Нарушения прав на торговую марку

Следующие действия расцениваются Законом в качестве нарушения прав на торговую марку:

· использование торговой марки без разрешения лица, получившего патент на нее, идентичной или сходной с зарегистрированной торговой маркой в отношении идентичных или сходных товаров;

· продажа товаров, в отношении которых известно, что они имитируют зарегистрированную торговую марку;

· подделка или представление без разрешения зарегистрированной торговой марки другого лица;

· замена без согласия лица, получившего патент, его зарегистрированной торговой марки, а также рынка распространения товаров с зарегистрированной торговой маркой;

· иными действиями нанесение вреда исключительному праву другого лица использовать зарегистрированную торговую марку.

При нарушении прав на использование зарегистрированной торговой марки лицо, чьи права нарушены, при невозможности урегулирования ситуации путем переговоров, вправе решать вопрос в судебном порядке или прибегнуть к административному разбирательству с помощью Торгово-промышленного управления (Administration of Industry and Commerce - AIC).

AIC осуществляет свою деятельность на национальном, провинциальном и муниципальном уровнях. Являясь государственным органом, AIC играет важную роль в вопросе содействия юридическим и физическим лицам в урегулировании споров по торговым маркам. Кроме этого, в его функцию входит регистрация компаний, надзор за справедливой конкуренцией на рынке и др.

При установлении факта нарушения прав на торговую марку AIC вправе приказать нарушителю немедленно прекратить противоправные действия, конфисковать и уничтожить контрафактные товары и оборудование для его производства, а также наложить соответствующий штраф. В случае неудовлетворенности заинтересованной стороны решением AIC, лицо может обратиться за разрешением вопроса в суд в соответствии с Законом КНР об административных процедурах (Administrative Procedure Law of the People’s Republic of China).

При наличии состава преступления кроме санкций административного характера и компенсации причиненного ущерба потерпевшей стороне, к виновным могут применяться уголовные наказания.



III. Патенты

Дополненный Закон КНР о патентах - Закон (Patent Law of the People's Republic of China), сближающий Китай с требованиями ВТО в этой области, вступил в силу с 1 июля 2001 года. Основные изменения дополненного Закона можно сгруппировать в три категории: юридическая и административная защита; усовершенствованная процедура подачи заявления; упрощенная процедура исполнения.

1. Юридическая и административная защита, предусмотренная в Законе, устранила ряд существенных различий между ранее действующим китайским законодательством и нормами Соглашения ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (WTO Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights - TRIPs).

    Предложение к продаже

Статья 11 Закона предоставляет собственнику патента право запрещать без его подтверждения «предложение к продаже», имея в виду, что никто не может предлагать продукты для продажи, рекламировать продукты или выставлять их на обозрение в магазинах или на торговых ярмарках без определенно выраженного подтверждения патентодержателя. Требование такого подтверждения дает возможность патентодержателю защитить рынок от проникновения поддельной продукции. Указанное обстоятельство особенно важно для патентодержателей в случаях, когда продукты предназначены для личного использования и производителя поддельной продукции сложно идентифицировать. В соответствии с ранее действующим Законом о патентах право патентодержателя запрещать предложение к продаже третьей стороны неподтвержденной продукции, не было защищено. Новая редакция Закона устраняет существенное различие между нормами ранее действовавшего национального законодательства КНР и TRIPs.

    Ущерб

    В соответствии со статьей 60 Закона ущерб от нарушения патента исчисляется исходя из потерь, понесенных собственником патента, либо из прибыли, полученной нарушителем в результате такого нарушения. Если потери или прибыль трудно определимы, ущербом будет считаться составная от патентных роялтей.

Ранее действующий Закон не устанавливал стандарта для определения ущерба от нарушения патента. На практике суды обычно использовали стандарт для возмещения ущерба, установленный Основами гражданского законодательства КНР. Согласно Циркуляру Верховного суда КНР 1992 года «Об ответах на некоторые вопросы, связанные с рассмотрением дел о патентах» (Циркуляр Верховного суда), суд может рассчитать ущерб от нарушения патента на основе потерь патентодержателя, прибыли нарушителя или размера разумных (обоснованных) роялтей. До этого, на основе метода, базирующегося на роялтях, ущербом признавалась разумная (обоснованная) сумма не ниже уровня роялти. В дальнейшем увеличение или снижение уровня компенсации, связанной с нарушением патентных прав, будет зависеть от норм, которые будут заложены в разрабатываемое в настоящее время Положение о применении Закона.  

    Неумышленное использование или продажа продуктов, нарушающих патентные права

В соответствии со статьей 63 Закона лицо, использующее или продающее запатентованный продукт, полученный в результате патентования без знания того, что он был изготовлен или продан без разрешения патентодержателя, не является ответственным за причиненный ущерб при условии, что это лицо сможет доказать легальное происхождение продукта. Согласно ранее действовавшему законодательству незнание этого обстоятельства было достаточным для освобождения продавца или пользователя от наказания за причиненный ущерб, серьезно нанося вред осуществлению патентных прав. Теперь дополненные положения Закона налагают на пользователя или продавца продукта с нарушенным патентным правом обязательства по доказыванию того, что право не нарушено или привлекают к ответственности. Данное положение позволяет собственнику патента лучше контролировать рынок и предотвращать незаконную торговлю запатентованными продуктами.

    Наличие предварительного запрета

Как определено статьей 61 Закона, если собственник патентных прав и заинтересованная сторона могут доказать, что кто-то нарушает или будет нарушать их права и это, без принятия неотложных мер, приведет к потерям, они вправе потребовать от суда вынесения судебного запрета и принять необходимые меры для защиты своих прав.

Выполняя требование TRIPs о так называемом «быстром средстве защиты права», положения Закона предусматривают средство, подобное предварительному запрету, имеющемуся в других юрисдикциях. Гражданско-процессуальный закон КНР предусматривает процедуры для организации защиты доказательства и сохранения собственности, которые не могут быть использованы для остановки нарушения до вынесения судебного решения. Ранее действовавшее законодательство не содержало положений о предварительном запрете, указанная норма используется в китайском патентном законодательстве впервые.

    Ужесточение стандартов для «обязательной» лицензии

Дополненный Закон предусматривает более жесткие стандарты в отношении так называемой «обязательной» лицензии (compulsory license). Согласно статьям 50, 52 и 55 Закона в случае, когда изобретение или вспомогательная модель, на которые распространяются патентные права, содержат в себе важный технический прогресс существенного экономического значения (of considerable economic significance) по сравнению с ранее выданным патентом, а эксплуатация нового изобретения или вспомогательной модели зависит от использования ранее выданного патента, Управление КНР по интеллектуальной собственности может, по запросу предыдущего патентодержателя, предоставить обязательную лицензию на использование предыдущего патента.

Управление КНР по интеллектуальной собственности должно уведомить патентодержателя о своем решении выдать обязательную лицензию и зарегистрировать объявление о своем решении. Такое решение должно определять объем и срок действия лицензии, установленные в соответствии с основаниями, по которым принималось решение. При прекращении существования указанных оснований патентодержатель может обратиться в Управление КНР по интеллектуальной собственности с просьбой пересмотреть решение.

Если патентодержатель или сторона, которая обращается за/и получает обязательную лицензию (grantee), не удовлетворены решением органа, выдавшего лицензию, или судебным решением в отношении роялти, выплачиваемой за эксплуатацию, то они имеют право в течение 3-х месячного срока обратиться в Народный суд.

Парижская конвенция о защите промышленной собственности разрешают странам-участницам включать положения об обязательных лицензиях в их патентное законодательство. Тем не менее, статья 31 TRIPs ограничивает использование обязательных лицензий, т.к. известно, что развивающиеся страны могут нанести ущерб интересам развитых стран, предоставляя чрезмерное количество обязательных лицензий. В данном вопросе новая редакция Закона отвечает требованиям TRIPs.

    2. Упрощенная процедура подачи заявки

    Международные заявки китайских юридических и физических лиц

В соответствии со статьей 20 Закона любое китайское юридическое или физическое лицо, намеревающееся зарегистрировать заявку на патент за рубежом на изобретение, сделанное в Китае, должно вначале зарегистрировать заявку в Патентном ведомстве КНР, которое затем назначает патентного агента. Любое китайское юридическое или физическое лицо может зарегистрировать международную заявку на патент. 

Ранее действовавшее законодательство предписывало китайскому юридическому или физическому лицу получить одобрение соответствующего административного органа до регистрации иностранной или международной заявки, однако при этом оно не давало определения термину «соответствующий административный орган». Новая редакция Закона соответствует процедурным требованиям Парижской конвенции и TRIPs, предоставляя возможность предприятиям с иностранным капиталом, в особенности китайским научно-исследовательским центрам мультинациональных корпораций, защищать патенты в Китае и за рубежом.

    Обязательства агента

Статья 19 Закона предписывает патентному агенту действовать в качестве поверенного патентного заявителя в соответствии с выданными ему полномочиями. Патентный агент обязан сохранять конфиденциальность в отношении всей информации, получаемой в процессе его деятельности в качестве агента. В случае нарушения агентом положения о конфиденциальности патентодержатель вправе применить соответствующие меры воздействия, предусмотренные Законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: