Тема «теория решения изобретательских задач»

  Как отмечено в кратком педагогическом словаре пропагандиста, "общая педагогика разрабатывает методологические, общетеоретические проблемы педагогики и перспективы ее развития, вопросы методов педагогического исследования, общие для всех других отраслей педагогической науки" [1, с. 198]. Педагогические проблемы разрешаются в педагогическом процессе, который отражает триединство компонентов, непосредственно взаимодействующих в учебном процессе: учителя, ученика, содержания [2, 3]. Совершенствование педагогического процесса, таким образом, должно идти по трем направлениям, а именно, разрешение противоречий во взаимодействиях компонентов: содержание-учитель, учитель-ученик, ученик-содержание. Взаимодействие первой пары содержит проблемы в подготовке учителем содержания предмета к изложению, взаимодействие во второй паре порождает проблемы в обучении, взаимодействие третьей пары вызывает противоречия в процессе учения.

Процесс развития любой науки приводит не к уничтожению проблем, а к их увеличению. "Чем шире область изученного, тем дальше простирается ее граница с незнанием с нерешенными задачами" [4, стр. 5]. По-видимому, этот парадокс имел в виду Льюис Кэрролл в своей книге "Алиса в стране чудес", когда говорил: "для того, чтобы оставаться на месте, нужно все время бежать вперед [5]. Поэтому человечеству приходится постоянно наращивать поисковую активность, увеличивать не только свои знания, но и творческие способности [6, стр. 9]. "Чем дальше во времени, тем больший радиус творчества надо иметь и решать все больше вопросов" (Г.И. Иванов [6]).

Основы ТРИЗ и история ее возникновения

"Архитектура ТРИЗ включает базис — учение о законах развития технических систем — и надстройку в виде фонда стандартов (инструмента для решения стандартных задач), алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) (инструмента для решения нестандартных задач) и информационного фонда, который входит в АРИЗ и в конечном счете подпитывает и стандарты" [7] (с. 80).

В самом начале своего существования ТРИЗ опиралась на обобщение коллективного творческого опыта. Например, известный с давних пор принцип инверсии навел разработчика ТРИЗ (Генриха Сауловича Альтшуллера) на мысль, что наличие типовых ошибок в мышлении означает, что возможно существование антиошибок, т.е. правил правильного мышления. Целенаправленный поиск таких "правил" дал 40 приемов разрешения технических противоречий, для чего пришлось просмотреть 40000 авторских свидетельств и патентов. Фундаментальные понятия о закономерностях развития технических систем, о формулировании и разрешении противоречий лежали за пределами опита изобретателей и были открыты методами самой ТРИЗ. ТРИЗ можно считать наукой о развитии технических систем, которая имеет свою область исследований и свои цели [7, стр. 80].

ТРИЗ является молодой наукой. Первые попытки исследований возможности организовать правильное мышление были сделаны Г.С. Альтшуллером в 1946 году, в 1956 году вышла первая основополагающая статья [8]. В ней были сформулированы три основных этапа, через которые проходит каждое творческое решение:

1. Постановка задачи и определение противоречия, которое мешает решению задачи обычными, уже известными в технике путями.

2. Устранение причины противоречия с целью достижения нового, более высокого, технического эффекта.

3. Приведение других элементов усовершенствуемой системы в соответствие с измененным элементом (системе придается новая форма, соответствующая новой сущности)" [8].

Со временем выяснилось, что закономерности развития ТС такие же, как закономерности развития любых систем. Следовательно, принципы подхода к творческим задачам в любых областях знаний могут быть теми же, что при разрешении технических проблем. Появляются работы по применению ТРИЗ в нетехнических системах, например, в банковском деле [9]. Применение ТРИЗ для решения проблемы совершенствования преподавания физики было осуществлено автором в 1980 году [10].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: