влиянием действующей системы налогообложе­ния. На себестоимость банковских операций относятся процентные платежи по межбанковскому кредиту, исходя из ставки, равной учетной ставке ЦБ плюс 3 пункта. Про­центные платежи сверх этой нормы покрываются прибы­лью банка, являющейся объектом налогообложения.

     При анализе процентной маржи следует исходить из ее назначения: маржа предназначена для покрытия из­держек банка и рисков, включая инфляционный, созда­ния прибыли, покрытия договорных скидок.

          В общеэкономическом смысле понятия рентабельно­сти и прибыльности совпадают. Поэтому фактически не­обходимо рассчитать показатель рентабельности банка.

Рентабельность характеризует уровень отдачи на 1 руб. вложенных средств, что применительно к коммерческо­му банку означает соотношение величины полученной прибыли и средств, внесенных акционерами (пайщика­ми) банка.

   Этот показатель абстрагирован от системы налогооб­ложения коммерческих банков и может служить для межстранового сравнения эффективности деятельности коммерческих банков.

  Для того чтобы оценить эффективность деятельности коммерческого банка по сравнению с другими субъекта­ми экономики, целесообразно использовать такой пока­затель, как отношение чистой прибыли к размеру оплаченного уставного фонда коммерческого банка. Он ха­рактеризует эффективность и целесообразность вложе­ний средств в тот или иной банк, степень «отдачи» ус­тавного фонда.

Существуют и другие показатели, характеризующие рентабельность (прибыльность, эффективность) деятель­ности коммерческого банка. В их числе — соотношение прибыли и суммы доходов коммерческого банка. Этот по­казатель отражает удельный вес прибыли в общей сумме доходов коммерческого банка. Иными словами, он пока­зывает, какая часть доходов коммерческого банка идет на формирование прибыли. Если вычесть значение этого по­казателя (в долях единицы) из единицы, то будет получен показатель, характеризующий ту часть общей суммы до­ходов, которую банк направляет на возмещение своих рас­ходов. Снижение этого показателя является крайне не­желательным для банка, поскольку означает увеличение доли доходов банка, используемых на покрытие расходов, и одновременное снижение доли прибыли в доходах.

    С ростом платежного оборота повышается роль бан­ков как расчетных центров. Банки расширяют базу нако­пления денежного капитала, мобилизуя как крупные, так и мелкие сбережения, и вкладывают полученные средст­ва через инвестиции и систему кредитов в развитие эко­номики страны. Важную роль играет банк и как агент биржи, реализующий свое право продавать и покупать ценные бумаги и иностранную валюту.

  Лекция 5. Организация безналичных расчетов и кассовая работа банков.       

Все хозяйственные сделки обязательно завершаются де­нежными расчетами, которые могут принимать как налич­ную, так и безналичную формы. Безналичные расчеты — это денежные расчеты, выполняемые путем записей по счетам в банках, при которых деньги списываются со счета платель­щика и зачисляются на счет получателя. Безналичные рас­четы осуществляются на основе совокупности принципов их организации, форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Порядок взаимоотношений по осуществлению расчетов регулируется Положением о безналичных расчетах в Россий­ской Федерации от 3 октября 2002 г. № 2-П и договором о корреспондентских отношениях.

Безналичный денежный оборот включает расчеты между:

- предприятиями, учреждениями, организациями раз­ных форм собственности, имеющими счета в кредитных организациях;

- юридическими и физическими лицами, банками по получению и возврату кредита;

- юридическими лицами и населением по выплате за­работной платы, доходов по ценным бумагам;

- физическими лицами и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также по получению бюджет-ных средств.

Система безналичных расчетов состоит из взаимосвя­занных элементов (рис. 1).

Расчетные, текущие, бюджетные и другие счета в банках Расчетно-денежные документы

 

Расчеты по товарным операциям                Расчеты по нетоварным операциям

 

Способы платежа  
Виды платежа  
Принцип организации безналичных расчетов  
Формы расчетов  

 

Рис 1. Система безналичных расчетов

Основу ее составляют банковские счета предприятий (клиентов), а также расчетно-денежная документация.

Ускорение процесса реализации продукции и обора­чиваемости оборотных средств во многом зависит от ра­циональной организации расчетов.

  Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям. Расчеты по товарным операциям — это расчеты за от­гружаемую предприятиями продукцию, которые сопро­вождаются движением платежных документов и денег. Расчеты по нетоварным операциям — это расчеты с фи­нансовой системой по уплате процентов за кредит и комис­сионных с вышестоящими и прочими организациями. Расчетные операции отличаются по способу платежа, в котором отражаются характер его источника и форма движения.

Применяются следующие способы платежа:

— перечисление денежных средств с расчетных (других) счетов плательщиков на счета получателей;

— зачет взаимных требований плательщиков и полу­чателей (клиринг) с перечислением на соответствующие счета участников зачета лишь незачетной суммы;

— гарантированный платеж получателю, который может осуществляться банком из средств специально созданного депозита плательщика, а также без создания такового.

Виды платежа следующие: полной суммой, частями, а также по сальдо взаимных требований.

Принципы организации расчетов:

1-й принцип: безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентам, — как физическим, так и юридическим лицам — для хране­ния и перевода средств;

2-й принцип: платежи со счетов должны осуществ­ляться банками по распоряжению их владельцев в поряд­ке установленной ими очередности платежей и в преде­лах остатка средств на счете;

3-й принцип: свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков;

4-й принцип: принцип срочности платежа. Срочный платеж может осуществляться: до начала торговой опе­рации, немедленно или через определенный срок после совершения торговой операции, в соответствии со срока­ми по договору. Досрочный платеж — выполнение де­нежных обязательств до истечения оговоренного догово­ром срока. Отсроченный платеж — это когда при невоз­можности погасить денежное обязательство в намечен­ный срок осуществляется продление первоначального срока. Просроченным платеж считается при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения кре­дита при наступлении срока платежа;

5-й принцип: принцип обеспеченности платежа. Пред­полагает наличие у плательщика или у его гаранта лик­видных средств для погашения обязательств перед полу­чателем денежных средств.

Действующими нормативными актами предприятиям Дано право без ограничений открывать в банках счета различных видов, которые предусмотрены действующим законодательством.

Счет является инструментом, позволяющим фиксировать движение денежных средств при ведении бухгалтер­ского учета и отчетности.

Счета различаются по их назначению, по валюте уче­та, по субъектному составу их владельцев, по объему осуществляемых операций и другим признакам.

В соответствии с характером деятельности клиента, его правовым статусом и правоспособностью банки вправе открывать расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и иные счета.

Для расчетных операций используются разнообразные типы счетов. Среди них для обслуживания основной дея­тельности выделяется расчетный счет.

Расчетный счет является основным счетом предпри­ятия и открывается в порядке, установленном законода­тельством РФ, для ведения расчетно-денежных операций по его деятельности. Операции по расчетному счету предприятия показы­вают изменения его долговых требований и обязательств. Расчетные счета предназначаются и используются для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета своих доходов от внереализационных опе­раций, сумм полученных кредитов и иных поступлений. С расчетных счетов осуществляются расчеты с поставщи­ками, с бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с рабочими и служащими по оплате труда, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также платежи по решениям судов и других органов (имеющих право принимать решение о взыскание средств со счетов предприятий в бесспорном порядке) и др. Остаток расчетного счета показывает свободные де­нежные средства, которыми располагает его владелец. Банк выдает клиенту выписки по счету по мере соверше­ния операций.

Предприятиям, имеющим отдельные нехозрасчетные подразделения (магазины, склады, филиалы и представи­тельства коммерческих организаций), расположенные отдельно и осуществляющие все или часть функций предприятия (что должно быть указано в учредительных документах создавшего их юридического лица или в решении о создании филиалов юридическим лицом), по ходатайству владельца основного счета могут быть от­крыты субрасчетные счета. Субрасчетные счета могут быть открыты и на имя самого юридического лица. Суб­расчетные счета открываются по месту нахождения фи­лиалов (отделений) и представительств в таком же по­рядке как открывается расчетный счет.

Операции по таким счетам ограничены и осуществ­ляются, как правило, по разрешению головной организа­ции в соответствии с конкретным перечнем операций, который она устанавливает согласно требованиям дейст­вующего законодательства.

Субрасчетные счета предназначаются для расчетов с поставщиками и покупателями за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также для зачисления платежей покупателей, поступающих за отгруженные (отпущенные) товарно-материальные ценности и оказан­ные услуги. Основное назначение этих счетов — аккуму­ляция поступающей выручки филиалов (отделений) и представительств юридического лица для последующего перечисления на расчетный счет юридического лица и производства расчетов. Выдача наличных денег с этих счетов, в том числе и на заработную плату, как правило, не предусматривается.

Обособленному структурному подразделению, со­стоящему на отдельном балансе, по ходатайству коммер­ческой организации может быть открыт самостоятельный расчетный счет в обслуживающем ее банке.

Субрасчетный счет учитывается на тех же балансовых счетах, что и расчетные — в зависимости от организаци­онно-правовой формы предприятия.

  Текущие счета открываются по законодательству РФ юридическим лицам — резидентам, являющимся неком­мерческими организациями. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республи­канском или местном бюджете.

Текущие счета предназначены для осуществления расчетных операций в соответствии с целями деятельно­сти, предусмотренными учредительными документами юридического лица, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Текущие счета предназначаются для зачисления вы­ручки от реализации продукции (работ, услуг), осущест­вления расчетов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, учета сумм получен­ных кредитов и иных поступлений, расчетов с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решение о взыскании средств со счетов юри­дических лиц в бесспорном порядке и др. Текущие счета могут открываться филиалам (отделе­ниям) и представительствам юридических лиц, а также филиалам (отделениям) и представительствам при пре­доставлении ходатайства юридического лица. По теку­щим счетам могут проводиться расчетные операции, свя­занные с оплатой труда, административно-хозяйствен­ными расходами и т.д.

Бюджетные счета открываются предприятиям, орга­низациям и учреждениям, которым выделяются средства за счет бюджетов для целевого их использования.

Остатки неиспользованных средств на бюджетном счете распорядителя бюджетных средств перечисляются  его платежным документом на счет органа федерального казначейства.

Бюджетные счета распорядителей бюджетных средств открываются предприятиям, организациям и учреждени­ям, которым выделяются средства за счет федерального и местного бюджетов для целевого их использования.

Текущие счета по внебюджетным средствам откры­ваются предприятиям и организациям, состоящим на фе­деральном или местных бюджетах. Внебюджетными средствами являются средства, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых им из бюджета соответствующего уровня. В основном, это средства, получаемые от реализации продукции, выпол­нения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности.

Банки имеют право открывать клиентам на определен­ный срок накопительные счета для зачисления средств. Расходование средств с этих счетов не допускается.

Средства с накопительных счетов по истечении срока перечисляются на оформленные в установленном поряд­ке расчетные (текущие) счета клиентов. Накопительные счета не должны использоваться для задержки расчетов и нарушения действующей очередности платежей.

На счетах учета операций по расчетным (текущим) счетам клиентам могут открываться в установленном порядке отдельные лицевые счета для учета операций по использованию средств на капитальные вложения и дру­гие цели. Открытие этих счетов и совершение по ним операций производится на договорных условиях на том же балансовом счете, где учитываются операции по рас­четным (текущим) счетам. При этом не должна нарушаться действующая очередность платежей. Средства на эти счета должны перечисляться с расчетных (текущих) счетов.

Схема обозначения лицевых счетов и их нумерации (по основным счетам)

 В обозначении счета текстом показываются следующие данные: цифровой номер лицевого счета; по кредитным сче­там — цель, на которую выдан кредит — текстом, номер кре­дитного договора, размер процентной ставки, срок погаше­ния кредита, цифровое обозначение группы кредитного рис­ка, по которой начисляется резерв на возможные потери по кредитам, другие данные по решению банка. На каждый от­дельный показатель открывается отдельный лицевой счет.

таблица 2.

Схема нумерации:

Номер раздела   Номер счета первого порядка Номер счета второго порядка Код валюты Защитный  ключ Номер отделения банка, не имеющего корсчета Символ бюджетной отчетности  Номер лицевого счета
х хх хх ххх Х хххх ххх хххх
х хх хх ххх х хххх   ххххххх

Если семь знаков номера лицевого счета и четыре знака номера отделения излишни, то свободные знаки этих разря­дов банками не используются. Свободные знаки обознача­ются нулями. Для осуществления обязательной продажи части ва­лютной выручки резидентам в уполномоченном банке параллельно открываются транзитный и текущий валют­ные счета. Валютная выручка в полном объеме поступает на транзитный валютный счет, о чем уполномоченный банк не позднее следующего дня извещает владельца счета, который, в свою очередь, в течение семи дней должен дать поручение уполномоченному банку на ее продажу.

Формы расчетов и платежные документы

   Примерно 3/4 платежного оборота — это расчеты по товарным операциям, остальная часть — это расчеты с бюджетом, государственными органами и кредитными учреждениями. По территориальному признаку расчеты бывают одногородними (местными) и иногородними.

    Форма расчетов включает в себя способ платежа и со­ответствующий ему документооборот, т.е. систему оформ­ления, использования и движения расчетных документов и денежных средств.

    В соответствии с действующим законодательством допускается использование следующих форм документов для безналичных расчетов:

1) платежное поручение — письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя средств;

2) аккредитив — это поручение банка покупателя бан­ку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении. Аккредитивная форма расчетов используется только в иногородних расчетах и только с одним поставщиком.

   Аккредитив может быть:

— покрытый (депонированный), при котором пла­тельщик предварительно депонирует средства для расче­тов с поставщиками;

— непокрытый (гарантированный), по которому пла­тежи поставщику гарантирует банк.

    Кроме того, аккредитив может быть: отзывный, т.е. он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом, и безотзывный — не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика.

   Кроме перечисленных существует еще вексельная форма расчетов, которая представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или ус­луги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на ос­нове специального документа — векселя. Вексель — это безусловное письменное долговое обя­зательство строго установленной законом формы, даю­щее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обо­значенной в векселе денежной суммы. Существуют про­стой и переводной векселя. Простой вексель выписывает сам плательщик. Переводной вексель-тратта — это при­каз векселедателя плательщику об уплате вексельной суммы третьему лицу. Участвуют: трассант (векселеда­тель) — трассат (плательщик) — ремитент (векселедер­жатель — получатель платежа). Вексель передается из рук в руки с помощью передаточной надписи — индос­самента. Срок платежа по векселю — это обязательный реквизит. Вексельная форма расчетов предполагает обя­зательное участие в ней банков, в частности инкассиро­вание банками векселей, т.е. выполнение ими поручений векселедержателей по получению платежей по векселям в срок. Приняв вексель на инкассо, банк берет на себя ответственность по предъявлению векселя в срок пла­тельщику и по получению причитающегося по нему пла­тежа. В вексельной форме расчетов помимо банка векселедержателя, инкассирующего векселя, может участвовать и банк плательщика в качестве домицилиата, т.е. выполнять поручение своего клиента-плательщика по своевременному совершению платежа по векселю.

Кассовые операции коммерческих банков обеспечи­вают налично-денежный оборот. Предприятия обязаны всю денежную наличность сверх установленных лимитов сдавать в банк. Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций банк имеет оборотную кассу. Банк стремится осущест­вить выдачу наличных денег за счет поступления их от клиентов, не обращаясь в ЦБР за подкреплением. Для этого банк составляет оперативный кассовый прогноз, а клиенты — кассовые заявки. Чаще всего приходные кассы принимают деньги по объявлению на взнос наличны­ми. Возможна сдача денег через инкассацию.

Деньги расходной кассой выдаются в основном по де­нежным чекам из чековых книжек или по расходным кассовым ордерам, выписываемым бухгалтерией.

Все виды операций с наличными деньгами обязатель­но сопровождаются определенным документооборотом,  четко регламентированным документами ЦБР.

Безналичный денежный оборот (расчет) охватывает расчеты между всеми субъектами рынка. Осуществление безналичных расчетов порождает взаимные межбанков­ские расчеты, которые проводятся через корреспондент­ские счета, открывающиеся на балансе каждого банка.

Для осуществления движения средств между банками корреспондентские счета могут быть открыты коммерче­ским банком (или для коммерческого банка) в рамках той или иной системы расчетов. Вся совокупность схем кор­респондентских отношений в России называется нацио­нальной платежной системой финансовых расчетов. Сюда же, как составная часть национальной платежной сис­темы, относятся и международные расчеты с применением корреспондентских счетов, открытых в иностранных банках (или иностранным банкам).

     Межбанковские расчеты осуществля­йся через специально создаваемые органы ЦБР — расчетно-кассовые центры (РКЦ), в которых по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются Корреспондентские счета банков, через которые банки

реализуют весь круг операций, связанных с обслужива­нием клиентов, а также операции самого банка как хо­зяйствующего объекта. Одновременно с открытием счета заключается договор о корреспондентских отношениях с РКЦ ЦБР.

   Вся система межбанковских расчетов основана на двух типах счетов — счета ЛОРО и счета НОСТРО. Сче­та ЛОРО и НОСТРО являются зеркальным отражением друг друга.

Основным инструментом для совершения безналич­ных платежей в Российской Федерации является система валовых расчетов Банка России.

  Важное место в системе межбанковских расчетов за­нимают клиринговые расчеты, которые проводятся ЦБР между одногородними коммерческими банками. Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги.

Главный принцип — это осуществление их строго при наличии и в пределах остатка средств на этих счетах. Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям.

   Безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам. Платежи со счетов должны проводиться банками по распоряжению их владельцев в порядке установлен­ной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. При этом клиент сам выбирает форму безналичных расчетов. Платеж должен быть осуществлен в сроки, предусмотренные договором при наличии у пла­тельщика средств на счете в банке.

   Предприятия имеют право без ограничений открывать в банках счета различных видов, которые предусмотрены действующим законодательством.

   В соответствии с характером деятельности клиента, его правовым статусом и правоспособностью банки мо­гут открывать расчетные, текущие, бюджетные, депозит­ные, аккредитивные, ссудные, валютные и иные счета.

  Форма расчетов включает в себя способ платежа и со­ответствующий ему документооборот, т.е. систему оформ­ления, использования и движения расчетных документов и денежных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: