Развитие бюджетной реформы в России

 

Введение  Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» повлекло реформирование всей бюджетной системы. Прежде законодательство оперировало понятиями бюджетов федерального, регионального и местного уровня. Теперь система местных бюджетов включает в себя бюджеты городских округов и консолидированные бюджеты муниципальных районов. А муниципальные, в свою очередь, состоят из бюджетов собственно муниципальных районов и принципиально новых бюджетов поселений. Это так называемые бюджеты 4-го уровня.[28]

С 1 января 2006 года бюджетная система  Оренбургской области включает: областной бюджет, 8 бюджетов муниципальных районов и  37 бюджетов городских округов, а также  свыше 100 бюджетов поселений.

Распределение поступающих в бюджеты средств не изменилось, прежние пропорции сохранены. По крайней мере, если федеральные власти не решат ввести новую систему распределения средств в федеральный и региональный бюджеты. Лишь местный бюджет при прежнем его наполнении денежными средствами получает дополнительное деление.

Каждый уровень бюджетов в новом формате наделен собственными, законодательно закрепленными, доходными и расходными полномочиями. Доходные полномочия закреплены Бюджетным кодексом РФ.

За бюджетами поселений закрепляется 10% налогов на доходы физических лиц, земельный налог и налог на имущество физических лиц в полном объеме, а также 30% единого сельскохозяйственного налога. Доходы муниципальных районов формируются за счет 20% налогов на доходы физических лиц, единого налог на вмененный доход, 30% единого сельхозналога и государственной пошлины за совершение юридически значимых действий и выдачу документов.

С 2006 года за органами местного самоуправления муниципальных районов закрепляется право по введению специального налогового режима на единый налог и вмененный доход. До начала финансового года они должны принять решения о введении на своей территории этого налога.[29]

Изменился с 2006 года и принцип уплаты земельного налога в связи со вступлением в силу 31 главы Налогового кодекса. Исчисление налога будет происходить в соответствии с кадастровой оценкой земли. Этот налог относится к бюджету поселенческого уровня.

Расходные обязательства бюджетов сейчас формируются в соответствии с тем разграничением полномочий, которое присутствует в федеральном законодательстве. Круг вопросов местного значения четко определен в ст. 14-16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Там четко прописаны вопросы, которые  закрепляются за городским округом, муниципальным районом, поселением. В определении круга вопросов местного значения Закон исходит из принципа субсидиарности - в ведение муниципальных образований разных уровней включены те вопросы, которые на данном уровне могут решаться наиболее эффективно, с оптимальным результатом.

Кроме того, муниципалитеты могут решать и иные вопросы при наличии собственных финансовых и материальных ресурсов.

Закон вносит относительную ясность в разграничение полномочий органов местного самоуправления и государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Теперь полномочия органов местного самоуправления, устанавливаемые федеральными законами и законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления со всеми вытекающими отсюда последствиями. Этим правилом ставится заслон устанавливаемым «сверху» социальным обязательствам, не обеспеченным соответствующими финансовыми и материальными ресурсами. Возможность наделения отдельными государственными полномочиями предусмотрена, как правило, для муниципальных районов и городских округов.

Принципиальным отличием во взаимодействии бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является то, что строиться оно будет исключительно на основе системы межбюджетных трансфертов. Отношения между бюджетами будут регламентироваться строго формализованными правилами с применением методик, инструментов, которые определены законом.

При внедрении столь масштабных изменений большая нагрузка ложится на налоговые органы. В новых условиях меняется порядок уплаты налогов и сборов. А органам местного самоуправления требуются четкие регламенты работы, новые базы данных, техническая поддержка, которых у них нет.

Так в общих чертах будет выглядеть система бюджетов и отношений между ними на разных уровнях.[30]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: