ЗПР соматогенного характера

Причиной этой формы ЗПР являются частые соматические заболевания истощающего характера: хроническая пневмония, тонзиллит, гайморит, тяжелые аллергические состояния, хро­нические заболевания и патология внутренних органов.

Эти заболевания являются причиной хронической интокси­кации (отравления) организма и приводят к снижению физи­ческого и психического тонуса, активности, уровня устойчиво­сти к нагрузкам (в том числе и умственным), работоспособно­сти. Помимо этого, хроническая интоксикация организма вредными веществами, образующимися в очаге хронической инфекции, влияет на темп созревания нервной системы, что может привести к негрубой задержке развития мозга, созревания эмоционально-волевой сферы.

  Несмотря на то, что предпосылки интеллекта (память, внимание, восприятие, речь, мышление, воображение) у таких детей обычно укладываются в рамки возрастной нормы, уже в первые месяцы обучения в школе соматичес­ки ослабленные дети могут оказаться в числе неуспешных, де­задаптированных по целому ряду причин.

Трудности в адаптации к школьным условиям обусловле­ны не только повышенной утомляемостью этих детей, но и инфантильными особенностями психики, которые нередко отмечаются у часто болеющего, ослабленного ребенка: неса­мостоятельностью, пугливостью, робостью, чрезвычайной зависимостью от взрослых. Черты эмоциональной незрелос­ти часто сочетаются с невротическими проявлениями: повы­шенной впечатлительностью, боязливостью, капризностью.

Нередко родители склонны чрезмерно опекать ослаблен­ных детей из-за болезненности и подверженности инфекци­ям, ограничивать их контакты с другими детьми. В результа­те ребенок приходит в школьный коллектив, не умея об­щаться со сверстниками, обилие контактов становится для него дополнительной психологической нагрузкой, усилива­ющей утомление. Многочисленные пропуски занятий из-за болезни усугубляют картину.

Несмотря на то, что собственно интеллектуальная дея­тельность у таких детей может быть относительно сохран­ной, систематическая учебная нагрузка и пребывание в дет­ском коллективе часто становятся для них непосильными. «Нормативные» нагрузки оказываются чрезмерными: утом­ление наступает быстрее, чем у более здоровых детей. На­капливающееся утомление, отсутствие своевременного от­дыха (они успевают устать и истощиться задолго до наступ­ления перерыва между уроками, не успевают отдохнуть за перемену) приводят к формированию хронической усталос­ти или переутомления. Психофизиологическое переутомление принципиально отличается от обычного утом­ления тем, что при последнем работоспособность после отдыха восстанавливается до исходного уровня а при переутомлении этого не происходит: утомление накладывается на утомление, подчас приводя к серьезным сдвигам в общем состоянии здоро­вья. Это создает благоприятную почву для интенсификации болезненного процесса.

Собственно учебная деятельность у таких детей к началу обучения в школе оказывается несформированной. Дети не «дозрели» и до осознания необходимости обучения. Можно тщательно го­товить ребенка к школе и не сформировать у него желаемой мотивации. Поэтому требования со стороны взрослых (подчас весьма жесткие либо противоречивые) упираются, с одной стороны, в резко сниженную работоспособность ребенка; с другой — в несформированность школьной мотивации; с третьей — в не­зрелость эмоционально-волевой и когнитивной сфер.

Проблемы в обучении возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к пред­лагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать воз­никающие при их выполнении трудности. В состоянии повышенно­го утомления ответы ребенка становятся необдуманными, неле­пыми. Часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать, говоря «не знаю», «не могу». Отмечаются своеобразные изменения личнос­ти: дети вялые, неинициативные, склонны к повышенной фиксации на своем самочувствии.

Нарастающая при утомлении головная боль, понижение аппети­та, болевые ощущения в области сердца и прочее используются та­кими детьми как повод для отказа от деятельности при встрече с трудностями, при нежелании выполнять какую-либо работу. Учите­лю сложно дифференцировать, когда состояние соматического дис­комфорта истинное, а когда ложное. У данных детей наблюдается критическое отношение к своим затруднениям, неуспехам, они осоз­нают и болезненно переживают школьные неудачи, которые глубоко травмируют их.

Перечисленные особенности учащихся с соматогенной ЗПР явля­ются серьезным препятствием в их обучении. Частые пропуски по болезни, «выключение» такого ребенка по мере нарастания утомле­ния из учебного процесса, незаинтересованность в учебе приводят его в разряд стойко неуспевающих школьников.

Таким образом, причины школьной дезадаптации у сомати­чески ослабленного ребенка весьма неоднородны, но при этом вы­ступают в тесном единстве, вытекающем из первоначального не­благополучия организма. Вместе с тем ситуация к началу обуче­ния в школе складывается таким образом, что совершенно недо­статочно пытаться избавиться от первопричины (болезни): необ­ходимо системное взаимодействие медицинских работников, пе­дагогов, психологов и родителей в плане сопровождения детей данной категории.

Следует предусмотреть систематическое медицинское обсле­дование, общеукрепляющую терапию, щадящий режим, обогащенное питание. Желательно, чтобы дома и в школе царила спокойная, доброже­лательная обстановка, к ребенку предъявлялись разумные, аде­кватные его возможностям (но не заниженные!) требования. Пе­дагогу необходимо продумать меры по профилактике переутом­ления в режиме занятий, а также совместно с родителями спо­собствовать восполнению пробелов в программном материале.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: