История политических рекламы и связей с общественностью в постперестроечной России неразрывно связана с историей альтернативных демократических выборов. Отсчет ее начался с выборов делегатов Съезда народных депутатов СССР весной 1989 г., когда у избирателей фактически впервые появилась возможность реального выбора, а у кандидатов, не принадлежащих к партийной номенклатуре и элитным социальным группам, — вхождения в политическую элиту страны через выборную должность.
Первые политические кампанииначала реформ, за исключением кампании 1991 г. по избранию Б. Ельцина Президентом России, отличались непрофессионализмом и калькированием зарубежного опыта. Политическая реклама ограничивалась расклейкой листовок и незначительной почтовой рассылкой, а сами рекламные обращения мало чем отличались от «агитки» «партийно-номенклатурных» времен. ПР-услуги в первых избирательных кампаниях постсоветской России сводились к организации и проведению семинаров в помощь политическим структурам и избирательным штабам.
|
|
Однако уже в 1991 г. была создана Российская ассоциация по связям с общественностью.Этот факт свидетельствует о том, что уже тогда началось формирование цивилизованного рынка ПР-услуг и возникла необходимость консолидации интересов его участников (ПР-агентств, независимых профессионалов, ПР-структур государственных, коммерческих, образовательных институтов).
Значимым этапом становления политических технологий в России стал референдум по вынесению вотума доверия Президенту, Верховному Совету и Правительству России, состоявшийся весной 1993 г. Разработчики стратегии кампании в поддержку Бориса Ельцина приняли революционное по тем временам решение отказаться от содержания и сконцентрироваться на форме, в результате чего родилась знаменитая формула «Да — да — нет — да». Суть концепции заключалась в том, чтобы внедрить в сознание широких слоев населения сам слоган, не объясняя его сути[14]. Тогда же впервые были разработаны открытки для безадресной почтовой рассылки и снят телевизионный ролик в поддержку президента, но россияне их так и не увидели. Однако демонстрировались ролики, призывавшие идти на референдум.