Глава 3. Практическое применение политической рекламы в России. Политическая реклама в избирательных кампаниях 1989—1995 гг

История политических рекламы и связей с общественностью в постперестроечной России неразрывно связана с историей альтерна­тивных демократических выборов. Отсчет ее начался с выборов деле­гатов Съезда народных депутатов СССР весной 1989 г., когда у изби­рателей фактически впервые появилась возможность реального выбо­ра, а у кандидатов, не принадлежащих к партийной номенклатуре и элитным социальным группам, — вхождения в политическую элиту страны через выборную должность.

Первые политические кампанииначала реформ, за исключением кампании 1991 г. по избранию Б. Ельцина Президентом России, отли­чались непрофессионализмом и калькированием зарубежного опыта. Политическая реклама ограничивалась расклейкой листовок и незна­чительной почтовой рассылкой, а сами рекламные обращения мало чем отличались от «агитки» «партийно-номенклатурных» времен. ПР-услуги в первых избирательных кампаниях постсоветской России сво­дились к организации и проведению семинаров в помощь политичес­ким структурам и избирательным штабам.

Однако уже в 1991 г. была создана Российская ассоциация по связям с общественностью.Этот факт свидетельствует о том, что уже тогда началось формирование цивилизованного рынка ПР-услуг и возник­ла необходимость консолидации интересов его участников (ПР-агентств, независимых профессионалов, ПР-структур государствен­ных, коммерческих, образовательных институтов).

Значимым этапом становления политических технологий в Рос­сии стал референдум по вынесению вотума доверия Президенту, Верховному Совету и Правительству России, состоявшийся весной 1993 г. Разработчики стратегии кампании в поддержку Бориса Ельцина при­няли революционное по тем временам решение отказаться от содер­жания и сконцентрироваться на форме, в результате чего родилась знаменитая формула «Да — да — нет — да». Суть концепции заключа­лась в том, чтобы внедрить в сознание широких слоев населения сам слоган, не объясняя его сути[14]. Тогда же впервые были разработаны открытки для безадресной почтовой рассылки и снят телевизионный ролик в поддержку президента, но россияне их так и не увидели. Од­нако демонстрировались ролики, призывавшие идти на референдум.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: