Защита произведений в Китае

О защите интеллектуальной собственности в Китае

(авторское право, торговые марки, патенты)

 

    Введение

В правовой литературе под термином «интеллектуальная собственность» в общем виде понимаются права, относящиеся к результату конкретной творческой деятельности человека в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Китайское законодательство выделяет три основных объекта интеллектуальной собственности:

· интеллектуальная собственность, связанная с правами на произведения литературы и искусства, регулируется нормами авторского права, при этом охрана данного объекта интеллектуальной собственности предоставляется автоматически с момента его создания,

· интеллектуальная собственность, объектом которой является промышленная собственность, а именно: изобретение, товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, торговая марка, промышленный образец, полезная модель, ноу-хау;

· интеллектуальная собственность, связанная с созданием, охраной и использованием тех объектов, суть которых определена содержанием полученного результата – является промышленной собственностью и регулируется нормами патентного права.

I. Авторское право

Общие положения

Китай является государством, подписавшим ряд международных соглашений, включая Бернскую конвенцию о защите литературных и артистических произведений (Berne Convention for Protection of Literary and Artistic Works), Женевскую конвенцию о защите создателей фонограмм от несанкционированного копирования их фонограмм (Geneva Convention for the Protection of Producers of Phonograms Against Unauthorized Duplication of Their Phonograms), Соглашение ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (WTO Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights - TRIPs). Кроме этого действуют положения национального законодательства, включая нормы Основ гражданского законодательства КНР, Закона КНР об авторском праве – «Закон» (The PRC Copyright Law) и Правил его применения.

Авторское право в большей степени защищает выражение идеи, чем идею как таковую. Исходя из принципа «автоматической защиты» авторского права (automatic protection), в китайской концепции авторское право возникает с момента завершения работы, независимо от того, опубликована она или нет. По китайскому законодательству для защиты авторского права не предусмотрена обязательная его регистрация. Вместе с тем собственник авторского права может на добровольной основе подать заявку в Национальное управление по авторским правам (The National Copyright Administration) или его региональные отделения на регистрацию своего авторского права. Такая регистрация будет иметь статус «доказательства с первого взгляда» (prima facie evidence) авторского права собственника произведения.

Произведения китайских граждан, юридических лиц и иных организаций подпадают под защиту китайского законодательства об авторских правах. В следующих случаях такая защита распространяется на произведения иностранцев и лиц без гражданства:

· когда их страна или страна их обычного местонахождения и Китай являются государствами, подписавшими международное соглашение или двусторонний договор, который предоставляет им защиту авторских прав на территории КНР;

· когда их произведения первоначально были опубликованы в Китае;

· когда их произведения были первоначально опубликованы в государстве-участнике соглашения, к которому присоединился Китай.

Защита произведений в Китае

В соответствии с Законом под произведениями понимаются уникальные интеллектуальные достижения в области литературы, искусства и науки, которые могут быть воспроизведены в осязаемой форме. Следующие группы произведений имеют защиту на территории Китая:

1. литературные произведения, включая новеллы, поэмы, эссе и подобные письменные произведения;

2. устные произведения, включая речевые монологи, лекции, выступления в ходе судебных процедур;

3. музыкальные произведения, оперные и драматические произведения, произведения “quyi”, хореографические и акробатические произведения;

4. произведения изобразительного искусства и архитектурные произведения;

5. фотографические произведения;

6. произведения кинематографии и созданные в процессе, аналогичном кинематографии;

7. графические произведения, такие как чертежи инженерного дизайна, дизайна товара, карты, схематические чертежи и т.п., произведения моделей, имеющих тройное измерение; 

8. компьютерное обеспечение;

9. иные произведения, определенные законами и административными правилами.

Следующие произведения не защищаются законодательством об авторском праве на территории КНР:

1. произведения, запрещенные к публикации законодательством КНР, или оговариваемые в качестве таковых;

2. законы, положения, резолюции, решения и приказы правительственных органов; иные документы законодательного, административного или правового характера; и их официальные переводы;

3. новости текущих событий; и

4. календари, распространенные цифровые таблицы, формы и формулировки.

Права, относящиеся к авторским правам собственников

Если иное не предусмотрено Законом, авторское право неразрывно связано с автором. Автором произведения считается:

· лицо, создавшее произведение;

· юридическое лицо или другая организация, в которых создание произведения финансируется и представляет волю этого юридического лица или организации, и они несут ответственность за это произведение. Если не предусмотрено иного, гражданин, юридическое лицо или другая организация, закрепивший свое имя на произведении, считается его автором.

В соответствии с Законом авторское право включает в себя следующие моральные и материальные права:

1. право на публикацию, т.е. право решать, будет ли произведение доступно общественности;

2. право на установление авторства, т.е. право закрепить чье-либо имя за произведением с целью обозначения личности автора;

3. право на пересмотр, т.е. право проверять или уполномочивать кого-либо проверять чье-либо произведение;

4. право на чистоту произведения, т.е. право защищать произведение от ненадлежащего представительства и искажения;

5. право на репродукцию, т.е. право делать одну или более копий с произведения путем печатания, фотокопирования, отпечатка или притирания, звуковой записи или видеозаписи, воспроизводства фотографическим или кинематографическим способами и т.п.;

6.  право на реализацию, т.е. право предоставления оригинала или репродукции произведения общественности на продажу или в качестве подарка;

7. право на аренду, т.е. право давать разрешение другим лицам временно использовать кинематографическое произведение, произведение, созданное в процессе, аналогичном кинематографическому, или компьютерное программное обеспечение;

8. право на выставку, т.е.право выставлять на публичное обозрение оригинал или репродукцию произведения искусства или фотографическую работу;

9. право на представление, т.е. право публично представлять произведение, в том числе, по телевидению и радио;

10. право на показ, демонстрацию, т.е. право публичного показа такими техническими средствами, как кинопроектор, слайдопроектор и др., произведений искусства, фотографических, кинематографических работ или копий произведений, созданных аналогичным путем;

11. право на теле- и радиовещание, т.е. право на публичное вещание или передачу произведения беспроводным или проводным путем, с помощью динамиков или аналогичных механизмов передачи символов, звуков или изображений;

12. право на связь посредством информационной сети, т.е. право делать произведение доступным общественности с помощью проводных или беспроводных средств связи, предполагающих возможность доступа к ним граждан во время и в месте, индивидуально определенных для них;

13. право на кинепластику, т.е. право зафиксировать произведение на носитель с помощью кинематографа или аналогичным способом;

14. право на адаптацию, т.е. право изменять какое-либо произведение, создавая оригинал, новое произведение;

15. право на перевод, т.е. право переводить произведение с одного языка на другой;

16. право на компиляцию, т.е. право использовать произведение или его часть для получения нового произведения путем отбора, систематизации и монтажа;

17. иные права, относящиеся к собственнику авторского права.

В дополнение Закон обеспечивает смежные права издателей, исполнителей, продюсеров аудио- и видеозаписей, а также радио- и телевизионных станций.

Условия защиты прав

Законом не установлено временное ограничение на защиту авторских прав. Срок защиты прав на публикацию произведения физического лица и иных прав собственности равен продолжительности жизни автора, плюс 50 лет. В случае совместного авторства срок защиты прав истекает 31 декабря пятидесятого года после смерти последнего пережившего автора. Срок защиты прав на произведения юридических лиц и иных организаций, либо кинематографических и графических произведений составляет 50 лет с их первой публикации.

    Средства защиты от нарушений авторских прав

    Закон выделяет различные виды противоправной деятельности, влекущих наступление гражданской, административной и/или уголовной ответственности.

Гражданские средства защиты применяются владельцами прав, чьи авторские или смежные права нарушены. Они включают:

· судебный запрет против посягательства на права;

· устранение вредного эффекта;

· принесение извинений;

· возмещение ущерба.

Обычно расчет размера нанесенного ущерба основывается на фактических убытках владельца авторских прав. В случае возникновения сложностей в определении фактических убытков, размер возмещаемого ущерба может основываться на незаконном доходе, полученном нарушителем. При невозможности применения обоих указанных методов, компетентный народный суд своим решением назначает возмещение в размере 500 тыс. юаней.

В случае, когда нарушение авторских прав затрагивает общественные интересы, к нарушителю применяются административные санкции, налагаемые Национальным управлением по авторским правам или его местными отделениями, включая:

· издание приказа о прекращении противоправных действий;

· конфискацию незаконного дохода;

· конфискацию и уничтожение незаконного продукта;

· наложение штрафа;

· при серьезности нарушения - конфискацию материалов, частей, оборудования и пр., используемых для производства нарушающих закон репродукций.

Если нарушение авторского права квалифицируется в соответствии с Уголовным законом КНР как уголовное преступление, к преступнику применяется соответствующее уголовное наказание.

    II. Торговые марки

    Законодательство

Регистрация торговых марок (товарных знаков, знаков обслуживания) в Китае осуществляется на основании следующих нормативных актов:

· Закона КНР о торговых марках – Закон (Trademark Law of the People's Republic of China), действующему в редакции от 27 октября 2001 г.;

· Положений о применении Закона КНР о торговых марках – Положения (Implementing Regulations Under the Trademark Law) в редакции от 4 сентября 1992 г.

Законом определено, что «для приобретения исключительного права на использование торговой марки, включая сервисную марку, любое физическое или юридическое лицо, либо иная организация должны подать заявление для регистрации торговой марки в Управлении КНР по торговым маркам (Chinese Trademark Office)».

Предмет регистрации

Для регистрации может быть заявлено любое визуальное изображение, если оно может быть использовано физическим лицом, юридическим лицом или иной организацией для отличия предметов (товаров) или услуг от других, включая любые слова, дизайн, буквы алфавита, числа, символы трехмерного измерения, комбинации цветов.

В Китае символы трехмерного измерения и комбинации цветов стали регистрировать лишь с 2002 года. Следует отметить, что некоторые специальные слова или символы (страны, названия международных организаций, иные названия как, например, «Красный крест) не могут быть зарегистрированы в качестве торговой марки.

Принципы регистрации

При подаче двух или нескольких заявок для регистрации идентичных или схожих торговых марок на одни и те же или схожие товары, Управление КНР по торговым маркам утверждает ту заявку, которая была подана первой. Если заявки были поданы в один день, предварительное утверждение получит та торговая марка, которая была использована ранее. Остальные заявки не рассматриваются и их торговые марки не публикуются.

Срок действия торговой марки установлен в 10 лет, начиная с даты утверждения регистрации, и может быть продлен по истечении этого времени еще на 10-ти летний период при соблюдении установленных процедур.

Передача лицензии

Любой владелец зарегистрированной торговой марки может передать ее для использования другому лицу на основе лицензионного контракта (trademark license contract). При этом лицо, выдающее разрешение, должно осуществлять наблюдение за количеством товара, в отношении которого лицо, имеющее лицензию, использует его торговую марку. В свою очередь, последний должен гарантировать качества товаров, на которые распространяется зарегистрированная торговая марка.

Лицензионные контракты представляются для регистрации в Управление КНР по торговым маркам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: