Всоответствии с системой и нормативно – правовой базой обязательного социального страхования обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признается видом обязательного социального страхования и предусматривает:
1. обеспечение социальной защиты застрахованных лиц и экономической заинтересованности в субъектах страхования, снижение профессионального риска,
2. возмещение вреда причиненного жизни и здоровью застрахованного лица при их по обязательному страхованию, по трудовому договору и иных случаях предусмотренных страхованием,
3. обеспечение предупредительных мер по сокращению травматизма и профессиональных заболеваний.
Исходя из системы и нормативно – правовой базы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний профессиональным риском являетсявероятность повреждения или утраты здоровья или смерти застрахованного лица, связанных с исполнением обязанностей в установленном законодательством случаев. (наступление несчастных случаев или смерти застрахованного лица)
Профессиональный риск делится на классы – уровень профессионального травматизма, профессионального заболевания, сложившимся по видам экономической деятельности страхователя.
Субъекты Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Страховщик - Фонд социального страхования (устанавливает страховые тарифы, надбавки, скидки; участвует в расследовании страховых случаев; направляет застрахованных лиц в учреждениях медико-социальной экспертизы; регистрирует страхователей; осуществляет сбор страховых взносов; осуществляет обеспечение по страхованию).
Страхователи – лица, которые производят выплаты взносов:
1. физические лица,
2. организации любых форм собственности,
3. индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой,
4. органы исполнительной власти и местного самоуправления,
5. граждане, добровольно вступившие в страховые отношения.
Права и обязанности страхователя: обеспечение в установление надбавок и скидок к страховым тарифам; уплачивать страховые взносы; обеспечивать меры по предупреждению страховых случаев. Застрахованное лицо:1. физическое лицо, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно:· лица, выполняющие работу по трудовому договору· по договору гражданско-правового характера, если работодатель обязан выплачивать страховку· осужденные, выполняющие работу, 2. физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, 3. в случае смерти застрахованного лица право на получение имеют право:· нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего (т.е. имели право на содержание дети, братья, сестры, родители, супруг и т.д.),· ребенок умершего родившегося после его смерти,· один из родителей осуществляющих уход за детьми умершего не достигших 14 лет, либо являющихся инвалидами · члены семьи ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет после его смерти. Страховое обеспечение. Исходя из системы и нормативно – правовой базы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечением по страхованию осуществляется в виде:1. пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% независимо от продолжительности стажа 2. страховых выплат:· единовременные страховые выплаты· ежемесячные страховые выплаты 3. оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитаций:· лечение застрахованного лица после несчастного случая до наступления трудоспособности· приобретение лекарственных средств и средств индивидуального ухода медицинскому учреждению· постороннем уходе, в том числе осуществляемый его членами семьи· медицинской реабилитации в саноторно-курортном учреждении и проведении процедур, а в некоторых случаях и сопровождающего. Изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.· обеспечение транспортом, ремонт и предоставление горюче-смазочных материалов · проезд застрахованного лица (при необходимости сопровождающего). Размер страховых выплат. Из нормативно – правовой базы следует, что страховые выплаты выплачиваются:1. застрахованным лицам если результат наступления страхового случая стала утрата его профессиональной трудоспособности, 2. лицам, имеющим право на ее получение, если наступила смерть застрахованного лица.Единовременная страховая выплата назначается в твердой денежной сумме, которая составляет примерно 50 тысяч.Ежемесячная страховая выплата составляет примерно 40 тысяч рублей. Размер определяется как доля среднемесячного заработка исчисленного за последний год в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности. Органы медико-социальной экспертизы определяют в процентах степень трудоспособности застрахованного лица и его виды. Лицам, имеющие право на получение выплат после смерти застрахованного лица исчисляется исходя из его месячного заработка за вычетом долей приходящихся а его самого и трудоспособность лиц состоявших на их иждивении, но не получивших право на страховые выплаты. Арбитражный Суд РФ рассмотрел заявление государственного учреждения «Тюменское региональное отделение ФСС РФ» обратилось в Арбитражный суд Тюменской обл. с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Государевой Ю.А. 5000 рублей штрафа за нарушение срока регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе страховщика.Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленном требовании отказано.Постановлением суда апелляционной инстанции решение оставлено без изменения.Федеральный Арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением названные судебные акты оставил в силе. Арбитражный Суд РФ постановил решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Тюменской области и постановления Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по тому же делу отменить в соответствии с ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Тюменской области.
Заключение.
Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества.
Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами.
Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Государственное обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей» [7].
Государственное социальное страхование подразумевает под своим объектом все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
В настоящее время Россия поставила перед собой задачу необычайной сложности – построить социальное государство, призванное обеспечить каждому гражданину достойные условия существования.
Сложный характер социально - экономических и политических проблем, сложившихся в сфере социальной защиты населения вообще и социального страхования в частности, требует новых подходов к их решению. В их основе лежит жизненная необходимость обеспечить эффективное социальное страхование каждого человека на пути улучшения материального положения наиболее уязвимых слоев населения за счет усовершенствования системы социального страхования, оптимизации и условий назначения социальных выплат.
В данной работе рассмотрены актуальные вопросы правового регулирования по обязательному социальному страхованию, которые в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных вопросов в общественной жизни России.
В курсовой работе был проведен анализ и изучена система обязательного социального страхования и нормативно- правовая базы касающейся государственной системы обязательного социального страхования как правовой категории; раскрыто понятие государственной системы обязательного социального страхования как организационно - правовой формы, ее целей, принципов и задачей; дано определение системы обязательного социального страхования; рассмотрено систему обязательного пенсионного страхования, медицинского страхования, социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Были изучены:
Конституция Российской Федерации
ФЗ «ОБ основах Обязательного Социального Страхования»;
ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;
ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании»;
ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страховании»;
ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В курсовой работе использованы научные труды Е.Г. Азаровой, К.С. Батыгина, Галаганова В.П. и Смирновой О.В. и других авторов.
Для повышения эффективности и обоснованности системы и нормативно – правовой базы по обязательному социальному страхованию необходимо определить основной план ее развития на основе следующих положений:
1. создать единую кодифицированную нормативно – правовую базу по всем видам обязательного социального страхования;
2. выбрать такие финансовые инструменты социального страхования, которые не оказывали бы негативного влияния на развитие экономики и позволили бы рационально распределить ответственность организации и финансированию системы между ее участниками
3. усилить общественный контроль за распределением финансовых ресурсов в системе социального страхования
4. установить уровень необходимых социальных гарантий, которые должны обеспечить социально уязвимые группы населения.
Список используемой литературы.
Список нормативно-правовых актов:
Конституция Российской Федерации
ФЗ «ОБ основах Обязательного Социального Страхования»;
ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;
ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании»;
ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страховании»;
ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Список используемой литературы:
В.П. Галаганов Право социального обеспечения 2004г.
В.П. Галаганов Страхование 2008г.
П.Л.Каминский Социальное страхование 2003г.
К.С. Батыгин Пособие по социальному обеспечению 1996г.
[1] ФЗ «ОБ основах Обязательного Социального Страхования»
[2] ст. 7 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
[3] ФЗ от 29.12.06 N 255-ФЗ «ОБ обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 13-ФЗ,от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
[4] «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
[5] ст. 6 ФЗ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
[6]''Положение о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование'', утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993г. №1018.
[7] Волгин Н.А., Ракитинский Б.В. Экономика труда и социальные отношения. - М.: РАГС, 1998.-13с.